Урок по теме: «Занятость и безработица». 11 класс
Урок по теме: «Занятость и безработица». 11 класс
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: рынок труда, занятость, безработица, прожиточный минимум, государственная политика в области занятости.
Цели урока:
познакомить учащихся с тем, как формируется и работает рынок труда;
выяснить причины и виды безработицы;
развивать у учащихся умения выражать свои мысли, работать с разными источниками информации.
План урока:
1. Актуализация знаний: блиц – опрос.
2. Рынок труда, причины и виды безработицы.
3. Государственная политика в области занятости.
4. Закрепление материала.
1. Блиц – опрос по домашнему заданию: учащимся следует ответить «да» или «нет» применительно к каждому выдвинутому суждению.
а) Финансы – это совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств (да).
б) Банковская система – это совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций (да).
в) Выпуск денежных знаков в стране осуществляет Центральный банк и крупные коммерческие банки (нет).
г) Небольшую инфляцию (не более 5% в год) принято считать естественной (да).
д) Пассивные операции банка – это предоставление различных по срокам и размерам кредитов (нет).
2. Учитель сообщает новую тему, ставит и объясняет цели занятия.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (Обществознание. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова). Учащиеся работают с первым разделом параграфа «Занятость и безработица» по группам (формируются три группы). Каждая группа готовит ответ на один из вопросов:
1. Что регулирует рынок труда?
2. Как действует закон спроса и предложения на рынке труда?
3. Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?
Учитель отмечает, что важная функция рынка труда – распределение перераспределение трудовых ресурсов. Достичь равновесия на рынке труда очень трудно, поэтому возникает неизбежное явление рыночной экономики – безработица.
3. Переходя к данному пункту плана, учитель поясняет, что государство регулирует разные рынки, в том числе и рынок труда. Для решения вопросов безработицы создаются биржи труда.
Учащиеся просматривают видеоролик о бирже труда (просмотр сопровождается комментариями учителя).
Важным моментом урока является связь рассматриваемого вопроса с реалиями окружающей социальной жизни. Чтобы показать, как решаются проблемы безработицы, на урок приглашается специалист Центра занятости населения. В его выступлении главное внимание уделяется раскрытию основных направлений, которые на практике реализует Центр, проводя государственную политику в области занятости.
4. В заключении подводятся итоги урока, делается общий вывод, выставляются оценки.
Домашнее задание: подготовить эссе на тему «Как найти своё место на рынке труда?».
И. Р. Тер-Егазаров, МКОУ-В(с)ОШ №1, Краснодарский край