Обобщение по теме «Политическая сфера жизни общества». Урок – диспут
Обобщение по теме «Политическая сфера жизни общества». Урок – диспут
Цель:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Политическая сфера»
Задачи:
– определить значение основных понятий темы: политическая сфера, политический режим, политика, республика, демократия;
– раскрыть различия смешанной и президентской типов республики;
– сравнивать гражданское общество и правовое государство;
– определить, какими качествами должен обладать современный политический лидер;
– развивать умения анализировать, аргументировано высказывать свои суждения, делать выводы, использовать приобретенные знания в решении конкретных задач, работать в группе.
Тип урока:
повторительно – обобщающий.
Форма:
урок – диспут
Оборудование: компьютерная презентация, видеоролик социологического опроса, сигнальные карточки, текст Конституции РФ, тесты.
План урока
- Актуализация знаний учащихся.
- Различные точки зрения на власть в обществе («мозговой штурм»).
- Работа с текстом Конституции Российской Федерации.
- Работа в группах, обсуждение заданий.
- Диспут о связи политики и морали.
- Выступление экспертов с результатами социологического опроса по теме: «Политический лидер».
- Тестирование.
Сценарий урока.
Учитель: Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку стало высказывание Серена Кьеркегора «В нынешние времена – все политика».
Изучение, какой темы мы закончили? (отвечают дети)
Мы закончили изучение большой и важной темы «Политическая сфера жизни общества». Давайте вспомним:
– Какие сферы общественной жизни вам известны?
– Что такое политика?
– что включает в себя политическая система общества? Закончите данную схему:
Политическая система общества
Политические политическая политические политические и
институты культура отношения правовые нормы
Государство занимает центральное место в политической системе общества. Оно выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций и прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе, использование имеющихся возможностей для экономического развития, защита безопасности страны. Эти функции государство выполняет благодаря специально разрабатываемым мерам, политической линии, включающей цели, задачи, средства и пути достижения поставленных целей. Именно политическая сфера общества предполагает борьбу за власть, ее удержание и использование.
Что же такое власть? Какие взгляды выработало человечество на это непростое, но ведущее понятие в политической системе? Давайте порассуждаем на эту тему.
2. «Мозговой штурм».
Учитель: Существуют две противоположные точки зрения на власть в обществе. Вспомните и сформулируйте их.
Проверка задания.
Учитель: Вы совершенно верно вспомнили, что:
- Одни считают, что власть – это право одного человека подчинять своей воле других.
- Другие полагают, что власть – это обязанность одного человека выражать в своих решениях волю народа или его большинства.
Какую из них разделяете вы? Выразите свое мнение
Задание: на ваших партах находятся сигнальные карточки. Если вы разделяете первую точку зрения, то поднимите синюю карточку, если вторую – то красную. Свой выбор аргументируйте.
Проверка задания.
Учитель: к какому типу политических режимов мы можем отнести первую точку зрения?
Дайте характеристику этому политическому режиму.
А к какому типу политического режима относится второй пример?
Охарактеризуйте данный политический режим.
Давайте вспомним что такое политический режим? (совокупность форм и методов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы в обществе)
3. Работа с документом.
Учитель: Давайте, работая с правовыми документами, подтвердим наши знания по политическому режиму.
У вас на партах лежат тексты Конституции Российской Федерации, прочитайте задания и найдите ответ, подтверждая свой ответ текстом Конституции.
Вопросы и задания.
- Какой политический режим существует в нашем государстве? Подтвердите свой ответ текстом Конституции Российской Федерации.
- Что такое демократия?
- Кто является источником власти в Российской Федерации?
- Какова главная обязанность государства?
- На каких принципах осуществляется государственная власть в Российской Федерации?
- Кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации?
Проверка задания.
Учитель: А сейчас поработаем в группах. Для каждой группы приготовлено собственное задание. Обсудите задание в группах и выскажите свои суждения.
Задание для группы №1
- Что такое правовое государство?
- Перечислите признаки правового государства.
Какие признаки правового государства являются самыми важными для граждан? Почему?
Задание для группы №2
- Что такое гражданское общество?
- Сформулируйте цели гражданского общества.
Учитель: А теперь вопрос для обеих групп существует ли связь между правовым государством и гражданским обществом?
Выполнение и обсуждение заданий.
5. Дискуссия.
Учитель: Политика и мораль находятся в трудной и запутанной связи. Существует расхожее мнение, что политика – дело грязное.
Как вы думаете, можно ли, находится у власти, и сохранять высокую нравственность? Должен ли политик быть высоконравственной личностью?
Кто желает высказать свое мнение по данной проблеме?
Выполнение задания и обсуждение проблемы.
6. Выступление экспертов с результатами социологического опроса по теме: «Политический лидер».
Учитель: Накануне урока я попросила вас провести социологический опрос среди вашего окружения на тему «Политический лидер». Мы с вами сформулировали вопрос, который наиболее объективно показывают сущность политических лидеров . А сейчас давайте обратимся к результатам данного социологического опроса. Группе экспертов было дано задание, проанализировать результаты вашего исследования. Слово нашим экспертам.
Учитель: Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Сегодня можно услышать мнение, что политика касается только политической элиты. Может ли современный человек жить вне политики?
Задание: давайте проголосуем. Если вы считаете, что может – поднимите красную карточку. Если вы считаете, что современный не может жить без политики – поднимите синюю. Свою позицию объясните.
На одном из уроков мы писали эссе, и одной из тем эссе было высказывание Кьеркегора. По этой теме свое эссе писала (ученик), и сейчас она прочтет нам свое сочинение.
Идет высказывание мнений и их аргументирование.
Подведение итогов.
Учитель: А теперь давайте закрепим наши знания и в рамках подготовки к ГИА выполним небольшой тест в ваших рабочих тетрадях. Откройте тетради на странице 37 и выполните задание 2.
А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания?
Поставьте себе оценки в соответствии с критериями.
Кто выполнил задания на «5»? А на «4»?
Конечно же, у людей отношение к политике разное, однако полное равнодушие к политическим проблемам встречается не часто, так как от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого гражданина. Мы выяснили, что политика играет большую и важную роль в жизни каждого человека.
А можете ли вы привести примеры того, как политическая сфера оказывает влияние на вашу жизнь?
Учитель. У вас на партах лежат карты самооценки вашей работы на сегодняшнем уроке, оцените свою работу.
Домашнее задание.
(на выбор)
- Составить список вопросов к Президенту Российской Федерации или обращение по какой – либо проблеме.
- Напишите отзыв о нашем уроке.
Л. Н. Соколова, МБОУ СОШ с. Красавка, Саратовская область