Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: «Нравственные и правовые основы брака и семьи»

Тема урока: «Нравственные и правовые основы брака и семьи»

Цели: Обучающая:

познакомить учащихся с основами семейного права; рассмотреть виды и формы отношений, регулируемых семейным законодательством; способствовать формированию правовой и технологической культуры будущих специалистов в области социальной работы; способствовать формированию ответственного подхода к выбору брачного партнера и поведения в семье; ориентировать в профессиональную деятельность.

Развивающая:

Совершенствование коммуникативных умений и навыков, умения работать и анализировать текст законов;

Воспитательная:

Способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности, развитие интереса к изучению дисциплин социально-гуманитарного цикла.

Задачи: 1. познакомить учащихся с понятиями темы: «семья», «брак», «юридически правовой статус брака», «брачный договор», «алименты» и др.

2. сформировать у учащихся представление о видах и формах семейно-правовых отношений, регулируемых семейным законодательством РФ

3. рассмотреть порядок и условия заключения, расторжения и недействительности брака; права и обязанности родителей и детей; последствия невыполнения родительских обязанностей (лишение/ограничение родительских прав, алименты)

Оборудование и материалы: 1)копии отдельных статей Семейного кодекса РФ; 2) Презентация на тему «Моя семья»; 3) Выставка семейных фотографий; 4) Карточки рефлексии.

Форма урока: урок изучения нового материала.

Домашнее задание: П. 33,34 учебника, темы для обсуждений и рефератов.

План урока:

1. Вводная часть (просмотр презентации «Моя семья» – эмоциональный настрой).

2. Потребность человека в семье (дискуссия).

3. Правовые основы брака и семьи (работа с текстом Семейного кодекса).

4. Гармоничная семья. Функции семьи (элементы проектной методики).

5. Рефлексия.

6. Подведение итогов (тестирование).

Подготовительный этап: 1)провести социологический опрос среди родителей, учителей и других взрослых с целью получения ответа на вопрос: «Какие факторы положительно и отрицательно влияют на стабильность брака»; 2)придумать (с помощью взрослых) несколько спорных ситуаций, возникающих в семье. За три дня до урока инициативная группа должна отчитаться.

Ход урока

1. Вводная часть.

Учитель: «Прежде чем начать урок, мне хотелось бы прочитать вам отрывок из книги В. А. Сухомлинского «Мудрость родительской любви». Возможно, через несколько лет вы вспомните наш урок, и полученная на нём информация вам поможет».

«Мать привела в школу дочь. Она почти не изменилась с того времени, как 10 лет назад вышла к столу, взяла экзаменационный билет и без подготовки выдержала экзамен – блестяще ответила на все вопросы. . Она была гордостью школы. Прошли годы. Сейчас она уже мать, привела в дошкольную группу дочку. Словно угадывая моё желание узнать что-нибудь о её жизни, молодая мать рассказывает:

– Поступила в институт, окончила два курса. Училась хорошо. Но суждено было иное. Вышла замуж. У мужа работа была связана с переездами, институт пришлось оставить. С мужем прожила полгода. Разошлись. Когда скажешь кому-нибудь об этом – сочувственно молчат или пытаются утешить какими-нибудь случайными словами. Не нужно ни сочувствия, ни утешения. Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности.

Женщина вздохнула и замолчала. Я чувствовал, что её волнуют те же мысли, которые не один год волнуют и меня, и спросил:

– Какая же у вас обида?

– Не учили жить. Ведь разошлись мы с мужем не из-за какого-то разочарования друг в друге, не из-за того, как привыкли говорить, «не сошлись характерами». Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть мужем и женой. Ни он, ни я. Не умеем любить друг друга. Да, человеческая любовь требует большого умения. Мы просто не представляем себе, что это такое – любовь мужа и жены, и никто нам даже не пытался сказать об этом. Не умеем мы уважать друг друга. Не умеем чувствовать рядом с собой человека. Не умеем уступать друг другу. Не умеем подчинять чувства разуму, не умеем дорожить жизнью.

Ведь действительно, мы не учим в школе самому главному – не учим жить. Учим всему, знают наши дети множество нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии материя в центре Солнца, и что такое гравитация. . , но ничего не знают о том, как человеку готовиться к семейной жизни, что это значит – быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей.

На протяжении последних 10 лет я изучил причины 200 разводов молодых семей. 189 разводов произошли именно из-за неумения молодоженов понять друг друга. Вступая в брак, юноша и девушка понятия не имеют о той сложной, тонкой культуре взаимоотношений, которой требует жизнь в браке. Им никто не говорил, и они не знают, что жить в браке, жить из дня в день вместе, в одной комнате, не в считанные часы свиданий, а всю жизнь, – это большой, ни с чем не сравнимый труд.

Подумайте сами: не всем быть физиками и математиками, а родителями, мужем и женой быть всем».

2. Потребность человека в семье.

Слово учителя: «В каждом человеке изначально заложена потребность любит и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей».

Вопросы для беседы:

А) Как вы думаете, зачем человеку семья?

Б) Согласны вы с мнением, что жена нужна носки штопать и борщ варить? Поясните свой ответ.

В) Разделяете ли вы суждение о том, что мужчине семья экономически невыгодна? Ответ поясните.

Г) Что, по вашему мнению, составляет главную опору семейной жизни?

Д) Что является моральной основой брака?

После дискуссии учащимся предлагается прочитать компьютерный вариант текста и ответить на вопросы:

«Связь двух лиц различного пола, называемая браком, – это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.

Долг родителей перед детьми – заботиться об их прокормлении и воспитании: долг детей – повиноваться, пока они не стали самостоятельными, и чтить родителей всю свою жизнь: долг братьев и сестёр вообще – обходиться друг с другом с любовью и в высшей степени справедливо.

Брак мы должны, поэтому ближе определить следующим образом: он есть правовая нравственная любовь; при таком определении из последней исключается всё, что в ней преходяще, капризно и лишь субъективно».

Г. Гегель (1770 – 1831) – немецкий философ, представитель классической философии.

Вопросы и задания:

1. Как автор приведённого текста определяет сущность брака?

2. Какое значение для понимания роли нравственности в браке имеет осознание неразрывной связи членов семьи?

3. Возможен ли, по мнению Гегеля, брак вне моральных отношений? Согласны ли вы с ним?

4. Можно ли регистрацию в ЗАГСе считать моральной основой брака?

5. Что такое мужской долг?

3. Правовые основы семьи и брака.

Каково же происхождение слова «брак»?

Оно образовалось от древнерусского «брачити» ( отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое).

Семейный кодекс РФ был принят в 1995 году.

Вам предлагаются копии отдельных статей Семейного кодекса, с которыми вы должны сейчас ознакомиться и затем ответить на следующие вопросы:

1) Каковы условия вступления в брак? (статья 10-15). Перечислить.

2) Расскажите о порядке регистрации брака. (статья 10-15).

3) Каковы личные права супругов? (статья 31-32).

4) Каковы имущественные права супругов? (статья 33-37).

5) Что такое брачный договор? (статья 40-44). Как вы считаете, нужен ли он?

6) Каковы права несовершеннолетних детей? (статья 54-60). Нарушены ли в вашей семье ваши права?

7) В каких случаях родители могут быть лишены родительских прав? (статья 69).

Учитель делает вывод, что брак – это добровольный союз мужчины и женщины. Целью которого является создание семьи. Он требует как юридической оформленности, так и нравственного начала.

4. Гармоничная семья. Функции семьи.

Учитель:

Тема семьи волновала людей во все времена. Существует огромное количество пословиц о семье: «Муж да жена – одна душа», «Муж и жена – одно дело, одно тело, один дух», «Муж и жена из одного кремня искры». Большое количество данных свидетельствуют о том. Что большинство людей испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Череда исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европейцев и американцев, неуклонно приводит к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми. И особенно с разведёнными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворёнными жизнью. Однако более важным является не сам факт брака, а качество брачных отношений. Люди , удовлетворённые своим браком и испытывающие любовь к своему партнёру, редко говорят, что они несчастны либо недовольны жизнью, реже находятся в состоянии депрессии. Как вы себе представляете гармоничную семью? (вопрос классу).

Учитель:

Одним из традиционных направлений изучения семьи является исследование факторов, влияющих на стабильность брака. Проанализировав данные проводившегося вами социологического опроса, я составила следующую таблицу (схему).

Положительные факторы Факторы риска

1. положительная реакция родителей 1. слишком ранний брак

2. эмоциональная стабильность 2. добрачная беременность

3. разница в возрасте не более 10 лет 3. замужество как способ уйти из

родительского дома.

4. сходные условия воспитания 4. замужество с целью досадить

Другому (другой).

5. сходство суждений по главным вопросам 5. частые размолвки и ссоры

6. общие интересы и виды деятельности. 6. эмоциональная неуравновешенность

7. одинаковые стремления и желания 7. чувство собственника, ревность

8. уважение друг к другу 8. большая разница в возрасте

9. одинаковое социальное положение 9. измены

10. благоприятные жилищные условия 10. отсутствие собственного

жилья

11. экономическая независимость 11. отсутствие детей

12. одинаковая внешняя привлекательность

13. одинаковые потребности в сексе.

Очень важно обсудить каждый пункт и обязательно отметить, что факторы риска не всегда могут сыграть роковую роль, однако в таком браке необходимо более бережно относится друг к другу.

Слово учителя:

«Хороший брак даёт каждому партнёру надёжного товарища, любовника, друга. Гармоничная семья выполняет много различных функций. Функции семьи – это сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связаннее с удовлетворением определённых потребностей её членов. Рассмотрим основные функции семьи. (Учащиеся делают записи в тетрадях).

Воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи, получении хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других В большинстве семей существует распределение обязанностей на мужские и женские. Феминистически настроенные женщины протестуют против такой организации быта, однако главное – это присутствие взаимопомощи и заботы друг о друге.

Функция первичного социального контроля. В каждой семье есть определённые моральные нормы поведения членов семьи в различных сферах, а также ответственность и обязательства в отношениях между супругами, родителями и детьми. В случае нарушения установленных норм осуществляются различные санкции за недопустимое поведении. Отличаются ли моральные нормы в разных семьях?

(вопрос классу).

Функция духовного общения. В семье необходимо духовное взаимообогащение: совместное проведение досуга, прогулки, развитие интересов, посещение музеев и концертов, обсуждение прочитанных книг и фильмов – всё это укрепляет дружеские основы брачного союза, делает общение в семье интересным и значимым. Каким ещё образом возможно духовное взаимообогащение членов семьи? (вопрос классу).

Эмоциональная функция. В семье человек может получить психологическую защиту и эмоциональную поддержку. Ощущение «крепкого тыла» помогает пережить трудности, неприятности на работе или даже потерю её. Как можно выразить эмоциональную поддержку члену семьи, оказавшемуся в трудной ситуации? (вопрос классу).

Сексуальная функция. Здесь важно отметить, что сексуальная совместимость важна в близких отношениях, но повседневная жизнь требует гораздо больше, чем сексуальное влечение супругов.

Репродуктивная функция, с помощью которой происходит воспроизводство населения. Рождение детей.

5. Рефлексия.

Что показалась вам на уроке особенно неожиданным? Что бы вам хотелось взять на вооружение и использовать в своих личных отношениях7

6. Подведение итогов.

Вывод учителя, выставление оценок.

Используемая литература и источники: 1) И. Т. Пархоменко «Обществознание: вопрос и ответ», издательство «Учитель», Ростов-на-Дону 2004 год;

2) А. Ф. Никитин «Правоведение», учебник для 10-11-х классов, Москва, Просвещение, 2007 год;

3)Л. П. Пономаренко. , Р. В. Белоусова «Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога». , Москва, Владос, 2001 год;

4) Семейный кодекс РФ;

5) Приложение к газете «1-е сентября».

М. В. Подгайная, МКОУ Заводская СОШ, п. Пригородный, Калачеевский район, Воронежская область

Метки: Правоведение и Обществоведение