Возникновение ранних государств. 5 класс
Возникновение ранних государств. 5 класс
Цели урока:
1. Способствовать развитию критического мышления
2. Сформировать представления обучающихся о причинах возникновения ранних государств, типах государств, его отличия от понятия страна
3. Формировать умения работать с текстом учебника, источника, выделять главное.
Оборудование: АРМ учителя, презентация, дидактический раздаточный материал, ребус.
Деятельность учителя | Содержание урока | Деятельность учащихся | ||||||||||||||
IОргмомент II Поверка знаний Беседа Индивидуальный опрос по карточкам индивидуальный опрос у доски контроль знаний понятий. Игра-молчанка IIИзучение нового материала Фаза вызова Монологическая речь учителя Заполнение таблицы Постановка главного вопроса Фаза осмысления содержания Задание классу Запись в тетрадь Задание классу Рассказ учителя с записью схемы Вопрос классу Запись в тетрадь Беседа Рассказ учителя о типах государств, составление схемы Самостоятельная работа с учебником беседа вывод словарная работа ответ на главный вопрос урока Слово учителя Работа в парах, IVЗакрепление Изученного Фаза рефлексии Беседа Синквейн Игра «ЛОТО» Игра «Согласен – не согласен» Отгадать ребус Сл № V Инструктаж домашнего задания |
– Как называется глава, которую мы изучаем? – Какое главное занятие было у людей на первой ступени развития общества? _Как называлась вторая ступень развития общества? _А третья? 1 Как и почему люди стали заниматься земледелием? 2Как и почему люди стали заниматься скотоводством?
Заполни схему
Много умных слов мы знаем, часто их употребляем. А сейчас проверки ради мы запишем их в тетради. 1 Знания детям передавали, умения, навыки развивали. Сплести корзину, вырезать весло, труд такой мы зовём (РЕМЕСЛО) 2 Шёл рост числа первобытных людей, и считаться стали родством. От охоты люди перешли к занятию (СКОТОВОДСТВОМ) 3 Добычей поровну всех наделяли , трудились женщины и мужчины. В беде никого не бросали. Такой коллектив назывался (ОБЩИНОЙ) 4. Как много зерна мы собрали, то-то всех ждёт веселье! Тяжёлый труд землю пахать, его мы зовём ЗЕМЛЕДЕЛИЕ 5. Жили люди сообща, друг другу помогали. Всё ровно делили и горя не знали. Так шли век за веком, за годом год, Такой коллектив называют (РОД) 6. Движется прогресс вперёд. И новое настало время, когда рода объединились в одно большое __________(ПЛЕМЯ) Сегодня я получила записку без подписи, послушайте, что в ней написано: Я запутался немного, объясните, не пойму. Говоря о государстве, показали мне страну. В чём различье я не знаю. Помогите, погибаю! А вы знаете, чем отличается понятие «СТРАНА» от понятия «ГОСУДАРСТВО»?
Сегодня на уроке мы узнаем, как появилось государство, и что называют государством. Какие бывают государства и чем отличаются эти понятия ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО? Поможет нам разобраться в том, что такое государство русский язык. Предлагаю вам «раскатав» термин, понять , что такое государство. Предлагаю выделить все увиденные новые слова ГОСУДАРСТВО СУД ДАР ГОСУДАРЬ УДАР одаряет, защищает Судит Наказывает Завоёвывает, властвует Чем занимается государство? Государство властвует, судит, наказывает, объединяет и защищает жителей страны Возникновение государства учёные связывают с изменениями в хозяйственной и общественной жизни людей. Вспомните, какие изменения произошли в жизни людей? Приложение № 1 Итак, когда же появляется государство? Государство возникает на определённом этапе развития общества, когда появляется неравенство, профессиональное изменение, города. С историей какого государства мы уже познакомились, изучая историю. (Древний Египет) Кто стоял во главе государства? (фараон) Вспомните кластер, который мы составляли на уроке истории, что есть в любом государстве ТИПЫ ГОСУДАРСТВ Империя Демократия (правление одного) (правление большинства) 1 группа стр. 49– 51 2 группа – стр. 51– 53 1 группа Где находится центр политической жизни? (в столице) Из-за чего проходили войны в древности? Что называют империей? Назовите древнейшие империи. Почему её называют централизованным государством? Кто такие чиновники и чем они занимались? Почему их стали называть бюрократами? Что такое право? 2группа Как переводится слово демократия? Где и когда появилась демократия? А каким образом каждый человек может участвовать в управлении государством? Как вы думаете, благодаря чему правители осуществляли власть над народом? Правитель управлял страной, опираясь на законы, с помощью чиновников Закон – общеобязательные правила поведения (нормы), установленные государством. Вернёмся к главному вопросу урока– Что такое государство? Государство – система, созданная для организации и управления жизнью людей на определённой территории, с помощью закона и силы Итак, изучая историю Древнего Египта, мы употребляем понятия страна и государство. Различаются ли они? В современных государствах существуют Конституции. Есть она и в нашей стране. Когда была принята Конституция РФ? Работая с текстом статей Конституции, мы можем определить признаки государства коллективное составление кластера
Государство Сильное, могущественное Объединяет, оберегает, помогает Государство охраняет своих граждан. Защита Проверка Центром государства служит столица (ДА) Империя – правление большинства (НЕТ) Чиновник – должностное лицо (ДА) Вождь – глава государства (НЕТ) Империя – централизованное государство (ДА) Закон – общеобязательные правила поведения, установленные государством (ДА) Государство создаётся только для военных походов и завоеваний (НЕТ) ЗАКОН & 9 , вопрос – рассказ, в 3,4 -устно На выбор – составить синквейн или кроссворд, или нарисовать плакат на тему «Что такое государство» |
Допол-нения к ответу товарищей Проверка Запись понятий. Взаимо- проверка. Ответы учеников Участие в беседе, Совмест ное составле ние схемы Предлагают варианты ответа Называют изменения, совместно составляем схему Предлагают варианты Запись в тетрадь. Ответы Чтение с пометками Участие в беседе Запись в тетрадь Участие в беседе Совместно составляем Ответы совместно Поднимают карточку ДА или НЕТ |
Н. Г. Гусева, МКОУ СОШ №17, с. Борисовка, Пластовский район, Челябинская область