Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: Труд с точки зрения закона, 6 класс

Тема: Труд с точки зрения закона, 6 класс

«Труд не есть добродетель, но необходимое условие добродетельной жизни. »

(Л. Толстой)

Цели и задачи урока:

  • Разъяснить трудовые права граждан и обязанности по выполнению трудовых отношений;
  • Познакомиться с основными документами по трудовому праву;
  • Рассмотреть основные права и обязанности граждан, связанные с трудом;
  • Рассмотреть особенности законодательства в области организации детского труда;
  • Развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление;
  • Рассмотреть роль трудовых отношений в жизни людей;
  • Формировать уважение к закону и труду.

Оборудование: Трудовой Кодекс РФ, Конституция РФ, распечатки с извлечениями из документов; проектор, презентация, листы самооценивания, фрагмент из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», раздаточный материал. Видеоролик – Труд несовершеннолетних. (Рубайло Т. В. ) – 22. 09. 09г. http://www. penzatrud. ru/index_8_2. html

Основные понятия: работодатель, работник, трудовой договор

План:

1. Понятие труд.

2. Право на труд

3. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

4. Право на отдых и социальное обеспечение.

5. Трудовой договор.

Орг. момент.

Включается отрывок из мультфильма, где показывается царь, красящий забор. Учащимся задается вопрос: Что является главным в жизни человека?

Труд – главное занятие человека. Темой нашего урока является труд.

Вступление. Структура (Corners)

У русского народа много метких и точных пословиц и поговорок , подмечающих суть разных явлений:

Пословицы:

В 4-х углах на стенах вывешены таблички с пословицами

Учитель озвучивает их:

1) «Ученье и труд рядом идут»

2) «Хочешь есть калачи – не лежи на печи»

3) «Труд человека кормит, а лень портит»

4) «Без труда не выловишь рыбку из пруда»

– Дается команда. Подумайте пожалуйста и выберите каждый понравившуюся Вам пословицу.

1. А теперь подойдите каждый к своему углу, к той пословице, которую Вы выбрали.

2. Сейчас разделитесь по парам, обсудите причины своего выбора. На это дается Вам 30 секунд. Начинает обсуждение тот, у кого светлее волосы.

3. Дается команда – стоп. Учитель спрашивает мнение нескольких пар из разных углов.

4. Далее предлагается сесть за парты по группам.

Учитель задает вопрос классу:

– Как Вы думаете, какое слово объединяет все эти пословицы.

Ответ: труд

Правильно. Это и будет темой нашего урока. Только рассмотрим мы эту тему с позиций не народной мудрости, а с позиции закона.

«Труд с точки зрения закона» – записали тему.

Эпиграфом к уроку будут слова великого классика Л. Толстого: «Труд не есть добродетель, но необходимое условие добродетельной жизни. »

1. Труд.

– Как Вы думаете, можно данное высказывание взять за определение?

– Высказываются учащиеся.

Структура (ThinkWriteRoundRobin)

А сейчас я предлагаю Вам новое задание: попытайтесь сами составить определение слову труд. Подумайте. Запишите. Обсудите по кругу и выберите лучшие на ваш взгляд. Вам дается 2 минуты.

Учитель выслушивает лучшие ответы и отмечает их.

И все таки интересно наверное узнать научное определение этого слова.

Структура (TicTacToe)

Учитель: У Вас на столах карточки со словами. Вам нужно составить предложение из этих слов, добавляя союзы и предлоги. Итак, труд это - ?

– Кто первый, какая из групп?

Записываем в тетрадь:

Труд – это использование времени, энергии, способностей людей для производства и распределения товаров и услуг.

Спасибо.

– Как Вы думаете, должны ли подростки трудиться и зарабатывать деньги?

– Давайте проголосуем. Те, кто считает, что да – встаньте.

– Хорошо. Садимся. Счет 12:11

2. Право на труд.

– А имеют ли подростки право на труд? Выслушиваются точки зрения.

Чтобы не быть голословными, знать не по слухам, а по закону – давайте обратимся с Вами к правовым документам:

– Учитель: Право на труд закреплено в конституции РФ ст. 37.

– Посмотрим на слайд.

– Кроме того закреплено право на труд в международном правовом документе:

«Всеобщая декларация прав человека» (1948 г. )

И в Трудовом кодексе РФ, который регулирует все вопросы, связанные с трудовым правом.

– Значит, все имеют право на труд. Тем не менее, есть определенные возрастные ограничения и категория «безработные».

– Кто по закону считается безработным?

– Читаем с. 62 последний абзац.

– А теперь о возрастных ограничениях.

3. Правовое регулирование труда несовершеннолетних.

Структура «Эй ар гайд» (ARGuide)

– У Вас на листочках даны утверждения. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-» , если Вы не согласны с утверждением.

3) Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, значения и убеждения.

4) Давайте посмотрим видео. Показывается видеоролик.

5)Теперь по завершению, еще раз прочтите все утверждения.

6) В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если Вы согласны с утверждением, или «-» , если Вы не согласны с утверждением.

7) Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли Ваши убеждения? Почему?

Утверждения:

1) Лица, в возрасте до 18 лет принимаются на работу после обязательного мед. осмотра.

2) Лица, в возрасте до 18 лет обязаны дважды в год проходить мед. осмотр.

3) Рабочая смена для лиц от 15 до 16 составляет 5 часов

4) Рабочая смена для лиц от 16 до 18 лет составляет 7 часов.

5) Для лиц, совмещающих работу с учебой от 14 до 16 лет рабочая смена – 2,5 часа

6) Для лиц, совмещающих работу с учебой от 16 до 18 лет – 4 часа.

7) Подростков до 18лет нельзя привлекать к работам тяжелым, вредным для здоровья, но можно работать в увеселительных заведениях: ресторанах, барах.

8) Продолжительность отпуска работников моложе 18 лет составляет не менее 31 календарного дня.

Выслушиваются изменения с комментариями тех, кто сидит под цифрой «3»

4. Право на отдых и соц. обеспечение.

Слово учителю. Рассмотрим данный вопрос.

Сколько часов работают Ваши родители?

– Выслушиваются ответы.

По Трудовому кодексу рабочая неделя составляет не более 40 часов в неделю, 8 часов в день при 5 дней работы в неделю. Отдых – 2 дня при пятидневке, 1 день – при 6 днях рабочей недели.

28 календарных дней – отпуск, ежегодно.

Законом установлены праздничные дни.

Давайте определим наши праздники. Смотрим слайды.

Угадайте по картинкам. Учащиеся отвечают с мест.

– Новый год

– Рождество

– День защитников Отечества

– Международный женский день

– Праздник весны и труда

– День Победы

– День России

– День народного единства

5. Трудовой договор.

При устройстве на работу заключается трудовой договор.

– С партнером по плечу обсуждается текст трудового договора и текст учебника с. 62-63

Закончить предложения:

1) Трудовой договор заключается между_____

2) Для заключения трудового договора с учащимся с 14 лет необходимо_____

3) Работник обязан соблюдать_____

4) Работодатели обязуются выплачивать_____

5) За опоздание на работу – прогул, явку в нетрезвом состоянии предусматриваются_____

6) Работнику устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью __________календарных дней.

7) Договор составляется в 2-х экземплярах: один хранится у __________, второй у_____

8) С целью проверки соответствия работника, поручаемой ему работе, устанавливается_____

9) Трудовой договор может быть расторгнуть в любое время по_____

В течение обсуждения учитель прослеживает правильность заполнения заданий и выявляет группу закончившую раньше остальных. Зачитываются ответы.

Закрепление. Подведем итоги. Собираются листы самооценивания, где в течение урока ведущие групп за столами отмечали ответы и обсуждения своих партнеров.

Н. Э. Амерханова, МБОУ СОШ №6, г. Заинск, Республика Татарстан

Метки: Правоведение и Обществоведение