Алгоритм написания эссе
Алгоритм написания эссе
1. Введение.
В этой части работы нужно кратко, чётко раскрыть актуальность проблемы, а так же очертить рамки исследования ( освещать проблему целиком или какой-нибудь её аспект)
Или перефразируйте своими словами высказывание. (Смысл высказывания в том, что)
2. Основная часть
Выдвигается тезис, который доказывается. Все рассуждения должны либо подтверждать, либо опровергать его ( тезис это само высказывание)
Записываются термины, употребляемые в работе ( лучше их "вклинивать" в свои рассуждения)
Также, можно начать с Я согласен(а)/Я не согласен(а)
3. Работа с тезисом должна быть простроена по схеме:
1. Высказывается позиция (Я считаю что. . . ) или риторический вопрос ( А не задумывались ли вы над тем. . . ?)
2. Указание причины (потому что. . . ) приводятся факты, возможна ссылка на определение.
3. Аргументация (это можно подтвердить следующими примерами. . . )
4. Установление взаимосвязей (в связи с этим. . . )
4. Вывод – заключительная часть
Содержит краткое изложение мысли, в нём могут содержаться рекомендации по дальнейшему применению высказанных учеником положений, если они имеют характер проекта.
ВЫВОД НЕ ДОЛЖЕН СОВПАДАТЬ С ПРОБЛЕМОЙ!!!!!
Важные рекомендации по написанию эссе
Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология. Что следует знать при написании эссе?
1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к разделу С9.
2. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений.
3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но общепринятой практикой является выполнение заданий С1-С8 на одной стороне бланка №2, а С9 – на другой, при полном использовании его площади. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4.
4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания (С9. 3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т. Фуллер)). Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд.
5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.
6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений.
7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике.
8. Аргументация. Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.
9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной.
10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике.
Клише, наиболее часто используемые в сочинениях-рассуждениях.
Вступление
Основная часть
Заключение
Для меня эта фраза является ключом к пониманию. . . Во-первых,. . . Во-вторых,. . . В-третьих,. . . Таким образом,. . .
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями. . . Рассмотрим несколько подходов. . . Например,. . . Подведем общий итог рассуждению. . .
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание. . .
Проиллюстрируем это положение следующим примером. . . Итак,. . .
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что. . . С одной стороны,. . . С другой стороны, . . . (для полимического эссе) Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания. . .
Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПCформулой: П – Положение (утверждение) – Я считаю, что. . . ; О – Объяснение – Потому что. . . ; П – Пример, иллюстрация -Например,. . . ; С – Суждение (итоговое) -Таким образом,. . .