Конспект урока обществознания на тему: «Познание»
Конспект урока обществознания на тему: «Познание»
Цели:
Показать, что представляет собой процесс познания и в чем заключаются особенности чувственного, рационального, научного познания.
Задачи:
образовательные:
1. показать место познания среди многообразия человеческой деятельности;
2. раскрыть роль знаний в жизни людей;
3. охарактеризовать основные источники познаний человека об окружающем мире;
4. изучить особенности различных видов познания;
5. Показать взаимосвязь различных видов познания между собой.
воспитательные:
1. воспитывать у учащихся стремление к совершенствованию, познанию мира,
изучению наук для понимания окружающей действительности и себя.
развивающие:
1. развивать умения учащихся логически мыслить;
2. выделять главное в тексте и объяснении учителя;
3. устанавливать причинно-следственные связи;
4. делать обоснованные выводы.
Пособия и оборудование:
1. Певцова Е. А. , Кравченко А. И. Обществознание. Учебник для учащихся 10 кл. М. : Русское слово. 2008.
2. Певцова Е. А. Поурочные методические разработки к учебнику А. И. Кравченко «Обществознание 10 класс». М. : Русское слово. 2008.
3. «Человек и общество». Учебное пособие для учащихся 10 – 11-х кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М. : Просвещение. 2008.
4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова. М. : Просвещение. 2002.
5. ПК, мультимедийный проектор.
6. Повязка и любые 2 предмета.
7. Лимон, яблоко.
8. Портреты И. Ньютона, Д. Менделеева.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Мотивационный момент.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о познании. Определите, пожалуйста, цели нашего урока.
III. Изучение нового материала.
Как вы думаете, что такое познание?
С какого возраста человек начинает познавать мир?
Ответы учащихся.
Человек начинает познавать окружающий мир в период внутриутробного развития. Для этого он начинает использовать сформировавшиеся органы чувств.
Какие органы чувств вы знаете?
Ответы учащихся (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Действительно, плод в утробе матери с 10-12 недель слышит звуки её тела, окружающей среды, имеет тактильные ощущения, определяет вкус пищи.
Ребята, давайте запишем определение понятия «познание».
Познание – это процесс отображения и воспроизведения действительности в сознании человека.
Существует 2 типа познания: чувственное и рациональное. Перенесите схему в тетрадь.
Познание:
Чувственное: Рациональное:
ощущение суждение
представление умозаключение
восприятие формирование понятий
Теперь мы с вами проведем эксперимент, который покажет вам, как работает схема чувственного познания. Для этого мне нужен один доброволец.
Ученику закрывают глаза повязкой и дают в руки один из предметов. Задача учащегося описать те ощущения, которые возникают. Например: вес предмета, его фактура, форма, запах и т. д. Затем ученик так же анализирует второй предмет.
Учитель спрашивает, мог ли учащийся на основании полученных ощущений представить себе эти предметы? Ученику снимают повязку, и он видит эти предметы.
Учитель спрашивает – какую еще информацию могут воспринять органы чувств? Например, цвет предметов, их назначение и т. д.
Ребята, теперь попробуйте сами привести примеры чувственного познания.
Ответы учащихся.
Ребята, а как вы считаете, можем ли мы, увидев предмет, услышав о нем, ощутить его свойства?
Ответы учащихся.
Действительно, схема чувственного познания может «работать» в обратном порядке и мы с вами попробуем это доказать. Учитель демонстрирует учащимся лимон (настоящий или его изображение) и спрашивает, возникли ли у учеников ощущения.
Ребята, а можно ли познать весь окружающий мир с помощью чувств?
Ответы учащихся.
Познание окружающего мира осуществляется человеком так же и с помощью разума. Давайте вспомним из истории примеры познания мира с помощью разума.
Учащимся демонстрируется портрет Исаака Ньютона и яблоко (настоящее или его изображение). Ученики вспоминают открытие закона земного притяжения. Далее учитель демонстрирует портрет Д. И. Менделеева и учащиеся вспоминают его пример рационального познания мира.
Суждение: все химические элементы взаимосвязаны друг с другом.
Умозаключение: можно отразить эту взаимосвязь.
Формирование понятий: периодическая система химических элементов.
Отдельным видом познания является научное познание, которое основано на доказательствах и экспериментах. На приведенных выше примерах мы видим, что и И. Ньютон и Д. Менделеев, чтобы доказать свои теории проводили научные эксперименты и доказывали точность своих предположений.
Таким образом, сегодня мы с вами увидели, что все виды познания взаимосвязаны друг с другом и их основная цель – познать законы окружающего мира.
IV. Рефлексия.
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Что вам понравилось в ходе занятия?
3. Что не понравилось?
V. Домашнее задание.
Читать § 1. Задания к нему. Привести свои примеры рационального и научного познания.
Д. М. Гулянова, МБОУ СОШ с. Кубанка Переволоцкого района, Оренбургская область