Урок: «Что значит быть патриотом?»
Урок: «Что значит быть патриотом?»
Цели: формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о духовно– нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»;
Задачи:
– раскрывать значение понятия «патриотизм»;
– развивать стремление быть патриотом своей страны;
– воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю.
Возраст: 6 класс
Предшествующая работа: подготовка индивидуальных сообщений, изготовление наглядного материала, создание электронной презентации, распечатка приложения
Оборудование: ПК, медиапроектор, раздаточный материал.
Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проблемное обучение.
Ход урока
Звучит тихо песня «С чего начинается Родина» на стихи М. Матусовского в исполнении Марка Бернеса
Учитель: С чего для вас начинается Родина?
(ответы учащихся)
Учитель: Ребята, всех присутствующих сегодня в классе: и учителей, и учеников – объединяет одно: мы граждане России.
Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!
Русь, Россия Судьба каждого из нас неразрывно связана с этой страной, нашей Родиной. Как вы думаете как называется тема нашего урока? (ответы учащихся)
А кто из вас считает себя патриотом? Если нет, то может быть вы не знаете кто это такой – патриот??
Тема нашего урока: «Что значит быть настоящим патриотом Родины?»
Учитель: Так что же такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?
(ответы учащихся)
Прочитаем определения этих понятий, данные в словарях
- Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
- Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.
Словарь С. И. Ожегова
- Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Словарь Д. Н. Ушакова
Все ли слова в этих определениях понятны? Запишем в тетрадь.
Что общего вы увидели в этих определениях?
(ответы учащихся)
Учитель: Как видите, в определении патриотизма не только любовь и привязанность к Родине. Давайте поразмышляем о том, что же является главным в понятии патриотизм.
Обратимся к высказываниям мудрых. Подчеркните главную мысль.
Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.
Василий Розанов.
Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом.
В. Г. Белинский
Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.
Теодор Рузвельт
(Ответы учащихся)
Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, её процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают.
Мы прослушаем сейчас рассказы ребят о важных событиях и людях нашей истории. Обратите внимание, какие качества личности объединяют истинных патриотов Родины.
Перед вами списки качеств, которые помогут составить вам ответ на вопрос.
Личностные качества патриота
- Бескорыстие – отсутствие заботы о личной выгоде;
- Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других;
- Чувство долга – долг – обязанность по отношению к Родине:
- Активная гражданская позиция – активное стремление направить свои способности на благо других людей, на благо своей Родины.
- Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- Уважительное отношение к языку своего народа;
- Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
Выступление подготовленной группы учащихся.
1 ученик: 1812 год. Наполеон Бонапарт, покорив почти всю Европу, начал войну с Россией. Пять с половиной месяцев продолжались военные действия на русской земле, но казалось, что страдания и героизм народа превзошли все мыслимые меры. Неслыханное нашествие было уничтожено «дубиной народной войны», поднятой русским человеком. Имена М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, М. Б. Барклая де Толли, Д. Давыдова и других офицеров известны многим. Но был ещё Герасим Курин, собравший крестьянский отряд, который дал французам несколько боёв. Прасковья-кружевница из Смоленской губернии вилами убила французского полковника, а 7 солдат обратила в бегство; позже в полковничьем мундире она участвовала в боях во главе партизанского отряда. Таких примеров можно привести огромное множество. Не зря эту войну мы называем Отечественной. В память обо всех этих людях был воздвигнут храм Христа Спасителя в Москве. Это память народа о настоящих патриотах русской земли. (слайд № 5)
2 ученик: Великая Отечественная Страшная, жестокая, героическая война против фашистских захватчиков. Есть поговорка: "На войне детей не бывает". Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова. Война проверяла их на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие. Никто из ребят тогда не знал, доживут ли они до завтра, встретят ли рассвет, увидят ли синее небо, услышат ли пение птиц, суждено ли им пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали их. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимость идти в бой, защищая Родину.
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Тихо сказала: "Вставайте на помощь " Родина
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Это ли не пример настоящего патриотизма? (слайд № 6)
3 ученик: Леонид Рошаль-детский хирург, председатель Комитета по оказанию помощи детям мира ,пострадавшим в войнах и катастрофах.
Весь мир с замиранием сердца следил за событиями ,связанными с захватом террористами заложников театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 года. В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей. . Трагические события в Москве показали России её настоящих героев, Это не только бойцы спецназа ,но и те ,кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осаждённом здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей. Потом доктор Рошаль ,побывавший не в одной «горячей точке» и спасший сотни детских жизней ,расскажет журналистам «Бандиты разговаривали жёстко ,очень жёстко. У человека страшные боли в животе-надо делать операцию ,иначе он умрёт» «Ну и что,-говорит один. Я сам его пристрелю ,чтобы он быстрее умер». Так они и делали. Душное помещение ,всё время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться и спорить. На них нацелены автоматы и женщины-террористки-смертницы в любую минуту готовы нажать на кнопку. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл в театре стал последним.
После Норд -Оста Рошалю была вручена премия «Национальный герой». Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тысяч операций детям . Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. О себе доктор Рошаль говорит «Я не герой, таких как я ,сотни» (слайд№7)
Учитель: Трагичных моментов в истории нашей страны было, к сожалению, много. И каждый раз весь народ вставал на защиту родной земли, показывая чудеса храбрости и героизма. Ребята, я предлагаю вам поразмышлять, какие качества личности отличают настоящего гражданина страны, истинного патриота своего Отечества.
(Ответы учащихся)
Учитель: Возникает вопрос: патриотизм можно проявлять исключительно в трагические, переломные моменты истории страны или патриотизм – это явление, важное и необходимое во все времена? (ответы учащихся)
Не только в экстремальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в повседневной жизни. Как? Я предлагаю вам определить свою позицию в предложенных проблемных ситуациях, выбрав мнение наиболее схожее с вашим. Обоснуйте свой выбор
Ситуация1
Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик?
Ситуация2
Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте?
– Итак сделаем вывод:
– Кого мы можем назвать патриотом своей страны?
– Давайте попробуем составить портрет патриота
– Вам надо в парах на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение (слайд № 9)
Патриот – человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает________________________________________________________
гордится_________________________________________________________
помогает_________________________________________________________
– Расскажите, что у вас получилось .
– Что вы подобрали к слову любит . . , хранит . , уважает . , переживает . , гордится . ,
помогает .
– Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.
– Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины. Выберите из приведенных характеристик те, которые не подходят на ваш взгляд к определению ПАТРИОТ.
- Любит свою родину
- Знает историю своей страны
- Гордится своей Родиной
- Знает свой родной язык
- Разрушает культурное наследие страны
- Знает государственную символику
- Нарушает правила общественного порядка
- Гордится своими предками
- Готов стать на защиту Отечества
- Равнодушен к гибели природы родного края
- Украшает родину своим трудом
- Активная гражданская позиция
Домашнее задание. Подготовить рассказ о человеке, которого вы считаете патриотом своей страны. Это может быть исторический деятель, литературный герой или наш современник.
Учитель: Патриотами не рождаются, ими становятся.
Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас.
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня – мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной – единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины,
Хоть широка страна.
Наша встреча закончена. Спасибо за работу!
Литература
- Боголюбов Л. Н. , Иванова Л. Ф. Обществознание. 6 класс – М. : Просвещение, 2010
- Иванова Л. Ф. Обществознание: Поурочные разработки. 6 класс – М. : Просвещение, 2010
- Кадашникова Н. Ю. Воспитываем патриота и гражданина. – М «Учитель», 2009
- Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина – М. : Дрофа, 2005.
- http://festival. 1september. ru/articles/577154/
И. Кукелева, МОУ "Средняя школа №10", г. Петрозаводск, Республика Карелия