Тема урока: «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга»
Тема урока: «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга»
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием и сущностью фондового рынка, основами менеджмента и маркетинга, укреплять межпредметные связи.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умения делать выводы, работать во времени.
Воспитательные: способствовать воспитанию экономически грамотного человека и гражданина.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: фондовый рынок, менеджмент, маркетинг.
Оборудование: ИКТ, презентация «Фондовый рынок.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Проверка д/з в форме самостоятельной работы: дайте определение терминам: спрос, предложение, конкуренция, фирма, прибыль.
3. Активизация знаний учащихся.
4. Изучение нового материала по вопросам:
А) Фондовый рынок (презентация).
Б) Основные принципы менеджмента.
В) Основы маркетинга.
5. Закрепление по вопросам.
6. Выставление оценок.
7. Д/з: учебник по обществознанию под ред. Л. Н. Боголюбова § 6 с. 69-76
Изучение нового материала.
А) Фондовый рынок (презентация)
Б) Основные принципы менеджмента.
Учитель: Кто следит за производством товара и его качеством? Кто отвечает за успешную работу всего предприятия?
Если предприятие небольшое, то все перечисленные функции выполняет сам его владелец – собственник. Если предприятие растёт, то владелец уже не справляется со всеми делами и ему нужен помощник. В крупной же фирме все дела ведёт менеджер.
Менеджер – это специалист по управлению производством и обращением товаров, наёмный управляющий.
Однако должности менеджеров на крупных предприятиях различаются, составляя своеобразную пирамиду, в основании которой – менеджеры низшего звена, затем следуют менеджеры среднего звена и на самом верху – высшие менеджеры.
Менеджер низшего звена – начальник участка, цеха или бригадир – руководит непосредственно рабочими и отвечает за работу своего подразделения.
Менеджер среднего звена – заместитель директора по производству, или по финансам, или по снабжению, или по сбыту и т. п. – руководит менеджерами низшего звена и контролирует работу своего участка.
Наконец, высший менеджер, или по-английски топ-менеджер, – по должности генеральный директор, президент (или вице-президент) или председатель правления компании – руководит менеджерами среднего звена и отвечает за работу всего предприятия.
Теперь, когда мы знаем, кто управляет предприятием, выясним, что же такое менеджмент.
Менеджмент – это деятельность по организации и координации работы предприятия.
В широком смысле слова под менеджментом понимают и непосредственно управление организацией, и науку об управлении, и группу людей – команду, занимающуюся управлением.
Учитель: Каковы же функции менеджмента?
В настоящее время выделяют четыре функции менеджмента – организацию, планирование, руководство и контроль. Рассмотрим их кратко.
Организация – это распределение работ среди людей или отдельных групп и координация их деятельности. Другими словами, это определение структуры предприятия, выделение отдельных подразделений, отделов или цехов и распределение работников по этим подразделениям в соответствии с их квалификацией.
Планирование – это постановка целей и определение путей достижения этих целей. Планирование осуществляется непрерывно. Различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование часто называют стратегическим, потому что оно определяет цели и задачи фирмы на длительную перспективу. Им занимаются высшие менеджеры, которые имеют полную картину деятельности предприятия. На основе долгосрочных планов разрабатываются текущие (краткосрочные) – на один-два года и оперативные планы (на квартал, месяц, декаду).
Руководство – это создание условий и желания у людей для совместной работы по достижению целей компании. Хорошее руководство означает создание у работников заинтересованности в их труде, положительную оценку труда лучших работников и обеспечение их карьерного роста. Иногда эту функцию менеджмента называют мотивацией, потому что стимулы или мотивы к труду могут быть самые различные – высокая зарплата, хорошие условия труда, возможности продвижения по службе, близость к дому и пр.
Контроль – это проверка деятельности фирмы на пути к её цели и корректировка отклонений от поставленных целей.
Теперь предположим, что на фирме прекрасно налажено производство, выпускается качественный продукт. Возникают вопросы: где и как продавать этот товар? Нужен ли он потребителю? Много или мало произведено продукции? Какую назначить цену? На эти и другие важные вопросы вы найдёте ответы в следующем разделе.
В) ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
Маркетинг – деятельность по разработке, производству и сбыту продукции на основе предварительного изучения потребностей рынка. Главная цель маркетинга – приспособить производство к требованиям рынка во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли. Недаром существует формула, которая помогает понять сущность маркетинга: «Производить то, что можно продать, а не пытаться продать то, что можно произвести».
Маркетинг стал широко применяться в 20-х гг. XX в. в США крупным бизнесом, который располагал наилучшими возможностями для проведения рыночных исследований и активного воздействия на рыночный спрос. Сейчас нет ни одного предпринимателя, который бы не знал, что такое маркетинг, и в какой-то мере не применял его.
Обычно выделяют три основных принципа маркетинга: изучение рынка, проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта, воздействие на рынок.
Изучение рынка – отправная точка любых маркетинговых действий. Каждый предприниматель, прежде чем производить какой-то товар, должен выяснить, нужен ли этот товар потребителю, есть ли он вообще на рынке, по какой цене продаётся, сколько конкурентов его производят и насколько они сильны. Только собрав необходимую информацию и проанализировав её, можно принять решение о производстве того или иного продукта.
Проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта – наиболее важный принцип, потому что предполагает не только выработку характеристики продукта или услуги и определение цены на них, но и выбор каналов сбыта и видов рекламы. В американской литературе этот принцип получил название «четыре пи», потому что все главные слова, отражающие этот принцип, по-английски начинаются на букву «п» – продукт (product), цена (price), распространение (place), стимулирование сбыта (promotion).
Продукт должен удовлетворять потребности человека как по качеству, так и по внешнему виду, упаковке, послепродажному обслуживанию, если речь идёт о технически сложных товарах.
Цена должна учитывать затраты на производство данного товара и прибыль, а также факторы рынка – спрос и предложение, необходимость данного товара потребителю, привязанность к определённой марке и др. Если предприниматель производит товары, которые уже есть на рынке, то и цены он устанавливает примерно такие же. Ведь если он установит цены выше, то у него никто не будет покупать. Но если он производит товары более высокого качества, тогда и более высокая цена будет оправданна
Распространение – это каналы сбыта, которые выбирает предприниматель. Обычно начинающий предприниматель, у которого ещё недостаточно средств, отдаёт свою продукцию для реализации посредникам, но он всегда стремится иметь свою торговую точку, что даёт возможность непосредственно общаться с потребителями продукции и учитывать их пожелания. Крупные корпорации имеют хорошо налаженную систему сбыта своей продукции, включая транспортировку на удалённые рынки и хранение запасов товара.
Стимулирование сбыта связано в основном с рекламой. Отношение к рекламе в обществе не однозначно, поэтому предлагаем вам сравнить две точки зрения на её значение. Первая: реклама не только бесполезна, но и манипулирует потребителем, часто основана на недостоверных сведениях, удорожает стоимость товара, а также принуждает покупателей платить высокую цену за низкосортный товар. Вторая: реклама необходима, потому что она несёт полезную информацию о продукте и его цене, помогает потребителю сделать рациональный выбор, способствует продвижению новых товаров. А какую позицию поддержали бы вы?
Закрепление по вопросам:
- Что такое фондовый рынок? (это организованный рынок торговли ценными бумагами)
- Дайте определение термину: ценная бумага (это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа. )
- Перечислите виды ценных бумаг (основные, первичные, вторичные)
- Что относится к ценным бумагам? (акция, вексель, облигация, чек)
- Кто такой брокер, дилер? (Брокеры – юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем.
Дилеры – участник рынка ценных бумаг, совершающий операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счёт. )
6. Дайте определение терминам: менеджмент и маркетинг (Менеджмент– это деятельность по организации и координации работы предприятия.
Маркетинг – деятельность по разработке, производству и сбыту продукции на основе предварительного изучения потребностей рынка)
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др. ]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др. ] Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение,2011. – 351 с.
- http://ppt4web. ru/ehkonomika/fondovyjj-rynok. html
Н. А. Рубец, ОГАОУ СПО "Белгородский политехнический колледж", г. Белгород