Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Познание

Познание

Знание в узком смысле – любого рода информация.

Знание в широком смысле – подтвержденная научными средствами информация.

Знание – проверенный практикой результат познавательной деятельности.

Бэкон « Знание-сила».

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Гносеология– учение о познании.

Онтология– учение о бытие.

Бытие– мир вокруг нас.

Субъект познания – познающий человек

Объект

Субъект и объект могут совпадать.

Познание может быть произвольным ( ожог) и организованным.

Виды познания :

  1. 1. чувственное

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания :

  1. Ощущение– отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ( стол – холодный)
  2. Восприятие – целостный образ предмета ( стол – холодный, гладкий, теплый)
  3. Представление – чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти ( с закрытыми глазами)

Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт – эмпирики ( Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм – течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания ( Локк, Кандильяк)

Особенности чувственного познания:

– отражает только признаки предметов

– пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное)

– нельзя постичь сущности предметов и их свойств

  1. 2. рациональное

Связано с мыслительными операциями : анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы рационального познания:

  1. Понятие– мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках ( стол, стул– мебель; классификация)
  2. Суждение– форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха-насекомое)
  3. Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое ( У мухи есть крылья, значит она летает).

– индукция - от частного к общему

дедукция – от общего к частному

аналогия– сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах

Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты ( Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Особенности рационального познания:

– имеет обобщенный характер

– носит абстрактный характер

– активно и целенаправленно

– связано с речью

Цель познания – истина.

Ложь - преднамеренное искажение действительности.

Заблуждение

Истина– знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Признаки истины:

  1. объективность– независимость от сознания человека
  2. конкретность
  3. это процесс

Виды истины:

  1. Абсолютная – полное, исчерпывающее знание о предмете ( 2*2=4)
  2. Относительная – изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.

Критерий истины– практика.

Формы практики:

  1. материальное производство ( ВГО)
  2. социально-преобразующая деятельность ( накопленный опыт)
  3. научный эксперимент.

Функции практики:

  1. практика– источник познания
  2. практика – основа познания
  3. практика – цель познания
  4. практика – критерий истины.

Пути познания:

  1. 1. Ненаучный

а) мифологический

б)жизненный опыт( обыденное)– получение знаний – побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.

в) народная мудрость – обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения

г)здравый смысл – стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь – не трогай)

д) художественно-образный

  1. 2. Научный

Паранаука – околонаучное знание

Особенности научного познания:

  1. стремится к максимальной объективности
  2. стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
  3. Использует особый научный язык
  4. использует особые методы

Уровни научного познания:

1. эмпирический – в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)

2. теоретический – в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Энштейна)

Методы научного познания:

  1. наблюдение– изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирические методы.
  2. эксперимент– метод осуществляется в строго определённых условиях.
  3. воображение. Теоретические методы.
  4. выдвижение гипотез
  5. построение теоретических моделей

Направления в развитии научных знаний:

  1. постепенное накопление– НТП
  2. научная революция ( Энштейн)

Социальное познание

Социальное познание– познание общества.

Особенности социального познания:

  1. субъект и объект познания совпадают
  2. общество – сложный объект для изучения так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.
  3. Ограничены возможности наблюдения и эксперимента
  4. субъективность изучающего
  5. многоообразие выводов и оценок по одним и тем же явлениям.

Принципы социального познания:

  1. конкретно-исторический подход– рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности– наиболее устойчивые, существенные связи ( ПП)
  2. руководство научными методами.
  3. Соблюдение дистанции к объекту – объективность
  4. выбор значимого в явлении

Факт– событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.

Виды социальных фактов:

  1. Действия, поступки людей или социальных групп ( поход Олега)
  2. продукты человеческой деятельности

– материальные ( пирамиды)

– духовные

  1. словесные действия: мнения, суждения, оценки ( Иду на Вы)

Чтобы факт стал научным его необходимо правильно интерпретировать.

Интерпритация - толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.

Подведение под понятие ( революция, 1917, Россия, краткий смысл)-----– причины, повод, итоги----------сравнение с аналогичными фактами в нашей стране и мире-------оценка.

Оценка– одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей.

Оценка факта зависит:

– от свойств самого изучаемого объекта

– от соотнесения с другим аналогичным или идеалом

– от интересов изучающего и тех общностей, к которым он принадлежит.

Самопознание

Самопознание– процесс познания человеком самого себя.

Самосознание– определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.

Этапы самосознания:

  1. чувственное восприятие мира
  2. способность самостоятельно действовать с предметами
  3. формирование самооценки

Самооценка– эмоциональное отношение человека к самому себе.

Самооценка зависит:

  1. от самого человека

– соотношение себя с идеалом; успех: притязания

– отношение к своим успехам и неудачам

  1. от оценки других людей.

Виды самооценки:

  1. адекватная
  2. завышенная
  3. заниженная

Я – концепция– итог размышлений человека о самом себе.

Состоит из Я – образов.

Я – образ– представление человека о самом себе

– Я – открытое ( я знаю, все знают)

– Я – закрытое ( я знаю, другие не знают)

– Я – слепое ( другие знают, я не знаю)

– Я – непознанное ( никто не знает)

Самореализация– процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.

Философские воззрения на мир

Способы познания мира:

  1. мифологический

Миф ( греч)– сказание, предание

– о богах

– о героях

– о конце света. Эсхатология– учение о конце света.

– о происхождении человека и мира

Особенности мифологического сознания:

– воспринимали все происходящие явления как реальные, в виде образов

– в причинах явлений видели действие целенаправленных сил ( Бог, сглаз)

– восприятие времени через периоды жизни человека

– восприятие мира как арены борьбы добрых и злых сил

2. религиозный

3. философский

4. научный

Философия ( греч) – любовь к мудрости

Философия– наука о наиболее общих закономерностях природы и общества.

Основной вопрос философии:

1. что первично -бытие или мышление, природа или сознание.

Материалисты – первично бытие

Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Формы материи:

– вещественная

– полевая( электричество)

Идеалисты - первично сознание

а) объективные – природа– порождение мирового сознания, мирового духа ( Платон, Гегель)

б) субъективные -первичны человеческие ощущения ( Беркли)

  1. познаваем ли мир

Когнитивные оптимисты – да

Агностики -нет ( Кант)

Релятивизм- признание относительности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

Скептицизм – учение, которое не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

Античные философы.

Платон.

Первый труд по обществу « Государство». Идеалист. Сторонник циклического развития ( Атлантида). Плохие формы правления тимократия, демократия, олигархия, тирания.

Тимократия– форма правления при котором власть принадлежит честолюбцам.

Идеал – аристократическое государство.

Идеальное государство справедливого неравенства:

– философы ( мудрые)

– воины ( храбрые)

– крестьяне и ремесленники( умеренные, производители благ)

Аристотель.

« Платон мне друг, но истина дороже»

Ввёл понятия демократия и гражданин.

Называл правильными формами правления: монархию, аристократию ( власть нескольких лучших), демократию

Неправильные формы правления: тирания ( выгоды одного), олигархия ( выгоды состоятельных граждан), охлократия ( власть толпы).

Меринтократия– власть, основанная на заслугах.

Идеальное государство справедливого неравенства:

– богатые ( плутократия– приобретают состояние противоестественным способом)

– средние слои

– бедные-граждане второй категории

Не отрицал частную собственность и рабство. Сторонник циклического развития.

Сократ.

« Я знаю только то, что ничего не знаю». « Познай самого себя».

Цицерон.

Ввел понятие индивид. Сторонник республики.

Эпикур.

Смысл жизни– в получении удовольствия. Причина страданий– страсти, страх. Результат правильной жизни– атараксия– невозмутимый покой души. Последователь– Гассенди.

Средневековые философы.

Теология– средневековая философия, основанная на богословии.

Августин Аврелий.

Теория гармонии веры и разума: есть вещи, которые можно познать с помощью разума, а есть с помощью веры. « Без веры нет знания, нет истины». « Верую, чтобы понимать». « О Божьем граде и граде земном».

Фома Аквинский.

Схоластик. Схоластика – средневековая философия, основанная на богословии.

Вера не должна противоречить разуму, они разными путями ведут к познанию Бога. Предпочтение отдавал вере.

Философы нового времени.

Бэкон.

Представитель рационализма. « Разум не есть вера»

Декарт– представитель рационализма. « Я мыслю, следовательно, я существую».

Оккам– реальность Бога нельзя установить логикой, единственный путь познания -вера.

Гоббс.

Основной труд– « Левиафан». Основатель теории общественного договора: люди от рождения наделены естественными правами на жизнь, свободу, частную собственность. Со временем началась « война всех против всех», люди отдали часть своих прав в обмен на защиту со стороны государства. Сторонник абсолютной монархии.

Локк.

« 2 трактата об управлении государством». Разделил власть на законодательную и исполнительную. Основатель либерализма.

Монтескье.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основоположник детерминизма. Последователь – Ратцель.

Макиавелли.

« Государь». За стабильное государство, где монарх стоит выше морали и права, сам устанавливает законы. Политика не должна основываться на морали, « цель оправдывает средства».

Макиавелизм – политика, основанная на культе насилия и безнравственности.

Вольтер.

Просветитель. Считал, что человек должен стремиться не к загробной жизни, а к достойной жизни в реальном мире. « Раздавите гадину!» ( о церкви). За политическое равенство перед законом и правом. Разум – основной критерий прогресса.

Руссо.

« Новая Элоиза», « Эмиль». Пытался объяснить причины появления общественного договора: естественное неравенство ведет к имущественному, имущественное неравенство привело к разделению общества на управляющих и управляемых, выдвинул лозунг « Назад к природе».

Смит.

В основе общества лежит разделение труда, труд– главный источник богатства. 3 условия процветания государства:

– частная собственность

– невмешательство государства в экономику

– свобода для предпринимательства

3 основных класса, которые различал по источникам дохода:

– буржуазия-прибыль

– земельные собственники -рента

– рабочие -зарплата

Основа поступков человека– эгоизм, стремление повысить свое положение.

Дидро.

Энциклопедист. Идеальное государство – просвещённая монархия.

Рикардо.

Создатель трудовой теории стоимости. В основе дохода– стоимость товара, источником которой является труд рабочих. Источником прибавочной стоимости является неоплаченный труд наемных рабочих.

Социалисты-утописты.

Идеальное общество, равенство, свободный труд, плановое хозяйство, распределение по труду, общность интересов.

Мор. « Утопия»

Кампанелла. « Город солнца».

Фурье. Фаланги.

Сен-Симон. Разделение на праздных соственников, имеющих паразитический доход( землевладельцы, военные, судебная и чиновничья бюрократия) и трудящихся индустриалов, с трудовым доходом( предприниматели, рабочие, фермеры)

Оуэн. Община в США « Новая гармония».

Кант.

Основатель агностицизма– учения, отрицающего возможность объективного познания мира. « Вещь в себе». Золотое правило.

Маркс.

Основатель теории об общественно – экономической формации.

ОЭФ- исторически конкретное общество, взятое на определённой ступени развития с присущим ему способом производства.

Основу ОЭФ составляет способ производства который состоит из производительных сил– люди и средства производства( орудия труда и предмет труда( на что направлен труд)) и производственных отношений– отношения между людьми по поводу собственности. В основе развития общества видел материальное производство. Выделял 5 основных ОЭФ. Производственные отношения- базис ОЭФ, который определяет надстройку- господствующие идеи и взгляды. Противоречия между п. о и п. с приводят к смене ОЭФ. Классовая борьба – движущая сила истории.

Переход от капитализма к коммунизму с помощью революции, движущей силой которой будет пролетариат. « Манифест коммунистической партии».

Коммунизм– труд как необходимость, нет частной собственности, от каждого по способностям, каждому по потребностям, нет разницы между умственным и физическим трудом, отсутствие эксплуатации.

Эксплуатация- присвоение результатов чужого труда.

« Капитал». Основатель теории прибавочной стоимости– разница между стоимостью товара и стоимостью рабочей силы.

Ленин. Создатель теории империализма как высшей ступени капитализма. Учение о социализме. Возможность социалистической революции в одной отдельно взятой стране.

Плеханов. Бернштейн.

Основатели ревизионизма- учение провозглашающее необходимость пересмотра доктрины, в частности утверждающее, что с развитием капитализма противоречия между богатыми и бедными ослабнут, так как повысится уровень жизни рабочих.

Гэлбрейт.

Основоположник технократизма. Техника -движущая сила в развитии общества, особая роль у людей обладающих научно-техническими знаниями– технократов. За вмешательство государства в экономику.

Сартр. Кьеркегор. Хайдеггер. Камю.

Основоположники экзистенционализма. Человек делает себя сам, нет заданной природы человека, никакая внешняя сила не может на него повлиять. Задача человека -обрести свою внутреннюю сущность. Человек свободен и ответственен за себя.

Ницше.

Жизнь – различные варианты борьбы за власть. Идея сверхчеловека, который не будет ущербным, слабым, посрественным.

Шопенгауэр. « Мир как воля и представление». Наряду с законами природы и общества действует мировая воля.

Милбрас.

Человечество злоупотребляет окружающей средой, необходимо её защищать и беречь для следующих поколений -новая ценность либерализма.

Инглхарт.

Ценности постмодернизма: экономические достижения, падает бюрократический авторитет, падение роли религии, гибкие правила этики, чувство экзистенциальной безопасности.

Сартори.

Селективная полиархия– власть принадлежит меньшинству, но в отличие от олигархии не закрыта и допускает оппозицию. « Пересматривая теорию демократии».

Истон, Дойч,Алмонд.

Исследовали политическую систему как систему взаимодействия субъектов политики. Выделили структуру « входа ( требования к системе, поддержка) и выхода( решения и действия правительства).

Вернадский.

Учение о ноосфере-поверхности земли преобразуемой человеческим разумом.

Соловьев.

Идея Софии-души мира. Смысл существования человека -через царство природы прийти к царству Божьему. Конечная стадия– богочеловечество. Мусульманский восток– 1 господин и много рабов, запад – всеобщий эгоизм и анархия, славянский мир-примирение 2 миров.

Бердяев.

Основа-свобода и творчество.

Кондратьев.

Теория экономических циклов.

Западники.

Славянофилы.

Богданов.

Новая наука – тектология, предвосхитил кибернетику.

О. В. Баландина, МБОУ "Лицей" р. п. Степное, Советский район, Саратовская область

Метки: Правоведение и Обществоведение