Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Нации и национальные отношения. 8 класс

Нации и национальные отношения. 8 класс

Пояснительная записка

Для участия в конкурсе «Через урок – к правовому просвещению» я взяла тему «Нации и межнациональные отношения», урок по обществознанию в 8 классе. Россия – многонациональное государство. Добрососедские отношения между народами нашей страны важны для развития всех граждан независимо от национальной принадлежности.

Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними были нередко напряженными и даже трагическими. И сегодня межнациональные конфликты не ушли в прошлое. Тяжелые последствия вызывает национальное насилие – подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: это и ущемление прав нации, и запрещение или преследование ее религии, культуры, языка, традиций и др.

Террористические акты, движение скинхедов, неонацистские группировки, столкновения на религиозной почве – все это реалии нашего времени.

Для того, чтобы найти выход из многочисленных этнических кризисов необходимо обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа.

Учащиеся должны понять: каждый человек, к какой бы нации не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь право пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

В этой работе представлены два варианта проведения этого урока.

Первый вариант – традиционный: есть опрос по предыдущей теме, который включает тестовые задания В и С; развернутый ответ ученика.

Изучение нового материала состоит из показа презентации «Формирование наций» (составлена мной), в которой схематично показано процесс формирования и отличительные особенности наций. Также есть работа с документом, беседа с учащимися по поставленным учителем вопросам и работа с учебником.

Во – втором варианте полностью работа с первоисточником – с Конституцией РФ. Ребята самостоятельно находят ответы на поставленные учителем вопросы.

Нации и национальные отношения. I вариант урока

Нации – это богатство человечества,

это обобщение личности его;

самая малая из них несет свои особые краски,

таит в себе особую грань Божьего замысла.

А. И. Солженицын

Цели урока:

Обучающие:

  • узнать о видах этнических общностей и познакомиться с их основными характеристиками;
  • выявить причины межнациональных конфликтов;

Развивающие:

  • увидеть разнообразные подходы к решению проблемы межэтнического взаимодействия и высказать собственную точку зрения по этому вопросу;
  • уметь строить развернутый ответ на вопрос;

Воспитательная:

  • воспитывать понимание того, что: «Ни один народ в мире не одарен какой – либо способностью перед другими. (Г. Лессинг)»;
  • понять опасность национализма в межнациональных отношениях.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютр, проектор, мультимедийная презентация "Формирование наций".

Литература:

1. Конституция РФ.

2. Обществознание: учебник для 8-9 кл. ; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение , 2009

3. В. О. Мушинский. Азбука гражданина. М. : – «Международные отношения», «Центр гуманитарного образования», 2001

4. Я. В. Соколов. Граждановедение. Учебное пособие для 5 кл. М. : НВЦ «Гражданин», 2002

5. Я. В. Соколов. Граждановедение. Учебное пособие для 6 кл. М. : НВЦ «Гражданин», 2002

6. Комплексный словарь русского языка. Под ред. А. Н. Тихонова. – М. : Дрофа; Русский язык -Медиа, 2009.

7. Задания и тесты по обществознанию: 11 кл. / Аверьянов Ю. И. , Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. и др. М. : Школа-Пресс, 2000.

Ход урока

I. Повторение изученного материала.

  1. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

Ответ: могут быть приведены следующие критерии выделения социальных групп и примеры социальных групп:

  1. возраст (дети, молодежь, пенсионеры);
  2. национальная принадлежность (русские, татары, чуваши);
  3. доход или имущественный критерий (богатые, бедные, средний класс).
  1. Что определяет статус человека в обществе? (дается развернутый ответ по пятому пункту § 21 учебника)
  2. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ СТАТУСОВ

СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ

1) маргинал А) приобретенный

2) белорус Б) предписанный

3) предприниматель профкома

4) 25-летний человек

5) мать

Ответ: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-А

  1. К маргиналам относятся группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. В принципе каждый человек может оказаться в таком положении. При каких обстоятельствах это может произойти? Приведите примеры. (Повышение на работе, уволнение, переселение и др. )

II. Изучение нового материала

План

  1. Термин "нация".
  2. Формирование наций.
  3. Межнациональные отношения в современном мире.

1. Нация – возникшая в процессе исторического развития солвокупность людей, для которых характерны единство территории, экономической жизни, языка, а также собственная культура.

Такое оределение понятия "нация" дается в комплексном словаре русского языка. Слово "нация" происходит от латинского слова "племя" или "народ". Этим словом обозначают исторически сложившуюся общность людей. Они многие века жили на одной территории. У этих людей появилось характерное для них хозяйство. У них есть свой язык. У них особенная культура. У них даже особый национальный характер. Кроме нации свои языковыми, экономическми, культурными традициями отличатся род, племя, народность. Все эти понятия объединяют под общим название – этнос.

2. Формирование наций.

Показ презентации:

Кадр 1 (каждый кадр сопровождается речью учителя)

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы, объединяющие людей по нацинальному признаку. На земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них многочисленные и малочисленные. Все они входят в состав почти 200 государств. Наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих немало таких, которые являются многонациональными.

Кадр 2

Академик Ю. В. Бромлей предложил различать две основные формы этноса:

этносоциальный организм и этникос.

Племя, народность, нация – это этносоциальные организмы. Они немыслимы вне определенной территории, вне необходимых для их функционирования социальных институтов.

Этникос же – это вся совокупность людей, осознающих свою причастность к данному этносу и проживающих не только на его территории, но и на территории других этносов.

Скажем, любой русский, где бы он ни жил, на каком бы языке ни говорил в быту, остается частицей русского этникоса до тех пор, пока он продолжает считать себя русским. Но лишь те русские, которые живут в России, составляют этносоциальный организм русской нации.

Кадр 3

В первобытном обществе людей объединяли род и племя.

Кадр 4

После появления государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Кадр 5

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями в период становления буржуазного общества, привело к их превращению в нации.

Кадр 6

Существуют две тенденции складывания наций:

1. Из одной народности складывается несколько наций. Например: из древнерусской народности сложились русская , украинская и белорусская нации.

Кадр 7

2. Из нескольких народностей складывается одна нация. Например: булгары, ордынцы, буртасы и др. Сформировали татарскую нацию.

Кадр 8

Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, культуры, говорят на одном языке.

Кадр 9

Но бывают исключения:

  • одна нация общается на нескольких языках (мордва говорят на мохша и эрзя);

Кадр 10

  • несколько наций говорит на одном языке (сербы и хорваты говорят на сербохорватском языке).

Кадр 11

Нации развиваются по двум основным направлениям: дифференциация (нацинальная), интерграция (интернациональная).

Кадр 12

На протяжении формирования наций складавается национальное самосознание, которая определяется исторической памятью и сохранением обычаев и традиций своего народа.

Кадр 11

Нации характеризуются общностью территории, языка, экономики, культуры.

3. Межнациональные отношения в современном мире.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть "плохие" и "хорошие" национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают окорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Тогда эту искаженную психологию стараются использовать некоторые политики. Стремясь к власти, они объясняют своим избирателям два вопроса. Первый – кто их враг. Второй – что они сделают с этим врагом, когда придут к власти.

В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Нацизм – это самый страшный вид национализма. Немецкие фашисты считали, что все другие нации должны служить немцам.

Послушайте отрывок из замечаний и предложений по генеральному плану "Ост" рейхсфюрер СС Гиммлера.

"Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. . . Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается. . . в руководстве. "

Вопрос к классу: Как отзываются гитлеровские идеологи о народах нашей страны и какую участь для них уготовили? (Ответ: масса расово неполноценных, тупых людей; нуждается в руководстве, т. е. эти люди не могут самостоятельно принимать решения и поэтому их необходимо держать в изоляции, это раса рабов и слуг, их задача только выполнять волю хозяев. )

В современном обществе часто случаются конфликты между народами на национальной почве.

Вопрос к классу: Какие межнацинальные конфликты происходили и до сих пор продолжаются в мире? (Ответ: обострение отношений между киргизами и узбеками в Киргизии летом 2010 г. ; выступления бандфомирований на Северном Кавказе, продолжающиеся после Чеченских войн; более полувека идет война между арабами и израильтянами на Ближнем Востоке и др. )

Вопрос к классу: Как вы думаете каковы причины межнациональных конфликтов? (после ответов учащихся учитель делает обобщения)

Причины межнациональных конфликтов:

  • территориальные споры;
  • неравенство социально-экономических условий;
  • ограничения в использовании родного языка, запреты обучать детей на родном языке "нетитульных" наций;
  • запреты занимать более высооплачивамую должность;
  • отсутствие возможности исповедовать другую религию кроме государственной и др.

Закрепление.

В последнее время нередко можно услышать высказывания о том, что причина всех бед и неустройств в нашей стране кроется в наличии внутреннего «врага» – людей нерусской национальности, которые «мешают» «не дают», «препятствуют» успешному развитию страны по пути демократии.

Проявляется ли в этих рассуждениях национализм?

(Ответ: это проявление национализма. Любой народ, живущий на данной территории издавна, заинтересован в процветании этого государства, т. к. от этого зависит благополучие его семьи, его народа. )

Вопрос к классу: Как предотвратить межнациональные конфликты? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос. (Ответ: стр. 132. Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной и персональной автономии. Это означает гарантию прав человека. )

Итог урока.

Конституция РФ дает гарантию прав человека: права нацинального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

Д/з § 22. Читать, ответить на воросы в конце § 22. Написать минисочинение на тему: "Нацинальный характер моего народа"

Нации и национальные отношения. II вариант урока

Цель:

Обучающие:

  • Выявить уровень теоретической, методической подготовки учащихся;
  • Раскрыть причины межнациональных конфликтов;

Развивающие:

  • Учить пользоваться первоисточниками;
  • В игровой форме способствовать формированию познавательной активности учащихся;

Воспитательная:

  • Формировать культуру диалога.
  • Понять опасность национализма в межнациональных отношениях.

Тип урока: урок – работа с первоисточником.

Подготовительная работа:

  1. определяется круг проблем обсуждения, составляется список рекомендуемой литературы, подборка публикаций по теме в периодической печати;
  2. оформляется соответствующим образом аудитория, столы и стулья располагаются по кругу, у каждого участника брошюра «Конституция РФ»;
  3. при подготовке к игре учителю необходимо продумать практические задания для углубленной проработки темы.

Оборудование: брошюры «Конституция РФ»

Литература:

1. Конституция РФ

2. Обществознание: учебник для 8-9 кл. ; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение , 2009

3. В. О. Мушинский. Азбука гражданина. М. : – «Международные отношения», «Центр гуманитарного образования», 2001

Ход урока

В начале урока учитель напоминает участникам цель, порядок и регламент проведения.

Порядок проведения: учитель ставит перед учащимися вопросы, учащиеся должны ответить на эти вопросы, подтверждая свои ответы статьями Конституции РФ.

Регламент: на постановку вопроса – до 1 мин

на обдумывание – до 2 мин

на ответ – до 2 мин

«Мы, многонациональный народ России » Этими словами начинается преамбула (вступление) к Конституции Российской Федерации. Добрые взаимоотношения между нациями – гарант стабильности государства. После распада СССР, национальный вопрос остался не до конца решенным. До сих пор нет стабильности на Северном Кавказе. Появляются люди, клевещущие на наше государство, что Россия – государство имперского типа, что у большинства народов нет прав по сохранению и развитию языка, культуры, письменности. Или, наоборот, одни народы обладают большими правами, чем другие. Давайте убедимся, правда ли это?

Вопросы:

  1. В Конституции России изложены идеи и духовные ценности гражданина России такие как:

– понимание общности судьбы всего многонационального народа России;

– признание принципа равноправия и самоопределения народов и др.

Есть ли в Конституции РФ статьи, фиксирующие права наций, если есть, то назовите какие?

Ответ: в ст. 14, 26, 28, 66, 68, 69 зафиксированы права наций.

  1. В советских паспортах была графа, где обязательно указывалась национальность человека. Во время Великой Отечественной войны многие граждане СССР, принадлежащие к определенным нациям: чеченцы, ингуши, черкесы, крымские татары, поволжские немцы были депортированы в Сибирь или Казахстан. Детей, родившихся от смешанных браков, заставляли выбирать национальность одного из родителей. У многих из вас уже есть паспорта, имеется ли там графа с указанием национальности. Нет. Подтвердите статьями Конституции РФ. Ответ: ст. 26. 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Мы уже говорили, Россия – многонациональная страна. Для принятия законов и постановлений, ведения документации нужен общепризнанный единый язык, который был бы понятен всем. Есть ли в Российской Федерации такой язык? Найдите в Конституции РФ статьи, дающие ответ на данный вопрос.

Ответ: ст. 68. 1. Государственным языком Российской Федерации на

всей ее территории является русский язык.

  1. Имеет ли право нация на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества? Найдите в Конституции РФ статьи, дающие ответ на данный вопрос.

Ответ: ст. 26. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на

свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Ст. 68. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на

сохранение родного языка, создание условий для его изучения и

сохранения.

  1. Россия – федеративное государство, состоящее из федеративных единиц, каждая из которых обладает автономией, то есть определенной самостоятельностью, в управлении своими государственными делами. Оно имеет свои государственные органы, издающие законы, и правительство, организующее их исполнение. Среди субъектов Российской Федерации 21 республика. Республики основаны по

национальному принципу на территориях, где проживают различные

народы России. Какими законами определяется статус республики?

Найдите в Конституции РФ статьи, дающие ответ на данный вопрос.

Ответ: ст. 66. 1. Статус республики определяется Конституцией Российской

Федерации и конституцией республики.

  1. Имеют ли право республики устанавливать свои государственные языки наряду с русским языком? Найдите в Конституции РФ статьи, дающие ответ на данный вопрос.

Ответ: ст. 68. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные

языки. В органах государственной власти, органах местного

самоуправления, государственных учреждениях республик они

употребляются наряду с государственным языком Российской

Федерации.

  1. Гарантирует ли Российская Федерация права коренных народов в соответствии общепризнанными принципами? Найдите в Конституции РФ статьи, дающие ответ на данный вопрос.

Ответ: ст. 69. Российская Федерация гарантирует права коренных

малочисленных народов в соответствии с общепризнанными

принципами и нормами международного права и международными

договорами Российской Федерации.

  1. В настоящее время бытует мнение, что в России православие является государственной религией, люди, исповедующие другие религии: мусульмане, буддисты, иудеи и др. , подвергаются религиозной дискриминации. Правда ли это? Докажите обратное, приводя статьи Конституции РФ.

Ответ: ст. 14. 1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Ст. 14. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

  1. Существует ли свобода совести в России? Найдите в Конституции РФ

статьи, дающие ответ на данный вопрос.

Ответ: ст. 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода

вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или

совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой,

свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные

убеждения и действовать в соответствии с ними.

В конце урока делаются выводы.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной и персональной автономии. Это означает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту. В Конституции РФ прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

Д/з § 22. Читать, ответить на воросы в конце § 22. Написать минисочинение на тему: "Нацинальный характер моего народа"

Г. К. Муслимова, Староатлашская СОШ – МОУ Старокулаткинского района Ульяновской области

Метки: Правоведение и Обществоведение