Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Побеждать себя, а не других. Урок в 10-м классе на тему «Межнациональные конфликты в современном мире»

Побеждать себя, а не других. Урок в 10-м классе на тему «Межнациональные конфликты в современном мире»

Цель: помочь подросткам понять причины, последствия и пути решения межнациональных конфликтов в современном мире.

Формируемые компетенции:

– называть причины межнациональных конфликтов;

– приводить примеры межнациональных конфликтов;

– оценивать проблему межнациональных конфликтов, моделировать ее;

– последствия с точки зрения перспектив развития человечества;

– предлагать пути решения межнациональных конфликтов.

Основные понятия: нация, национальность, межнациональный конфликт.

Межпредметные связи: история, география, политология, социология.

Дидактический материал: Презентация по теме, Политическая карта мира, Конституция РФ (ст. 2,13,19,26,29,68) , « Концепции национальной политики РФ» (1996 года). – гл. 2 ст. 19, 26, 29; гл. 3 ст. 65,69).

План урока.

I. Организационный этап.

II. Введение в проблему, постановка цели урока.

III. Основная часть (изучение нового материала, актуализация полученных ранее знаний).

1. Причины межнациональных конфликтов.

2. Пути преодоления межнациональных конфликтов.

3. Принципы отношений между народами и нациями в современном мире. Постановка домашнего задания.

IV. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный этап.

Приветствие учащихся, пожелание плодотворной совместной работы.

II. Введение в проблему, постановка цели урока.

Назовите основные понятия, характеризующие межнациональные отношения.

Сравним две ситуации:

СЛАЙД 2 – ситуация 1

Первая ситуация – притча: встречает как-то человек из одного племени волшебника, и волшебник ему говорит: «Я дам тебе все, что пожелаешь, но у твоего врага, человека из другого племени, будет все то же самое, но в два раза больше». И человек из племени отвечает волшебнику: «Выколи мне глаз».

СЛАЙДЫ 3-5 – ситуация 2

Вторая ситуация из истории: «Эпизод между запорожцами и крымскими татарами, произошедший в XVII веке: надо ли напоминать, что время было кровавое, и крымские татары не раз обрушивали сокрушительные удары по землям Украины, и запорожские казаки наносили удары по крымцам. Особенно прославился такими ударами атаман запорожского войска Иван Сирко. Немало побед одержал он и над турками. Его именем татары унимали плачущих детей. Но вот на Крым обрушивается чума. Она косит людей, не разбирая пола и возраста. И Сирко с согласия казаков отводит крымским татарам земли для переселения, свободные от заразы. Удивленный гетман Украины Иван Самойлович отправляет Сирко возмущенное письмо – зачем тот отдает наследственному недругу казачьи территории? А Сирко ответил словами о жалости к невинным и несчастным: «В татарских кошах чума. Дети, женщины падают в траву и умирают там. Дадим им вольные воды и чистые земли. Будем же людьми, гетман!»

Вопросы для обсуждения по ситуациям:

1) Какая проблема рассматривается в данных ситуациях?

2) Есть ли различия между первой и второй ситуацией, если да, то в чем она проявляется?

3) Сформулируйте тему и цель урока (межнациональные конфликты в современном мире).

Формулируется тема урока и основные вопросы:

СЛАЙД 6 – Тема урока

СЛАЙД 7 – Цель урока

СЛАЙД 8 – Основные вопросы урока.

Тема – межнациональные конфликты в современном мире.

1. Причины межнациональных конфликтов.

2. Пути преодоления межнациональных конфликтов.

3. Принципы отношений между народами и нациями в современном мире.

III. Основная часть.

1. Причины межнациональных конфликтов

СЛАЙД 9– – Карабахский конфликт (карта).

«Армяно-азербайджанский конфликт конца 80-х – начала 90-х гг. XX века. Армяне бежали от азербайджанцев, азербайджанцы – от армян, они шли тайными горными тропами, поддерживая стариков, баюкая детей. И вдруг случилось невероятное: на одном из извилистых поворотов узкой тропы два потока столкнулись. Что произошло? Убийство? Крики сброшенных в пропасть?. . »

Предположите дальнейшее развитие событий.

Реальное разрешение ситуации: несколько секунд люди стояли и смотрели друг на друга, а потом, рыдая, бросились в объятия друг друга, выкрикивая имена друг друга, знакомых, родственников. А потом каждый поток пошел в свою сторону.

Вопросы:

1) О чем говорит данная ситуация? (Народ воевать не хочет. )

2) Тогда почему проблема межнациональных конфликтов сегодня является одной из наиболее острых?

СЛАЙД 10 – Политическая карта в мире (для работы в режиме блокнот)

Задание 1: перечислите современные межнациональные конфликты – современная карта мира на слайде презентации, отвечающие учащиеся красными точками отмечают места конфликтов

Задание 2: сделайте выводы по результатам работы с картой

(Возможные ответы учащихся: межнациональные конфликты – неизбежный спутник цивилизации, во многих конфликтах проявляется глобальная проблема противостояния стран «Севера» и «Юга» и т. д. ).

СЛАЙД 11 – Задание для работы в группах «Причины межнациональных конфликтов».

Задание 3: мозговой штурм в творческих группах по 4 человека.

– Что на ваш взгляд, является причиной межнациональных конфликтов

(ответы оформить на листах формата А3 цветными маркерами).

Выступление представителей групп.

(Возможные ответы: ущемление прав народа при распределении жизненных благ (власти, денег, ресурсов, привилегий и т. п. ).

СЛАЙД 12 – Работа по карточкам, назвать причины данных конфликтов.

– Положение русских в прибалтийских государствах.

– Негативная реакция народа на проводимую властями дискриминационную политику в отношении конкретного этноса. Депортация народов в СССР в сталинский период – предпосылка к началу чеченской войны.

– Территориальный вопрос. Израиль и Палестина.

– Бытовые и расовые предрассудки.

– Конфликты, в основе которых лежат религиозные причины. Шииты и сунниты в Ираке.

– Конфликты, вызванные действиями отдельных политиков, политических партий и организаций. Война и распад Югославии.

– Югоосетинский конфликт

– Карабахский конфликт

– конфликт между Индией и Пакистаном

– проблема курдов в Турции

– баски в Испании

2. Пути преодоления межнациональных конфликтов.

Вопрос: В чем опасность межнациональных конфликтов?

СЛАЙД 13 – Работа в группах, пути преодоления конфликтов.

Задание 4: подготовить в группах программу преодоления межнациональных конфликтов, выделив основные пути их преодоления.

Выступление представителей групп.

СЛАЙД 14 – Критерии оценивания выступления групп.

(Группы представляют свои творческие задания, которые оцениваются другими группами по критериям: реалистичность предложенных вариантов решения проблем; гуманистический характер предложенных мер; логичность, точность, обоснованность предложенных мер). Критерии оценивания предложенных путей выведены на слайде.

!!! Слушая выступления групп, каждый в тетради фиксирует принципы, которые, по его мнению, должны лежать в основе отношений между народами в современном мире!!!

3. Принципы отношений между народами и нациями в современном мире.

Возможные ответы учащихся: избегать насилия в решении межнациональных вопросов, гуманизм, поиск компромиссов, развитие демократии, правовых начал в отношении между народами, уважение к представителям другой национальности, религии, культуре другого народа, милосердие.

СЛАЙД 15 – Домашнее задание.

Домашнее задание: сравнить свои записи в тетради (выводы) с принципами, изложенными в Конституции РФ(ст. 2,13,19,26,29,68) и в « Концепции национальной политики РФ» (1996 года). – гл. 2 ст. 19, 26, 29; гл. 3 ст. 65,69).

IV. Рефлексия.

СЛАЙД 16 – Правила составления синквейна.

Составление синквейна на тему «Межнациональный конфликт.

Е. А. Шеншина, МКОУ СОШ с. Таежное, Хабаровский край

Метки: Правоведение и Обществоведение