Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Контроль по теме « Семья»

Контроль по теме « Семья»

Часть 1

За­да­ние 1. Семья, в от­ли­чие от дру­гих малых групп, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

1) об­щи­ми увле­че­ни­я­ми 2) не­по­сред­ствен­ны­ми лич­ны­ми кон­так­та­ми

3) соб­ствен­ны­ми со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми 4) сов­мест­ным ве­де­ни­ем хо­зяй­ства

За­да­ние 2. Что от­но­сит­ся к ос­нов­ным функ­ци­ям семьи?

1) осво­е­ние новых тех­но­ло­гий 2) под­дер­жа­ние по­ли­ти­че­ской ста­биль­но­сти

3) по­вы­ше­ние куль­тур­но­го уров­ня 4) вос­пи­та­ние детей и под­рост­ков

За­да­ние 3. В со­вре­мен­ных за­пад­ных стра­нах наи­бо­лее рас­про­стра­не­на семья

1) мно­го­по­ко­лен­ная 2) малая (нук­ле­ар­ная) 3) пат­ри­ар­халь­ная 4) не­пол­ная

За­да­ние 4. Семья Ни­ко­ла­е­вых со­сто­ит из мамы, до­че­ри и сына школь­но­го воз­рас­та. К ка­ко­му типу можно от­не­сти эту семью?

1) пат­ри­ар­халь­ная 2) тра­ди­ци­он­ная 3) нук­ле­ар­ная 4) мно­го­по­ко­лен­ная

За­да­ние 5. Что от­ли­ча­ет семью от дру­гих малых групп

1) еди­ные пред­по­чте­ния в одеж­де 2) не­по­сред­ствен­ные лич­ные кон­так­ты

3) ор­га­ни­за­ция сов­мест­но­го быта 4) сов­мест­ное про­ве­де­ние до­су­га

За­да­ние 6. В сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе су­ще­ство­ва­ла по­сло­ви­ца: не­до­сто­ин быть муж­чи­ной тот, кто не яв­ля­ет­ся гос­по­ди­ном своей жены. Она от­ра­жа­ет от­но­ше­ния в семье

1) пат­ри­ар­халь­ной 2) де­мо­кра­ти­че­ской 3) не­пол­ной 4) партнёрской

За­да­ние 7. Какой при­знак от­ли­ча­ет семью от дру­гих малых групп?

1) общий быт 2) общие цели 3) на­ли­чие норм по­ве­де­ния 4) сов­мест­ная де­я­тель­ность

За­да­ние 8. Какой при­мер ил­лю­стри­ру­ет эко­но­ми­че­скую функ­цию со­вре­мен­ной семьи?

1) На се­мей­ном со­ве­те было при­ня­то ре­ше­ние при­об­ре­сти новый ав­то­мо­биль.

2) Отец объ­яс­нил ма­лень­ко­му сыну пра­ви­ла по­ве­де­ния в го­стях.

3) В вы­ход­ной день отец с сыном от­пра­ви­лись на про­гул­ку в го­род­ской парк.

4) Ба­буш­ка по­мо­га­ет внуку де­лать до­маш­ние за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке и рус­ско­му языку.

За­да­ние 9. Де­душ­ка учит внука: «Когда ты встре­ча­ешь на улице зна­ко­мо­го че­ло­ве­ка, обя­за­тель­но с ним здо­ро­вай­ся. . . » Де­душ­ка хочет, чтобы внук вёл себя в со­от­вет­ствии с

1) пра­во­вы­ми обы­ча­я­ми 2) ре­ли­ги­оз­ны­ми об­ря­да­ми

3) нор­ма­ми за­ко­на 4) пра­ви­ла­ми эти­ке­та

За­да­ние10. Каж­дое вос­кре­се­нье Ни­ко­лай и Анна вме­сте со сво­и­ми детьми по­се­ща­ют музеи и те­ат­ры. Какую роль семьи ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер

1) ор­га­ни­за­ция до­су­га 2) ве­де­ние до­маш­не­го хо­зяй­ств

3) пер­вич­ный со­ци­аль­ный кон­тролль 4) про­дол­же­ние рода

За­да­ние 11. Перед тем как от­пу­стить сына на день рож­де­ния к то­ва­ри­щу, ро­ди­те­ли рас­ска­за­ли ему о пра­ви­лах по­ве­де­ния в го­стях. Какую функ­цию семьи ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер?

1) эмо­ци­о­наль­ную 2) вос­пи­та­тель­ную 3) до­су­го­вую 4) ре­про­дук­тив­ную

За­да­ние 12. Ро­ди­те­ли Маши и Оли по­гиб­ли в ав­то­ка­та­стро­фе. Де­воч­ки живут и вос­пи­ты­ва­ют­ся у ба­буш­ки. Их семья яв­ля­ет­ся

1) пат­ри­ар­халь­ной 2) мно­го­дет­ной 3) не­пол­ной 4) малой (нук­ле­ар­ной)

За­да­ние 13. Семья Си­до­ро­вых со­сто­ит из мамы, папы и двоих детей-школь­ни­ков. Стар­ший сын Си­до­ро­вых, Ва­си­лий, же­нив­шись, стал жить с женой от­дель­но от ро­ди­те­лей. Ба­буш­ки и де­душ­ки Си­до­ро­вых также живут от­дель­но. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся семья Си­до­ро­вых?

1) мно­го­по­ко­лен­ная 2) нук­ле­ар­ная 3) тра­ди­ци­он­ная 4) граж­дан­ская

За­да­ние 14. Семья Кон­дра­тье­вых со­сто­ит из ро­ди­те­лей, двоих детей и ба­буш­ки, ко­то­рые про­жи­ва­ют все вме­сте в одной квар­ти­ре. Эта семья яв­ля­ет­ся

1) пат­ри­ар­халь­ной 2) мно­го­дет­ной 3) не­пол­ной 4) мно­го­по­ко­лен­но

За­да­ние 15. В семье А. каж­дый вечер при­ня­то рас­ска­зы­вать друг другу о самых важ­ных со­бы­ти­ях, слу­чив­ших­ся в те­че­ние дня. Какая функ­ция семьи про­яв­ля­ет­ся в дан­ном при­ме­ре?

1) вос­пи­та­тель­ная 2) ре­про­дук­тив­ная 3) хо­зяй­ствен­ная 4) эмо­ци­о­наль­ная

За­да­ние 16. Ро­ди­те­ли учат сына: «Если при встре­че тебя спро­си­ли: "Как дела?", – это не озна­ча­ет, что нужно по­дроб­но о них рас­ска­зы­вать». Так ро­ди­те­ли рас­ска­зы­ва­ют сыну о пра­ви­лах

1) ре­ли­гии 2) мо­ра­ли 3) эти­ке­та 4) науки

За­да­ние 17. В семье К. есть тра­ди­ция: со­би­рать­ся ве­че­ром и рас­ска­зы­вать о всех про­бле­мах. Какую роль семьи в жизни че­ло­ве­ка ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер?

1) Семья ока­зы­ва­ет пси­хо­ло­ги­че­скую под­держ­ку.

2) Взрос­лые участ­ву­ют в по­лу­че­нии об­ра­зо­ва­ния детьми.

3) Семья за­бо­тит­ся о под­дер­жа­нии здо­ро­во­го об­ра­за жизни.

4) Семья обес­пе­чи­ва­ет эко­но­ми­че­скую под­держ­ку своих чле­нов.

За­да­ние 18. Ира живёт с ро­ди­те­ля­ми и де­душ­кой. Она учит­ся в 7 клас­се. Какой при­знак свой­ствен и семье, и школь­но­му клас­су как малым груп­пам?

1) общ­ность по­все­днев­но­го быта 2) ве­де­ние сов­мест­но­го хо­зяй­ства

3) кров­но­род­ствен­ная связь 4) пря­мые лич­ные кон­так­ты

Часть 2

За­да­ние 1. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о семье?

А. Семья осу­ществ­ля­ет био­ло­ги­че­ское вос­про­из­вод­ство новых по­ко­ле­ний.

Б. Семья осу­ществ­ля­ет со­ци­а­ли­за­цию новых по­ко­ле­ний.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 2. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о функ­ци­ях семьи?

А. Ос­нов­ной функ­ци­ей семьи яв­ля­ет­ся про­из­вод­ствен­но-эко­но­ми­че­ская.

Б. Семья охра­ня­ет сферу лич­ной жизни че­ло­ве­ка.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 3. . Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о функ­ци­ях семьи

А. В со­вре­мен­ном об­ще­стве про­из­вод­ствен­ная функ­ция оста­ет­ся ос­нов­ной функ­ци­ей семьи.

Б. Ре­про­дук­тив­ная (био­ло­ги­че­ское вос­про­из­вод­ство) функ­ция семьи со­хра­ня­ет свое зна­че­ние в об­ще­ствах лю­бо­го типа.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о типах семьи

А. Для ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства ти­пич­ной ста­но­вит­ся мно­го­по­ко­лен­ная семья.

Б. Малая (нук­ле­ар­ная) семья пре­об­ла­да­ет в усло­ви­ях тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 5. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о семье?

А. Семья – это малая груп­па.

Б. Семья воз­ник­ла рань­ше, чем го­су­дар­ство.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о функ­ци­ях семьи?

А. Семья яв­ля­ет­ся ин­сти­ту­том пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции че­ло­ве­ка.

Б. Семья на­де­ля­ет своих чле­нов опре­делённым со­ци­аль­ным ста­ту­сом

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о семье?

А. Семья от­но­сит­ся к малой со­ци­аль­ной груп­пе.

Б. По­ве­де­ние чле­нов семьи никак не за­ви­сит друг от друга.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 8. Верны ли суж­де­ния о типах семьи?

А. В со­вре­мен­ном об­ще­стве воз­рос­ло число нук­ле­ар­ных семей.

Б. Рас­ши­рен­ные семьи яв­ля­ют­ся ха­рак­тер­ным яв­ле­ни­ем тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

За­да­ние 1. Ксе­ния живёт с ро­ди­те­ля­ми и сест­рой. Она учит­ся в 5 клас­се. Срав­ни­те две малые груп­пы: семью и школь­ный класс. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку – по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) на­ли­чие осо­бых норм по­ве­де­ния;

2) лич­ные кон­так­ты чле­нов груп­пы;

3) от­но­ше­ния род­ства;

4) общий быт

Черты сход­ства Черты раз­ли­чия

За­да­ние 2. Про­чи­тай­те при­ведённый текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(А) Учёные-со­цио­ло­ги про­ве­ли среди го­ро­жан опрос: «Как Вы и Ваша семья участ­ву­е­те в со­хра­не­нии при­род­ной среды?». (Б) Для мно­гих людей со­хра­не­ние при­род­ной среды свя­за­но с озе­ле­не­ни­ем сво­е­го населённого пунк­та и очист­кой пар­ков от му­со­ра. (В) К со­жа­ле­нию, лишь не­мно­гие го­ро­жа­не ис­поль­зу­ют эко­но­мич­ные бы­то­вые элек­тро­при­бо­ры и сор­ти­ру­ют бы­то­вые от­хо­ды.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

A Б В

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те при­ведённый текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(А) Плохо, когда под­рост­ки не видят раз­ни­цы между по­ступ­ка­ми и про­ступ­ка­ми. (Б) Ино­гда на «спор» они де­ла­ют «нечто ге­ро­и­че­ское», вы­зы­ва­ю­щее вос­хи­ще­ние дру­зей. (В) Надо по­ни­мать, что не­пра­во­мер­ные дей­ствия не яв­ля­ют­ся по­ступ­ка­ми в ге­ро­и­че­ском смыс­ле этого слова.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния

A Б В

За­да­ние 4. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(А) Каж­дый воз­раст хорош по-сво­е­му. (Б) Под­рост­ко­вый воз­раст – пе­ре­ход­ный пе­ри­од, ко­то­рый ха­рак­те­ри­зу­ет­ся рядом фи­зи­че­ских из­ме­не­ний. (В) Также в это время про­ис­хо­дит раз­ви­тие лич­но­сти че­ло­ве­ка.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ние

А Б В

За­да­ние 5. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(А) Семья с двумя детьми, по­стро­ен­ная на до­ве­рии, любви и ува­же­нии, про­жи­ва­ю­щая от­дель­но от ро­ди­те­лей, – такой пред­став­ля­ют себе иде­аль­ную семью боль­шин­ство участ­ни­ков со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са. (Б) От­рад­но, что боль­шин­ство опро­шен­ных граж­дан счи­та­ют, что при вступ­ле­нии в брак сле­ду­ет ру­ко­вод­ство­вать­ся ис­клю­чи­тель­но чув­ства­ми. (В) 12% опро­шен­ных граж­дан могли бы на­звать свою семью иде­аль­ной, ещё у 36% есть та­ко­вая в их окру­же­нии.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ние

А Б В

За­да­ние 1. В стра­не Z в 2010 г. было про­ве­де­но со­цио­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние. Раз­лич­ным воз­раст­ным груп­пам граж­дан за­да­ва­ли во­прос: «Как вы от­но­си­тесь к парам, ко­то­рые живут вме­сте без офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции брака?» Ре­зуль­та­ты опро­са (в про­цен­тах от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в гра­фи­че­ской форме.

Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ней­траль­но от­но­сят­ся к парам, жи­ву­щим вме­сте без офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции брака, боль­шин­ство опро­шен­ных в обеих груп­пах.

2) Опро­шен­ные 18-35 лет менее го­то­вы всту­пить в от­но­ше­ния без офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции брака, чем граж­да­не 36-54 лет.

3) Осуж­да­ет пары, жи­ву­щие вме­сте без офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции брака, каж­дый пятый опро­шен­ный в обеих груп­пах.

4) Одоб­ря­ют и осуж­да­ют пары, жи­ву­щие вме­сте без офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции брака, при­мер­но оди­на­ко­вое число опро­шен­ных.

5) За­труд­ни­лись опре­де­лить свое от­но­ше­ние к парам, жи­ву­щим вме­сте без офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции брака, наи­мень­шее число опро­шен­ных.

За­да­ние 2. В стра­не X в раз­ные годы были про­ве­де­ны со­цио­ло­ги­че­ские опро­сы граж­дан. Им был задан во­прос: «Как вы оце­ни­ва­е­те в на­сто­я­щее время ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние вашей семьи?» Ре­зуль­та­ты опро­сов при­ве­де­ны в таб­ли­це.

Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве дан­ных таб­ли­цы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Со­кра­ти­лось ко­ли­че­ство граж­дан, счи­та­ю­щих, что они живут очень хо­ро­шо.

2) Более по­ло­ви­ны опро­шен­ных в 2012 г. граж­дан счи­та­ют свое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние сред­ним.

3) Аб­со­лют­ное мень­шин­ство опро­шен­ных граж­дан счи­та­ют свое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние очень хо­ро­шим.

4) Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство граж­дан, счи­та­ю­щих свое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние пло­хим.

5) Более 2/3 опро­шен­ных граж­дан не счи­та­ют свое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние хо­ро­шим.

За­да­ние 3. В стра­не Z про­во­дил­ся опрос на тему: «Какие куль­тур­но-до­су­го­вые учре­жде­ния/ме­ро­при­я­тия вы по­се­ща­е­те?». Ре­зуль­та­ты опро­са в про­цен­тах от числа от­ве­чав­ших пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таб­ли­цы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) По­се­ща­е­мость куль­тур­но-до­су­го­вых учре­жде­ний/ме­ро­при­я­тий воз­рос­ла.

2) Около трети ре­спон­ден­тов в 2005 и 2013 годах по­се­ща­ли те­ат­ры.

3) Наи­бо­лее по­пу­ляр­ны­ми как в 2005, так и в 2013 году были вы­ступ­ле­ния ар­ти­стов эст­ра­ды.

4) На­и­ме­нее по­се­ща­е­мы­ми яв­ля­ют­ся кон­цер­ты сим­фо­ни­че­ской му­зы­ки.

5) Наи­бо­лее зна­чи­тель­но вы­рос­ла доля ре­спон­ден­тов, по­се­ща­ю­щих ки­но­те­ат­ры.

За­да­ние 4. В стра­не Z был про­ведён опрос среди со­вер­шен­но­лет­них жи­те­лей на тему: «Кто в первую оче­редь дол­жен за­ни­мать­ся вос­пи­та­ни­ем детей?». Ре­зуль­та­ты опро­са в про­цен­тах от числа от­ве­чав­ших пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таб­ли­цы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Прак­ти­че­ски рав­ные ко­ли­че­ство опро­шен­ных как среди муж­чин, так и среди жен­щин по­ла­га­ют, что в первую оче­редь вос­пи­та­ни­ем детей дол­жен за­ни­мать­ся отец.

2) Наи­мень­шая часть опро­шен­ных среди жен­щин по­ла­га­ет, что в первую оче­редь вос­пи­та­ни­ем долж­ны за­ни­мать­ся в шко­лах и дет­ских садах.

3) Пятая часть опро­шен­ных жен­щин счи­та­ет, что в первую оче­редь вос­пи­та­ни­ем детей долж­на за­ни­мать­ся мать.

4) Наи­мень­шая часть опро­шен­ных муж­чин счи­та­ет, что в первую оче­редь вос­пи­та­ни­ем детей долж­ны за­ни­мать­ся стар­шие члены семьи.

5) Более по­ло­ви­ны как среди опро­шен­ных муж­чин, так и среди опро­шен­ных жен­щин счи­та­ют, что в первую оче­редь вос­пи­та­ни­ем детей дол­жен за­ни­мать­ся один из ро­ди­те­лей.

За­да­ние 5. Со­цио­ло­ги­че­ский центр, изу­ча­ю­щий осо­бен­но­сти ген­дер­но­го по­ве­де­ния со­вре­мен­ных муж­чин и жен­щин, провёл опрос груп­пы вы­пуск­ни­ков рос­сий­ских вузов. Цель опро­са – вы­яс­нить, какие ка­че­ства нужно вос­пи­ты­вать в со­вре­мен­ных маль­чи­ках и де­воч­ках. Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве

диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны

1) Боль­шин­ство юно­шей и де­ву­шек счи­та­ют, что уме­ние усту­пить парт­не­ру важно вос­пи­ты­вать в со­вре­мен­ных маль­чи­ках.

2) Более по­ло­ви­ны опро­шен­ных юно­шей счи­та­ют важ­ным вос­пи­та­ние по­кор­но­сти у де­во­чек.

3) Менее по­ло­ви­ны опро­шен­ных де­ву­шек счи­та­ют ак­ту­аль­ным вос­пи­та­ние го­тов­но­сти к под­чи­не­нию в со­вре­мен­ных маль­чи­ках.

4) Рав­ные доли де­ву­шек и юно­шей счи­та­ют важ­ным вос­пи­та­ние го­тов­но­сти к под­чи­не­нию у обоих полов.

5) Юноши склон­ны чаще тре­бо­вать го­тов­но­сти под­чи­нять­ся от де­во­чек, чем от маль­чи­ков.

За­да­ние 6. Учёные опро­си­ли 25-лет­них и 55-лет­них граж­дан стра­ны Z. Им за­да­ва­ли во­прос: «Как Вы счи­та­е­те, чья обя­зан­ность вести до­маш­нее хо­зяй­ство?» Ре­зуль­та­ты опро­сов (в % от числа от­ве­чав­ших) при­ве­де­ны на диа­грам­ме.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Среди тех, кто счи­та­ет, что муж и жена долж­ны в рав­ной мере участ­во­вать в ве­де­нии до­маш­не­го хо­зяй­ства, боль­ше 25-лет­них, чем 55-лет­них ре­спон­ден­тов.

2) Рав­ные доли опро­шен­ных обеих групп счи­та­ют, что ве­де­ние до­маш­не­го хо­зяй­ства – обя­зан­ность мужа.

3) Среди тех, кто счи­та­ет, что ве­де­ние до­маш­не­го хо­зяй­ства – обя­зан­ность жены, боль­ше 25-лет­них, чем 55-лет­них ре­спон­ден­тов.

4) Среди 55-лет­них ре­спон­ден­тов мень­ше тех, кто счи­та­ет, что ве­де­ние до­маш­не­го хо­зяй­ства – обя­зан­ность мужа, чем тех, кто счи­та­ет, что всё за­ви­сит от кон­крет­ных об­сто­я­тельств.

5) Доля ис­пы­тав­ших за­труд­не­ние при от­ве­те на во­прос выше среди 25-лет­них, чем среди 55-лет­них ре­спон­ден­тов.

Часть 3

Прочитай документ, выполни задания.

Се­мей­ный ко­декс РФ

Глава 8. До­го­вор­ный режим иму­ще­ства су­пру­гов

Ста­тья 41

1. Брач­ный до­го­вор может быть за­клю­чен как до го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции за­клю­че­ния брака, так и в любое время в пе­ри­од брака. Брач­ный до­го­вор, за­клю­чен­ный до го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции за­клю­че­ния брака, всту­па­ет в силу со дня го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции за­клю­че­ния брака.

2. Брач­ный до­го­вор за­клю­ча­ет­ся в пись­мен­ной форме и под­ле­жит но­та­ри­аль­но­му удо­сто­ве­ре­нию.

Ста­тья 42

1. Брач­ным до­го­во­ром су­пру­ги впра­ве из­ме­нить уста­нов­лен­ный за­ко­ном режим сов­мест­ной соб­ствен­но­сти (ста­тья 34 на­сто­я­ще­го Ко­дек­са), уста­но­вить режим сов­мест­ной, до­ле­вой или раз­дель­ной соб­ствен­но­сти на все иму­ще­ство су­пру­гов, на его от­дель­ные виды или на иму­ще­ство каж­до­го из су­пру­гов.

Брач­ный до­го­вор может быть за­клю­чен как в от­но­ше­нии име­ю­ще­го­ся, так и в от­но­ше­нии бу­ду­ще­го иму­ще­ства су­пру­гов.

Су­пру­ги впра­ве опре­де­лить в брач­ном до­го­во­ре свои права и обя­зан­но­сти по вза­им­но­му со­дер­жа­нию, спо­со­бы уча­стия в до­хо­дах друг друга, по­ря­док не­се­ния каж­дым из них се­мей­ных рас­хо­дов; опре­де­лить иму­ще­ство, ко­то­рое будет пе­ре­да­но каж­до­му из су­пру­гов в слу­чае рас­тор­же­ния брака, а также вклю­чить в брач­ный до­го­вор любые иные по­ло­же­ния, ка­са­ю­щи­е­ся иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний су­пру­гов. . .

3. Брач­ный до­го­вор не может огра­ни­чи­вать пра­во­спо­соб­ность или дее­спо­соб­ность су­пру­гов, их право на об­ра­ще­ние в суд за за­щи­той своих прав; ре­гу­ли­ро­вать лич­ные не­иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния между су­пру­га­ми, права и обя­зан­но­сти су­пру­гов в от­но­ше­нии детей; преду­смат­ри­вать по­ло­же­ния, огра­ни­чи­ва­ю­щие право не­тру­до­спо­соб­но­го нуж­да­ю­ще­го­ся су­пру­га на по­лу­че­ние со­дер­жа­ния; со­дер­жать дру­гие усло­вия, ко­то­рые ста­вят од­но­го из су­пру­гов в край­не не­бла­го­при­ят­ное по­ло­же­ние или про­ти­во­ре­чат ос­нов­ным на­ча­лам се­мей­но­го за­ко­но­да­тель­ства.

За­да­ние 1. Когда может быть за­клю­чен брач­ный до­го­вор?

За­да­ние 2. Най­ди­те в тек­сте и вы­пи­ши­те три усло­вия, без со­блю­де­ния ко­то­рых брач­ный до­го­вор не имеет юри­ди­че­ской силы.

За­да­ние 3. Вы­пи­ши­те из тек­ста до­ку­мен­та любые два усло­вия, ко­то­рые не могут быть вклю­че­ны в брач­ный до­го­вор, и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из них при­ме­ром.

За­да­ние 4. При об­суж­де­нии усло­вий брач­но­го до­го­во­ра воз­ник спор. Одна сто­ро­на утвер­жда­ла, что в до­го­вор не­об­хо­ди­мо вно­сить все иму­ще­ство су­пру­гов, дру­гая сто­ро­на – что можно ого­во­рить толь­ко часть иму­ще­ства. Как, по-ва­ше­му, раз­ре­шить этот спор? При­ве­ди­те фраг­мент тек­ста, по­мо­га­ю­щий от­ве­тить на этот во­прос.

За­да­ние 5. В нашем об­ще­стве су­ще­ству­ет как по­ло­жи­тель­ное, так и не­га­тив­ное от­но­ше­ние к брач­но­му до­го­во­ру. Какой точки зре­ния на не­об­хо­ди­мость за­клю­че­ния брач­но­го до­го­во­ра при­дер­жи­ва­е­тесь вы? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (объ­яс­не­ния) в за­щи­ту своей по­зи­ции.

За­да­ние 2. Прочитай документ, выполни задания.

Брак и усло­вия его за­клю­че­ния

Слово «брак» древ­не­рус­ско­го про­ис­хож­де­ния. «Бра­чи­ти» озна­ча­ет «всту­пать в брак». Юри­ди­че­ский смысл тер­ми­на «брак» имеет дру­гое зна­че­ние. По се­мей­но­му праву брак -nbsp;это доб­ро­воль­ный союз муж­чи­ны и жен­щи­ны, целью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся со­зда­ние семьи.

Брак дол­жен быть ос­но­ван на вза­им­ных чув­ствах, ува­же­нии и друж­бе су­пру­гов. В ре­аль­ной жизни, это хо­ро­шо из­вест­но, в брак всту­па­ют и по эко­но­ми­че­ским (так на­зы­ва­е­мые браки по расчёту), и по дру­гим со­об­ра­же­ни­ям. Учёные счи­та­ют са­мы­ми проч­ны­ми браки, со­здан­ные лю­бя­щи­ми друг друга лю­дь­ми.

Од­на­ко даже самой силь­ной при­вя­зан­но­сти не­до­ста­точ­но, чтобы брак был за­ре­ги­стри­ро­ван. Закон тре­бу­ет со­блю­де­ния обя­за­тель­ных усло­вий и по­ряд­ка за­клю­че­ния брака.

Пер­вое. Вза­им­ное доб­ро­воль­ное со­гла­сие муж­чи­ны и жен­щи­ны всту­пить в брак. В от­ли­чие от до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии, где обя­за­тель­ным было бла­го­сло­ве­ние ро­ди­те­лей, се­год­ня со­гла­сия тре­тьих лиц не тре­бу­ет­ся. Од­на­ко прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что счаст­ли­вы, как пра­ви­ло, те браки, на ко­то­рые дали сер­деч­ное со­гла­сие близ­кие.

Вто­рое. Закон тре­бу­ет, чтобы же­ла­ю­щие за­клю­чить брак до­стиг­ли брач­но­го воз­рас­та. В Рос­сии и для муж­чин, и для жен­щин он со­став­ля­ет 18 лет. Это воз­раст со­вер­шен­но­ле­тия. В дру­гих стра­нах брач­ный воз­раст может быть иным. На­при­мер, в Ан­глии -nbsp;для жен­щин и муж­чин -nbsp;16 лет, во Фран­ции -nbsp;15 лет для жен­щин и 18 лет для муж­чин. Со­глас­но Се­мей­но­му ко­дек­су РФ, при на­ли­чии ува­жи­тель­ных при­чин по ре­ше­нию мест­ных ор­га­нов вла­сти брач­ный воз­раст может быть сни­жен не более чем на два года (до 16 лет).

Тре­тье. Брак не может быть за­ключён, если хотя бы одна из сто­рон уже со­сто­ит в дру­гом браке. В нашей стра­не су­ще­ству­ет прин­цип мо­но­га­мии.

Четвёртое. Не до­пус­ка­ет­ся за­клю­че­ние брака между близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми по пря­мой вос­хо­дя­щей и нис­хо­дя­щей линии, а также между пол­но­род­ны­ми (общие отец или мать) бра­тья­ми и сёстра­ми.

Пятое. Не могут всту­пать в брак лица, при­знан­ные судом не­дее­спо­соб­ны­ми. По­ря­док ре­ги­стра­ции брака вклю­ча­ет лич­ную по­да­чу за­яв­ле­ния бу­ду­щи­ми су­пру­га­ми в рай­он­ный (го­род­ской) ЗАГС по месту жи­тель­ства од­но­го из них. ЗАГС опре­де­ля­ет день ре­ги­стра­ции брака не рань­ше чем через месяц после по­да­чи за­яв­ле­ния. Этот срок может быть со­кращён по ува­жи­тель­ным при­чи­нам или уве­ли­чен, но не более чем до трёх ме­ся­цев.

Го­су­дар­ствен­ная ре­ги­стра­ция про­ис­хо­дит в тор­же­ствен­ной об­ста­нов­ке. При­сут­ствие же­ни­ха и не­ве­сты при ре­ги­стра­ции обя­за­тель­но. Под за­пи­сью ре­ги­стра­ции брака в книге актов граж­дан­ско­го со­сто­я­ния мо­ло­дожёны ста­вят свои под­пи­си, а затем эта под­пись скреп­ля­ет­ся под­пи­сью долж­ност­но­го лица ЗАГСа. Су­пру­гам выдаётся сви­де­тель­ство о браке.

(А. Ф. Ни­ки­тин)

Какие усло­вия, со­глас­но нор­мам Се­мей­но­го ко­дек­са РФ, обя­за­тель­ны для вступ­ле­ния в брак? Ис­поль­зуя текст, ука­жи­те любые три усло­вия, обя­за­тель­ные для ре­ги­стра­ции брака.

За­да­ние 1. На­зо­ви­те место, где про­ис­хо­дит го­су­дар­ствен­ная ре­ги­стра­ция брака. Пе­ре­чис­ли­те любые два пра­ви­ла по­ряд­ка его ре­ги­стра­ции.

За­да­ние 2. Какие браки, по мне­нию уче­ных, счи­та­ют­ся са­мы­ми проч­ны­ми? Ука­жи­те при­чи­ну, ко­то­рая может яв­лять­ся целью со­зда­ния семьи, про­ил­лю­стри­ро­вав её при­ме­ром.

За­да­ние 3. Со­глас­но Рос­сий­ско­му за­ко­но­да­тель­ству по же­ла­нию су­пру­гов может быть за­ключён брач­ный до­го­вор (кон­тракт). Дайте опре­де­ле­ние по­ня­тия «брач­ный кон­тракт» и ука­жи­те, когда, в какой форме он может быть за­ключён и всту­па­ет в силу?

За­да­ние 4. В на­сто­я­щее время мо­ло­дые люди не спе­шат оформ­лять брак. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те любые два ар­гу­мен­та, убеж­да­ю­щих в не­об­хо­ди­мо­сти юри­ди­че­ско­го оформления брака.

Л. Н. Майорова, МБОУ " Берёзовская СОШ", Нижнеингашский район, Красноярский край

Метки: Правоведение и Обществоведение