Информационное общество в России – миф или реальность?
Информационное общество в России – миф или реальность?
Атрибуты: кейсы с заданиями, вода и пластиковые стаканы, презентация, иллюстрации.
Цель: выявить, при помощи кейс – заданий, степень сформированности в России информационного общества.
Задачи: 1. На примере работы с данной темой научить детей (педагогов) работать с «кейсами»;
2. Формирование у участников исследовательских навыков;
3. Формирование аналитических способностей.
1. За круглым столом все участники мастер класса. Захожу с газетой.
– Добрый день уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на очередном этапе нашего конкурса. Мы с вами живём в быстро меняющемся мире и должны постоянно приспосабливаться к этим изменениям. Недавно я наткнулась на одну заметку всеми вам известной газеты. Давайте послушаем, что пишут наши СМИ (читаю заметку о пользователях интернета).
2 – Скажите, а о какой черте современного общества я вам сейчас прочитала?
Ответы участников.
– Да мы с вами не просто читаем, но и получаем информацию. Информация окружает нас по всюду, и, порой, не только ученикам, но и нам с вами очень непросто с ней разобраться. Поэтому я предлагаю вам сегодня выяснить – «Информационное общество в России – миф или реальность?» (слайд1).
В обществоведческой классификации принято деление общества на 3:
А) традиционное, б) индустриальное, в) информационное или постиндустриальное.
Данное общество начало формироваться на западе в конце 20 века. Его основные черты
( слайд2). И мы сегодня с вами должны выяснить существует ли оно сегодня в России?
Для этого мы с вами воспользуемся кейс-технологией, которая была разработана в Гарвардской школе бизнеса в начале 20 века(слайд 3).
То, что я сегодня буду показывать естественно не ново для многих, кейс-технология включают разнообразные методы:
1. Метод ситуационного анализа
2. Метод инцидентов
3. Метод ситуационно-ролевых игр
4. Метод разбора деловой корреспонденции
5 Метод дискуссии
6. Игровое проектирование ( слайд 4)
Очень важно, что кейс-технология помогает связать теорию с практикой. Её не обязательно использовать в течение всего урока. Она хорошо работает на его отдельных этапах.
Перед вами пакеты с информацией. Это официальные государственные программы, взятые из интернета;
Концепция формирования информационного общества.
Анкеты для учащихся, педагогов и общественности; выдержки из Федерального бюджета на 2012, 13 и 14 года; статистические данные; информация Левада-Центр; газеты: «МОЁ», «Российская газета» и др.
И так, работа по кейс-технологии может быть, как индивидуальная, так и групповая.
Я предлагаю разделится на группы( слайд 4). У каждой кейс с документами и заданиями. У одной группы – документы государственных программ России, у другой – статистические данные (расходы государственного бюджета на 2012-14 гг); у третьей – работа с графиками и сопоставление фактов; четвёртая группа – данные Левада центр и наконец, ещё одна группа выступит в роли корреспондентов газет и проведёт опрос.
Участникам даётся 5-7 мин, в ходе, которых они выполняют свою работу.
Потом все собираются за круглым столом.
3. Прежде, чем приступить к анализу наших источников и дискуссии, я прошу вас передохнуть и выпить воды.
– Скажите. Что я сейчас держу в руках?
Ответы.
– Может ли пластиковый стакан быть источником информации? Из чего он состоит? (пластик, лёгкий, дешёвый. ) После использования выбрасываем. Ежегодно в России производится и используется 15 млрд пластиковых стаканов. Т. е это массовое производство, направленное на удовлетворение наших потребностей. Это признак индустриального общества, который перешёл в информационное. Значит, мы можем проследить принцип преемственности, что тоже очень важно при изучении данной темы. Это тоже черта нашего общества – массовость, массовое производство. Да и одноразовость – попользовались и выбросили.
4. Итак, давайте перейдём к анализу наших источников:
1. что нам говорят официальные документы:
– Концепция
– Государственная программа РФ
– Статистические данные
– данные федерального бюджета о расходах на науку и информационные технологии
2. что нам говорят опросы общественности?
– детей
– учителей
– простых респондентов
3. Данные Левада Центр.
4. Газета МОЁ.
Участники анализируют документы и делают вывод.
Вывод: В России информационное общество только формируется и для этого есть у нас большой потенциал.
Используемые источники: интернет ресурсы, сайт «Левада-Центр», «Российская газета», газета «МОЁ» и др.
М. В. Подгайная, МКОУ Заводская СОШ, п. Пригородный, Калачеевский район, Воронежская область