Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Правовая интеллектуальная игра «Сам себе адвокат»

Правовая интеллектуальная игра «Сам себе адвокат»

Цель: Формирование правового сознания и правовой культуры учащихся через игровую деятельность во внеурочное время.

Задачи:

формирования представлений о праве как об особой форме регулирования отношений в обществе, освоение правовой системы России и международного права;

воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

формирования демократического уклада жизни гимназии, обеспечивающего учащимся умение отстаивать свои права, участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в гимназии;

развития способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;

развития коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

развития систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;

Ход игры:

Ведущий: Мы строим правовое государство и должны научиться жить в соответствии с законами. Каждый из нас обязан знать, понимать и отстаивать свои права, уважать права других.

В повседневной жизни о праве чаще всего вспоминают тогда, когда оно по каким– либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. И действительно, обращение к праву– важнейший способ разрешения споров и конфликтов. Однако у права есть и другая, не менее важная задача– сделать так ,чтобы споров, конфликтов и нарушений было как можно меньше. Для этого оно указывает людям, каковы их права и обязанности в экономической, политической и иных сферах жизни общества. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества.

Знать право, уметь ориентироваться в нем– необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет наша сегодняшняя игра.

Тур 1. «ОТГАДАЙ СКАЗКУ». ( Время обдумывания 30 сек. Первой отвечает та команда, которая раньше подаст сигнал. За каждый правильный ответ-1 балл. )

1. В какой известной сказке С. Маршака нарушено право ребенка на заботу? («12 месяцев»)

2. В какой известной сказке французского писателя Ш. Перро нарушено следующее право ребенка: «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться»? («Золушка», «Хрустальный башмачок». )

3. В какой известной сказке замечательного детского сказочника Х. К. Андерсена нарушено право ребенка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать». («Снежная королева»)

4. . В какой сказке С. Михалкова нарушается право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? («Три поросенка»)

5. В какой известной сказке Х. К. Андерсена нарушено право ребенка:»Ребенок не обязан быть как все». («Гадкий утенок»)

6. . В какой сказке один долгожитель, не пользовавшийся успехом у женщины, совершает похищение молодой и красивой женщины с целью вступления вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену?(«Царевна-лягушка»)

7. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству?(«Сказка о рыбаке и рыбке».

8. В какой сказке женщина крайне неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты. Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая, пользы изделий из ржаной муки и тому, как в результате бесхозяйственности молоко утекает реками? («Гуси-лебеди»)

9. Героиня какой сказки, облаченная в дорогу, не имеющую государственного клейма на шубу, явилась в гости , да так и не захотела уйти оттуда– очень уж понравилась архитектура строения? И к кому только ни обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка»,или «Лиса и петух»)

10. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и сурово наказано?(«Волк и семеро козлят»)

11. В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило заработную плату трудящегося? Последний учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения. («Сказка о попе и его работнике Балде»)

12. . В какой сказке рассказывается о коварстве красивой женщины, которая дала отраву своей не менее красивой сопернице с целью ее устранения; о тяжких последствиях этого поступках и о недопустимо больших затратах на погребение? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно. («Красная шапочка»)

Тур2. «СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО» (Участникам конкурса предлагаются вопросы по истории права. За каждый правильный ответ 1 балл. )

1. Кто такая Фемида? ( Фемида-это богиня правосудия в греческой мифологии)

2. Что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве пособия для обучения школьников грамоте и письму? (Законы царя Хаммурапи. )

3. Какая страна является родиной юридического образования? Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? (Древний Рим. 1в. н. э. Юрист Мазурий Сабин в Риме. )

4. какое право изучалось на юридических факультетах Европы до XVв. ? Когда начали включать в программы и национальное право? (Римское право. С конца XVIIIв. Начали включать национальное право. )

5. Назовите не менее трех памятников русского права IX-XIXвв. ( Русская Правда XI-XIVвв. , Псковская Судная ГрамотаXIV-XXвв. , Судебник ИванаIII -1497г, Судебник ИванаIV-1550г. , Соборное Уложение1649г. , Свод законов Российской Империи «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных»1845г. )

6. Как называется важнейший памятник русского феодального права XI-XIVвв. ,? Что вы о нем знаете? (Русская Правда. )

7. Этот российский государственный деятель в царствование императора Александра 1 разработал проект реформ. После опалы и ссылки он вновь вернулся к административной и законодательной работе. В следующее царствование под его руководством была проделана огромная работа по кодификации отечественных законов. В результате возникли два многотомных издания– в 45и 15 томах. О ком идет речь? Как называются Упомянутые издания? (М. М,Сперанский. 45-томное Полное собрание Законов Российской Империи, 15-томный Свод законов Российской Империи. )

8. Указ одного из российских императоров предписывал «призывать к ближайшему участию в заведовании делами, относящимся, до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, выборных представителей местного населения. Всех избирателей поделили на три разряда (курии): местные землевладельцы, крестьянские общества, и городские избиратели (владельцы недвижимости собственности, а также торговых и промышленных предприятий). Крестьянская курия формировалась по сословному признаку, принадлежность к двум другим определялась местом жительства и стоимостью имущества. Когда и кем был издан этот указ? Какие учреждения возникли в результате его реализации? (Указ императора Александра 1 от1 января 1864г. положил начало Земской реформы. В результате реализации этого указа появились губернские и уездные земства. )

9. Кто из знаменитых правоведов XVIIIв. Является автором трактата «О преступлениях и наказаниях»? какие идеи раскрываются в этом трактате? (Чезаре (Цезарь) Беккариа– итальянский просветитель и правовед. Ему принадлежат идеи отказа от смертной казни и пыток, отстаивание необходимости доказательного обвинения, соразмерности наказания и преступления и др. )

10. размышляя в конце жизни о том, в чем же заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что главным его достижением были не сорок выигранных сражений, а. . Чем Наполеон гордился более своих военных побед? («Гражданский кодекс»)

Тур 3. «ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ».

Ведущий: В своей жизни мы часто сталкиваемся с юридическими понятиями и терминами. Поэтому знание их конечно же необходимо. Я предлагаю вам объяснить значение терминов.

Задание для 1 команды.

Презумпция невиновности, Конвенция , присяжный заседатель, алименты, попечительство, исковое заявление.

Задание для 2 команды.

Уголовная ответственность, кодекс, физическое лицо, амнистия, импичмент, брачный договор.

Тур 4. «ИХ НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО». (конкурс посвящен сыщикам, частным детективам-одиночкам. Дается словесный портрет. По описанию необходимо узнать, о каком сыщике идет речь и кто автор. Первой отвечает та команда , которая раньше подаст сигнал. За каждый правильный ответ-2 балла. )

1. «Он отличался необычайной худобой, у него был острый пронизывающий взгляд и орлиный профиль » . (Шерлок Хомс, Артур Конан Дойл)

2. «Зажав трубку в зубах, засунув руки в карманы широченного пальто с легендарным бархатным воротником и сбив на затылок котелок, он наблюдал ». (Мегрэ. Жорж Сименон)

3. «Несколькими ступенями выше стоял человек. . небольшого роста мужчина с воинственно торчащими усами и яйцеобразной головой. На нем был великолепный халат и вышитые домашние туфли. . » (Экрюль Пуаро . Агата Кристи)

4. «Было около 10 утра, когда она вышла из своего номера в полном снаряжении– шляпка, перчатки, зонтик и сумка, самая парадная сумка » . ( Мисс Марпл. Агата Кристи).

Тур 5. «КОНКУРС КАПИТАНОВ» (нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. Правильный вариант оценивается в 3 балла. В случае возникновения затруднений капитан может обратиться за помощью к команде, но тогда ответ оценивается на 2 балла ниже. )

1. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне?

– ПЕН-клуб

– ООН

– ЮНЕСКО

2. Какая известная неправительственная организация контролирует соблюдение прав человека в различных странах вне зависимости от политической и государственной систем?

– международная амнистия

– Общество «За права человека»

– Союз жертв тоталитаризма

3. Ученый, олицетворяющий своей общественной деятельностью, социальной позицией правозащитное движение в бывшем СССР?

– Б. М. Кедров

Г. Х. Попов

А. Д. Сахаров

4. Как называется должность человека, избранного Государственной Думой для сбора информации о нарушениях прав человека, содействия тем, чьи права ущемлены?

– Магистр

– Председатель Союза правозащитников

– Уполномоченный по правам человека

5. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

– 1966

– 1982

1989

6. Дети имеют право свободно выражать свое мнение _______________

– только в семье

– только в среде своих друзей

Во всех сферах общественной жизни

7. С какого года Конвенция о правах ребенка вступила в силу в России?

– 1989

– 1990

– 1991

8. Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека?

– 10 декабря1946

– 10 декабря1948

– 10 декабря1958

9. С какого возраста можно стать кандидатом на должность Президента РФ?

– 21

– 35

– 51

10. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Государственной думы?

– 18

– 21

– 30

11. дети, совершившие правонарушение, должны содержаться под стражей _______________

– вместе со взрослыми

– отдельно от взрослых

– возможны оба варианта

12. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних за все преступления, предусмотренные Уголовным кодексом?

– 14

– 16

18

13. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних за преступления, специально оговоренные в ст. 20 Уголовного кодекса РФ?

– 14

– 16

– 18

14. Какие льготы предоставляет уголовное право несовершеннолетним преступникам?

– верхний предел лишения свободы-10 лет

– их нельзя приговорить к высшей мере наказания

– они могут быть отпущены в краткосрочный отпуск домой

– к ним часто применяется условное наказание

– им разрешается замена пребывания в колонии пребыванием в спортивном лагере

15. Каике виды наказания не могут быть применены к несовершеннолетним?

– высшая мера наказания

– конфискация имущества

– ограничение свободы

– лишение права заниматься определенной деятельностью

– обязательные работы

– исправительные работы

– арест

– лишение свободы на срок свыше 10 лет

– штраф

Тур 6. «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ». (Команды должны вспомнить пословицы поговорки о праве, законах, суде. Конкурс проводится в форме аукциона. Выигрывает та команда, которая назовет пословицу последней. )

Тур 7. »ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» (Команды рассказывают об одном из деятелей юоиспруденции или об одном правозащитнике. . Одно из главных требований -информативность и уложиться в определенное время. Рассказ оценивается в 3 балла. )

Тур 8. «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ». (Выигрывает та команда, которая быстрее ответит на наибольшее количество вопросов. За каждый правильный ответ -1 балл. )

Вопросы для команды 1.

1. Когда и в связи с чем в мире отмечают День прав человека?

2. В каких международных правовых документах закреплены права ребенка?

3. Кто такой ребенок? Что говорится об этом в Конвенции о правах ребенка?

4. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне?

5. В каком правовом документе содержится статья «Права детей, находящихся под опекой»?

6. В каком законодательном акте предусмотрен порядок приема и перевода на другое рабочее место, порядок увольнения, продолжительность трудового дня, вопросы оплаты труда, время отдыха?

7. Что такое вандализм?

8. Как называется всенародное голосование с целью выявления общественного мнения страны для окончательного решения по важному государственному вопросу?

9. Как называется профессия человека, защищающего подсудимого в суде?

10. Как на юридическом языке называют человека, когда началось разбирательство в суде по его уголовному делу?

11. Как на юридическом языке называют человека, когда обвинительный приговор по его делу вступил в законную силу?

Вопросы для команды 2.

!. Что такое кассационная жалоба и кто вправе ее подать?

2. Что такое правонарушение?

3. Что такое закон?

4. Чем занимается наука криминалистика?

5. Кто устанавливает вину и признает виновным человека?

6. Юридическая ответственность– что это такое?

7. Назовите виды юридической ответственности.

8. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

9. Что изучает наука криминология?

10. Можно ли привлечь к юридической ответственности жену, отказавшуюся давать показания против своего мужа во время следствия или суда по уголовному делу?

11. С какого возраста несовершеннолетние имеют право заниматься предпринимательской деятельностью?

Подвеление итогов.

Литература:

1. Кашанин А. В. Основы государства и права: краткий справочник школьника. – М. : Дрофа, 1998. -320с.

2. Никитин А. Ф. 2000 вопросов и ответов по основам государства и права; Учеб. пособие. – М. : ОООФирма «Издательство АСТ», 1998. -с-128.

3. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл. – М. ; Вита-Пресс,1999. -312с.

4. Словарь -справочник по праву: Основные юридические понятия и термины. Сост. А. Ф. Никитин. – М. :Акалис, 1995. -144с.

С. В. Алимова, МБОУ "Судогодская ООШ", г. Судогда, Владимирская область

Метки: Правоведение и Обществоведение