Методическая разработка урока по теме «Семья – ячейка общества» для учащихся VI классов
Методическая разработка урока по теме «Семья – ячейка общества» для учащихся VI классов
Цель урока:
– дать обучающимся представление о том, что такое семья, какие виды семей существуют; сформировать понятие об основных функциях семьи.
Задачи:
- Показать важность и ценность семьи в жизни каждого человека
- Формировать ответственность за семью
- Помочь детям осознать свои установки на будущую семейную жизнь.
4. Совершенствовать навыки работы на уроке как основы воспитания человека общественного.
5. Развивать практические навыки работы с произведениями искусства, (на примере картин художников, музыкальных произведений), получения и анализа информации.
Основные понятия: семья, психологический климат в семье.
Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.
Ход урока.
I. Вводная часть.
Звучит Свадебный марш Мендельсона, после прослушивания, которого учитель задает вопросы ученикам:
– знакомы ли они с этим музыкальным произведением?;
– какое важное событие в жизни каждого человека связано с этим музыкальным произведением?
Учитель предлагает детям самостоятельно определить тему урока, после того как дети озвучат свои предположения, показывается слайд №1 с названием темы «Семья – ячейка общества».
Работа с названием и иллюстрацией:
– Объясните, почему семью называют ячейкой общества.
– Как вы думаете, почему для оформления слайда я выбрала данную иллюстрацию.
II. Актуализация знаний. Работа над понятием «семья»
Класс делится на три группы, каждая из которых получает определенное задание.
Задание для 1 группы: Что такое семья? Что объединяет людей в семье? Чем семья отличается от других групп людей?
Задание для 2 группы. На чем должны строиться взаимоотношения в семье («строительные материалы» семьи)
Задание для 3 группы. Зачем люди создают семьи?
По окончании работы, каждая группа презентуют свои результаты. По мере необходимости они могут быть дополнены другими группами, а если учащиеся затрудняются дать ответ, самим учителем. (Обсуждение происходит параллельно с просмотром презентации)
После презентации ответа 1 группы «Что такое семья. Что объединяет членов семьи» и просмотра слайда №3-4 ребятам предлагается сыграть в игру «Этапы рождения семьи». (слайд №5)
Условия игры: Детям нужно расставить этапы рождения семьи в правильной последовательности
- Обязанности по отношению к детям
- Образование малой группы
- Брак
- Обязанности относительно друг друга
- Рождение детей
- Встреча
Выводы по результатам работы 1 группы и игры.
После презентации работы 2 группы «На каких чувствах, отношения должна строиться семья?» (слайд №6) учитель задает вопрос учащимся: «Всегда ли семья строиться на взаимной любви и уважении?» и предлагает просмотреть репродукции картин В. Пукирева «Неравный брак» и Ф. Журавлева «Перед венцом» (слайд №7)
Если позволяет время можно прослушать народную песню в исполнении Н. Кадышевой «У церкви стояла карета»)
Выводы по результатам работы 2 группы и просмотра репродукций картин. (прослушивания песни).
После презентации работы 3 группы «Зачем люди создают семьи? Функции семьи». (слайд №8), ребята просматривают репродукции картин и определяют какие функции семьи иллюстрируют данные произведения живописи. (слайд №9)
Выводы по результатам работы 3 группы и просмотра репродукций картин.
III. Практическая часть урока.
- Характеристика видов семей
Ребята просматривают фотографии на слайдах №11-13 и пытаются определить по какому признаку можно охарактеризовать семьи на слайдах, по ходу работы с фотографиями учащимися индивидуально заполняют таблицу № 1«Виды семей».
По количеству детей | По количеству родителей | По количеству поколений |
В качестве вывода и закрепления, после выполнения данной работы ребятам предлагается просмотреть репродукции картин и ответить на вопрос: «Какие виды семей изображены на картине», (слайд №15) а затем каждый учащийся индивидуально заполняет таблицу № 2 «Характеристика моей семьи» (слайд №16)
Таблица № 2 Задание: Дайте характеристику своей семьи (настоящей и будущей):
Моя родительская семья |
Моя будущая семья |
После выполнения работы ребята по желанию комментируют свои таблицы .
- Психологический климат семьи.
1) Учащиеся прослушивают песню Л. Долиной «Погода в доме» и отвечают на вопросы:
– О какой погоде поет певица?
– Какой может быть «погода в доме»?
После обсуждения ответов, вводиться понятие «психологический климат семьи». Учащиеся самостоятельно пытаются определить его виды (благоприятный и неблагоприятный) и дать характеристику отношений в семье с благоприятным и неблагоприятным климатом (по ходу работы может заполняться таблица)
Таблица № 3 Заполните таблицу «Психологический климат семьи» (слайд №16)
Благоприятный | Неблагоприятный |
По окончании работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом. Детям предлагается ответить на вопрос: «Какой климат царит или будет царить в ваших семьях?» (ответы по желанию)
2) Работа со слайдом № 18 Учащиеся должны просмотреть фотографии семей и ответить на вопрос: «Какой психологический климат царит в этих семьях?» и объяснить, по каким признакам они сделали такие выводы
3) Работа с пословицами (слайд №18). Задание: соедините пословицы, объясните их значение и определите к какому типу психологического климата в семье они относятся.
На что и клад | И горе не берет |
Где любовь да совет | Коли семье вражда |
В семье разлад | Коли в семье лад |
Согласную семью | Там и горя нет |
Не будет добра | Так и дому не рад |
IV. Закрепление. Применение знаний и умений на практике. (работа может выполнятся индивидуально или в группах)
Задание: написать синквейн на тему «Семья» (слайд №20)
V. Домашнее задание (Учащиеся выбирают задание по выбору)
1. Подготовить рассказ «Традиции моей семьи».
2. Составить генеалогическое древо своей семьи
I. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия. (слайд №21-22)
(в зависимости от времени можно в устной или письменной форме)
Плюс | Минус | Интересно |
записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. |
записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. |
учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
Приложение к уроку
Рабочий лист по теме «Семья – ячейка общества»
1. Заполните таблицу: «Виды семей»
По количеству детей | По количеству родителей | По количеству поколений |
2. Дайте характеристику своей семьи:
Моя родительская семья |
Моя будущая семья |
3. Заполните таблицу «Психологический климат семьи, определив, какие взаимоотношения складываются в семьях с благоприятным и неблагоприятным климатом.
Благоприятный | Неблагоприятный |
4. Соберите пословицы
На что и клад | И горе не берет |
Где любовь да совет | Коли семье вражда |
В семье разлад | Коли в семье лад |
Согласную семью | Там и горя нет |
Не будет добра | Так и дому не рад |
И. А. Сядрина, МОУ-СОШ с. Языковка Аткарского района Саратовской области