Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: «Мировые религии»

Тема урока: «Мировые религии»

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения и развития религии, традициями; укреплять межпредметные связи.

Развивающие: способствовать формированию умения мыслить и выражать свои мысли в речи; способствовать развитию логического мышления; систематизировать знания.

Воспитательные: способствовать формированию толерантного отношения к людям, придерживающимся иных взглядов, исповедующих иную религию; воспитывать чувство доброжелательности.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Форма урока: урок – лекция с элементами беседы.

Формы организации работы учащихся на уроке – фронтальная, индивидуальная (домашнее опережающее задание).

Основные понятия: религия, политеизм, монотеизм, мировые религии.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Мировые религии», раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения.

Структура урока:

Этапы Формы и методы Время
Подготовительный. Подготовка уч-ся сообщений по теме: «Мировые религии». Дополнительно дома.
Организационный этап
  1. Приветствие
  2. Определение отсутствующих

1-2 мин.

Этап подготовки уч-ся к активному сознательному усвоению знаний.

1. Сообщение темы изучения нового материала и задач.

2. Вызов интереса к теме через прослушивание и осмысление стихотворения о добре.

6 мин.
Этап усвоения новых знаний. 1. Выступление уч-ся с выбранными сообщениями с показом презентаций. 2. Работа группы над заполнением таблицы. 25 мин.
Этап закрепления новых знаний Фронтальный опрос 9 мин
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению, Рефлексия.

1 . Подведение итогов урока, выставление оценок.

2. Объявление дом. задания. 3. Рефлексия

3 мин

Ход урока:

  1. Организационный этап.

II. Этап подготовки уч-ся к активному сознательному усвоению знаний.

  1. Сообщение темы урока «Мировые религии» и цели урока. (познакомимся с мировыми религиями, и выясним в чем сходство и различие между мировыми религиями и попытаемся найти общее. Для этого мы заслушаем сообщения учащихся, составим таблицу по изученному материалу и сделаем выводы по теме. )

слайд №1презентации учителя

  1. Вызов интереса к теме через прослушивание и осмысление стихотворения о добре:

Давайте быть терпимей и добрее,

Наш мир и так жесток и полон зла.

В нем холод безразличья часто веет,

И неизмененная нужда тепла.

Едва ли много пользы от гордыни,

А сколько бед исходит от войны,

Давайте милосердней быть отныне.

Пусть души будут лишь добром полны.

Ведь нужно для добра совсем немного,

Терпимость и сердечность проявлять.

И не спешить безжалостно и строго

Людские души гневом уязвлять.

Делясь добром, никто не станет нищим,

Сторицей возвратится все назад.

Кто делает наш мир светлей и чище,

Тот станет сам от доброты богат.

Учитель. Ответьте на вопросы:

– О чём говорится в стихотворении?(о добре, о милосердии, о терпимости)

– К кому нужно проявлять эти чувства? ( К людям, живущим рядом с нами. К людям!!! Других национальностей, другого вероисповедания).

III. Этап усвоения новых знаний.

Учитель. Современный мир – это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Все люди, живущие на Земле во что-то верят. Одни верят в Бога, другие в то, что его нет, третьи верят в прогресс, справедливость, разум. Вера – часть мировоззрения человека, его жизненная позиция, убеждение. Она принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией.

Вопрос: Вы сталкивались в вашей жизни с религией?

Знаете ли вы, что такое атеизм?

А что такое религия?

Слайд №2 презентации учителя

Религия – это мировоззрение и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов.

Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют по вере во множество богов на – политеизм, и по вере в единого бога – монотеизм. Запись уч-ся в тетрадь.

Слайд №3 презентации учителя

Учитель. Различают также родоплеменные, национально – государственные и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих.

Запись уч-ся в тетрадь.

Слайд №№4,5, 6 презентации учителя

Вопрос :

– Какие вы знаете мировые религии?(буддизм, христианство, ислам)

– Почему их так называют?(-объединение крупной общности людей; наличие последователей во многих странах и среди различных народов)

К мировым религиям традиционно относят: христианство, ислам и буддизм.

Слайд № 7 презентации учителя

Запись уч-ся в тетрадь.

Учитель. Сейчас мы познакомимся с мировыми религиями, а чтобы не забыть и систематизировать наши знания -воспользуемся таблицей, которую будем заполнять в ходе урока:

Таблица «Мировые религии» (Приложение №1)

Слайд № 8 презентации учителя

Учитель. Заслушаем сообщение учащегося по теме: «История возникновения христианства». (Приложение №2)

Ответьте на вопросы:

– Когда возникло христианство и где?(1 век н. э. в Палестине)

– Кого считают основоположником христианства? (Иисуса Христа)

– Как называют главную книгу христиан? (Библия)

Слайд № 9 – 13 презентации учителя

Заполнение учащимися рабочего листа, который будет вклеен в рабочую тетрадь. (Приложение №1)

Учитель. Заслушаем сообщения учащихся по темам: «Православные традиции», «Католичество. Традиции в католичестве». Они расскажут нам о традициях, существующих в этих направлениях христианства.

(Приложение №2)

Ответьте на вопросы:

– Существуют ли какие-то правила в христианстве? А как они называются? (Да, они называются заповедями. )

– Перечислите, какие заповеди Вы знаете? (не убей, не укради, не лги и др. )

Вывод.

Христианские заповеди учат нас праведной жизни, в которой не будет места, убийствам, насилию, воровству, лжи.

Кто из нас не хотел бы жить в таком мире?

Учитель. Второй по распространённости религией является ислам.

Давайте заслушаем сообщение учащегося на тему: «Ислам. История возникновения». (Приложение №2)

Ответьте на вопросы:

– Назовите время возникновения ислама( 7 век н. э. )

– Где возник ислам?( на Аравийском полуострове)

– Кто основатель религии? (Мухаммед)

– Как называется священная книга мусульман?(Коран)

Слайд № 14 презентации учителя

Заполнение учащимися рабочего листа. (Приложение №1)

Учитель. Давайте заслушаем сообщение учащегося на тему: «Традиции ислама».

Слайд № 15-19 презентации учителя

Заполнение учащимися рабочего листа. (Приложение №1)

Вывод: Пять основных обязанностей, предписанных приверженцам ислама:

1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);

2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);

3) милостыня в пользу бедных (закат);

4) пост в месяце рамадан (саун);

5) паломничество в Мекку(хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Ислам из вышесказанного учит своих последователей милосердию.

Учитель. Самой ранней по времени возникновения из мировых религий является буддизм. Давайте заслушаем сообщение о буддизме.

(Приложение №2)

Ответьте на вопросы:

– Назовите время возникновения буддизма (VI – V века до н. э. )

– Место возникновения буддизма(Индия)

– Кто основатель религии? (Сиддхартха Гаутама)

Слайд № 20 презентации учителя

Заполнение учащимися рабочего листа. (Приложение №1)

Слайды № 21-27 презентации учителя

Давайте выделим общие признаки мировых религий:

  1. Объединение крупной общности людей
  2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов.
  3. Достаточно развитые религии имеют свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

4. Все мировые религии учат нас милосердию, терпимости, добру.

Вывод: Современная Россия – многонациональное государство, поэтому толерантность– необходимое условие стабильности общества. А для того, чтобы не задеть интересы и верования других людей, необходимо знать основы их образа жизни, их веры.

IV. Этап закрепления новых знаний

Фронтальный опрос:

  1. Что такое политеизм, монотеизм?(многобожие, единобожие)
  2. Назовите виды религий?(родоплеменные, национально-государственные, мировые)
  3. Какие религии относят к мировым? (христианство, ислам, буддизм)
  4. Назовите основателя христианства (Иисус Христос)
  5. Назовите основателя ислама (пророк Мухаммед)
  6. Назовите основателя Буддизма (Сиддхартха Гаутама)
  7. Где распространено христианство?(Преимущественно Европа и Северная Америка)
  8. Территория распространения ислама. (Ближний Восток, Сев. Африка. В России – Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа)
  9. Где распространен буддизм? (Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России – Тува, Бурятия и Калмыкия)
  10. Что такое атеизм. (безбожие)

V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. Рефлексия.

1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

2. Объявление домашнего задания: учить лекцию по конспекту и рабочему листу, Ч. 1, § 10

3. Рефлексия

Заключение

В ходе урока учащиеся активно работали, отвечали на поставленные вопросы, проявив интерес, к изучаемой теме. По ходу урока и в конце были сделаны соответствующие выводы. Мы смогли выяснить историю возникновения и развития мировых религий их традиции, сходства и различия, существующие во всех мировых религиях. Данный урок способствует формированию толерантного отношения к людям, придерживающимся других вероисповеданий, относящимся к другим национальностям, воспитывает чувство доброжелательности к окружающим. А ведь эта проблема на сегодняшний день очень актуальна. И если наш урок зародил у учащихся «зёрнышко» доброты в их души, значит, наша педагогическая деятельность не напрасна.

 Список использованной литературы:

1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/под ред. Л. Н. Боголюбова. -М. : Просвещение, 2011 г.

 2. Энциклопедия для детей. Том 06. Часть 1. Религии мира Автор: Коллектив авторов Издательство: Аванта+ Год: 2008

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

1. http://megabook. ru

2. http://lib100. com/book/religion/istoriya_religii_1

3. http://festival. 1september. ru/articles/524242/

Мировые религии

Приложение 1. .

Мировые религии

Основные признаки Христианство Ислам Буддизм

Время и место возникновения

Основатель религии

Главное учение

Священные книги

Районы

распространения

Приложение № 2

История возникновения христианства

Христианство возникло в 1 веке нашей эры в Палестине, являвшейся тогда восточной провинцией Римской империи. Общий признак христианства – вера в Иисуса Христа, имеющего три ипостаси: Бога-отца, Бога– Сына и святого Духа.

Главный источник вероучения – священное писание – Библия. Библию называют Книгой Книг. Христианин обязан, во-первых, знать закон Божий, свою веру, а во-вторых, исполнять закон Божий, или святые заповеди.

Иисус Христос имеет двойную природу: Бога и человека. Основная идея христианства – идея греха и спасения души человека. Люди грешны перед Богом и именно это уравнивает их всех. В 11 веке христианство раскололось на православие и католицизм. В 16 веке в результате так называемой реформации от католиков откололся протестантизм (от слова «протест»), отвергший власть Папы римского. В настоящее время христианство является самой распространенной религией на Земле, его исповедует около 2 млрд. человек.

Православные традиции

Существенное отличие православных от других христиан заключается в вопросе о происхождении святого духа. Православные считают, что он произошел только от Бога-Отца, в то время как католики считают, что он исходит и от Бога – Сына и от Бога – Отца.

Во время православной службы (литургии) прихожане стоят. Пение каноническое. Литургию проводит только священник, прошедший рукоположение в сан. Посвящают в религию троекратным погружением в купель. В православии есть наказание за грехи. Вину можно искупить чтением молитв, земными поклонами, усиленным постом. Женщина наравне с мужчинами подчиняется заповедям и установлениям, но в то же время второстепенна по отношению к мужчине. Она его «друг», «помощник». В православии предусмотрены 4 многодневных поста, 3 однодневных и постными днями являются все среды и пятницы. Во время постов запрещаются белки животного происхождения. Брак церковь разрешает только между православными. Священник имеет право вступить в брак 1 раз в жизни, монахи принимают обет безбрачия. Верующим женщинам запрещено носить брюки и короткие юбки, ходить с непокрытой головой, а во время службы в церкви нельзя быть с короткими рукавами. Православная церковь разобщена. Православные имеют 15 независимых церквей: Московскую, Константинопольскую, Александрийскую, Иерусалимскую, Грузинскую, Армянскую и другие.

Католичество. Традиции в католичестве

В отличие от православных католики верят, что Святой Дух исходит и от Бога-сына, и от Бога-Отца. А еще католики верят в то, что между раем и адом существует чистилище, где грешники могут очиститься от грехов. Во время католической службы (мессы) прихожане сидят, только общая молитва осуществляется стоя. Во время мессы звучит органная музыка, но сейчас стала возможна модернизация музыки, возможно песнопение под гитару, джазовая аранжировка и т. п. Католики посвящают в религию троекратным окроплением святой водой. В католическом храме служба осуществляется также как у православных священником. Католические священники носят целибат – обет безбрачия.

Наказание осуществляется через посильное возмещение ущерба, причиненного другим людям, дела милосердия, через чтение покаянных молитв. Соблюдения постов не обязательно, запретов в еде нет.

Отношение к женщине такое же, как у православных. В церковь женщинам запрещено приходить в брюках, коротких юбках, с непокрытыми головами, голыми руками, но вне церкви запретов на одежду нет. Брак в католичестве разрешен между любым христианами, а также с неверующими. Все католики организационно едины и подчинены Папе римскому.

Ислам. История возникновения

Ислам – самая молодая по времени возникновения мировая религия, зародившаяся на Аравийском полуострове в VII веке н. э.

По имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанством или мусульманством. Но по другой версии, "ислам", "мусульмане" происходят от слова "покорность" Богу – Аллаху. Слово «Аллах» происходит от общесемитского корня "ал", т. е. "Бог".

Мухаммед (в европейской литературе часто Магомет) – историческая личность. Он родился в 570 г. В молодости пас скот своего дяди, затем женился на его вдове. Побывав в Иерусалиме, проникся идеями христианства. В начале Мухаммед не настаивал на том, что создает новое учение. Всю догматику откровенно заимствовал из Библии: идею страшного суда и рая, о сатане (шайтане), бесах (джиннах). Впо­следствии учение обогащалось арабскими традициями. Ислам отрицает христи­анский догмат о Троице. Для мусульман Бог един – Аллах, а Иисус Христос – только человек, из многих его пророков.

Считается, что Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем, как Будда или Иисус, но именно он сумел извлечь из христианства главное – призвать арабов к сплочению под знаменем единого Бога, зеле­ным знаменем ислама. В 630­-631гг. Мухаммед стал главой первого мусульманского теократического госу­дарства и затем стал почитаться как пророк, «посланник Аллаха».

Основные принципы ислама изложены в Коране. Он представляет собой собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине.

Позднее в исламе возникли два основных направления – суннизм и шиизм. В современном мире насчитывается 1 млрд. 188 млн. мусульман.

Традиции ислама

Свое летосчисление мусульмане начинают с того года, когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину (в христианском лето­счислении это соответствует 622 году н. э. ).

Мусульманский культ исходит из того, что, согласно Корану, вся жизнь человека рассматривается как служба Богу и приготовление к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных Аллахом. К числу важнейших обрядов ислама относится чтение Корана, который должен быть в каждой семье. Посвящение мужчин в религию происходит через обрезание (Суннат). Намаз (молитва) совершается пять раз в день – от зари до начала ночи. Богослужение представляет собой цикл молитвенных поз и телодвижений с одновременным произнесением молитв на распев в строго определенном порядке, лицом к Мекке. Священников в исламе нет, есть только люди, получившие богословское образование, которые могут руководить молитвой и знают религиозный закон – Шариат. За тяжкие грехи в исламе предусмотрено наказания – забивание камнями до смерти, за более мелкие грехи наказывают палками, за воровство – отрезают кисть руки. Мусульмане постятся в месяц Рамадан в светлое время суток – ни единой крошки еды. В остальное время запрещено есть животных, не имеющих шерсти, и рыб, не имеющих чешуи. Строго запрещено употреблять алкоголь. Мусульманин может жениться на женщине любой веры, а мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. Женщина в исламе считается «неполной душой» с неясной загробной жизнью. Она не может молиться в месте с мужчиной. На людях женщины должны носить хиджаб – покрывало, скрывающее волосы и фигуру, а в некоторых странах носят чадру. В мусульманских странах широко распространено многоженство. Особое место в исламе занимает паломничество к святым местам. Каждый правоверный мусульманин, будь то мужчина или женщина, должен совершить хадж в Мекку.

Буддизм

Буддизм возник в Индии в VI – V веках до н. э. , в настоящее время в мире около 500 млн. приверженцев буддизма. Ее основателем считается Сиддхартха Гаутама, по рождению принц. Место рождения находится на территории современного Непала в городе Лумбини. Поворотный момент в жизни Сиддхартхи наступил, когда ему минуло 29 лет и он покинул дворец. Лицом к лицу столкнулся со старостью, болезнями и смертью, он осознал, что это все неотъемлемые моменты жизни с которыми надо мириться. Тогда он всецело сосредоточился на медитации. И однажды ночью открыл, наконец, истинный смысл существования всех вещей. Такое состояние буддисты называют просветлением. В переводе с санскрита слово «Будда» буквально означает «просветленный».

Будда не записывал своего вероучения, и после его смерти возникли два направления развития буддизма – махаяна и хинаяна. На Тибете, Монголии и у нас в России распространение буддизм– ламаизм – одно из направлений в махаяне.

В буддизме отсутствует идея бога, как творца мира. Суть учения: жизнь и страдания неразделимы по причине людских страстей и желаний. Избавление от страданий связано с отречением от земных страстей и желаний. После смерти происходит новое возрождение, но уже в виде иного живого существа, жизнь которого определяется не только собственным поведением, но и поведением тех, в ком была воплощена душа ранее. Человеку необходимо вырваться из круговорота бытия через нирвану – высшее бытие, достигаемое путем отказа от земных страстей, удовольствий и желаний. Это и является путем спасения человека и человечества.

Этот путь состоит из восьми стадий.

– Правильное понимание помогает увидеть мир таким, какой он есть.

– Правильные устремления – это доброта и сострадание.

– Правильная речь– отказ ото лжи и сплетен.

– Правильное действие – не причинять вреда живым существам, не воровать, не блудить, не употреблять алкоголя и наркотиков.

– Правильный образ жизни – честная и праведная жизнь.

– Правильное учение – надо осознать, чего можно добиться, и приложить к тому усилия.

– Правильное внимание – внимание к тому, что происходит внутри человека и вокруг него.

– Правильное сосредоточение – направить мысли на медитацию и любое совершаемое дело.

Свод священных книг буддистской религии носит название Типитака.

Буддисты утверждают, что в их жизни – три драгоценности: Будда, его учение (дхарма), и общины (сангхи). Общины включают в себя монахов и монахинь и членов их семей и домочадцев. Монахи ведут очень простую жизнь. Все их имущество – одежда да чаши для подношение (денег или пищи). Все свое время они проводят в медитации. В странах юга распространено временное монашество, когда миряне вступают в общину на несколько месяцев, выполняя все обряды и духовные праздники. Буддистский монастырь является центром образования и культуры, нередко монахи выполняют функции не только священников, но и преподавателей и мелких чиновников. В Бангкоке находится штаб-квартира Всемирного братства буддистов. Буддисты почитают воду, возлагая цветы статуям. В буддизме считается, что женщине, чтобы достичь освобождения необходимо переродиться в теле мужчины.

В РФ буддисты преобладают в Туве, Бурятии, Калмыкии.

Н. А. Рубец, ОГАОУ СПО "Белгородский политехнический колледж", г. Белгород

Метки: Правоведение и Обществоведение