Тема урока – « Что такое выборы?» 9 класс
Тема урока – « Что такое выборы?» 9 класс
Форма урока – Дискуссионный клуб.
Цели урока:
Образовательные. Создать условия , при которых ученик сможет :
– называть основные формы участия граждан в политической жизни страны ;
– описывать и сравнивать виды избирательного права , виды избирательных систем;
– характеризовать исторический процесс становления демократического общества;
-объяснять какова процедура голосования.
Развивающие . Создать условия , при которых ученик сможет :
– проанализировать ситуацию и определить форму участия граждан в политической жизни страны ;
– определить, нарушены ли политические права человека ;
– выявить противоречия реальной жизни ,объяснить их , найти варианты их разрешения;
– оценить значение политической культуры в осуществлении активного и пассивного избирательного
права;
– применить полученные знания на практике;
– вести дискуссию;
– выражать и отстаивать свое мнение;
– совершенствовать навыки работы в группе, быть координатором ,обучать одноклассников;
Воспитательные. Создать условия , при которых ученик сможет :
– задуматься о роли государственных органов в политической жизни страны;
– задуматься о личной ответственности гражданина перед государством и обществом ,способного превращать свою внутреннюю свободу в добровольную лояльность, способного воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права.
Понятия и термины: выборы , избирательное право, избирательный процесс, избиратель, гражданин, гражданская ответственность, формы участия граждан в политической жизни, активное избирательное право, пассивное избирательное право.
Оборудование урока: Конституция РФ 1993г. ,раздаточный материал( схемы «Виды избирательных систем», «Выборы, голосование»), компьютер , проектор, интерактивная доска, горсть песка, презентация ( видеоопрос граждан ), презентация «история и выборы» (звуковой файл), урна для голосования.
Конспект урока.
Этапы урока Формы работы. |
Ход урока | Компьютер на уроке. | Пед. технологии, методы и приемы. |
Вход детей в кабинет, рассадка учеников на 3 группы. Вводная беседа. Объявле- ние темы и целей урока. Работа над поня- тиями Работа с кон- ституцией РФ. Работа на интерактив ной доске. \ Работа по группам с исполь- зованием учебной литературы. Работа на интерактив ной доске. Встреча с гостем. Применение новых знаний в учебной деятельности. Оценивание. Итог урока. «Проповедь» |
1. -Здравствуйте, я рада вас видеть и прошу выбрать из предложенных цветов (белый, синий , красный)тот, который вам больше нравится и сесть за парты с соответствующим цветом . 2. – Ребята, не удивляйтесь, но сегодня на урок я принесла горсть песка. Скажите, для чего его используют в жизни ? – Конечно, песок– это строительный материал и чем больше этих песчинок, тем масштабнее будет сооружение. – Посмотрите,( дую на песок) что с ним происходит? – Можно ли теперь, с помощью него, построить , к примеру большой– большой дом? – Так, ребята, и в нашей жизни! Представьте, что вы -это и есть маленькие песчинки. Когда вы вместе, можете преодолеть любые преграды, строить наш общий дом под названием – РОССИЯ! Летя по ветру , под названием – жизнь, вы чувствуете себя свободными и независимыми ! – Как вы понимаете, что значит быть свободным человеком? ( Прийти к выводу о том, что свобода для человека – это «право выбора» , выбор. ) – А ,что для вас «выбор»? ( В качестве примера , учитель рассказывает басню об Илье Муромце, который при виде трех дорог , ведущих в неизвестность , не смог сам сделать свой выбор и положился на коня. В итоге , ответственность за свои неудачи возложил на него. ) Анализируя басню, прийти к мысли: «Ответственность за себя -беру на себя!» 3. -Но сегодня на уроке мы будем говорить о ВЫБОРЕ в полити ческой сфере и тема нашего урока « Что такое выборы?» ( Объявление целей урока) 4. - Какие у вас возникают ассоциации с таким политическим процессом как выборы. (Группируя высказывания детей , совместно сформулировать определение «выборы». ) – Сравним определение, сформулированное, нами с научными понятиями и запишем в тетрадь. (раздаточный материал №1 выборы, голосование, избиратель ) – В преддверии какого события ,в политической жизни страны мы говорим о выборах. – Какие формы участия граждан в политической жизни страны вы знаете. ( Примеры из жизни . Выявление нарушения политических прав граждан. ) 5. – Ребята, к сегодняшнему уроку я провела видеоопрос жителей поселка и хочу его показать вам. Задание перед показом: – Определите, считают ли жители поселка себя ответственными за построение счастливого будущего? Вопросы анкетирования см. приложение № 2 После просмотра , обращение к вопросу. 6. – Найдите подтверждение в Конституции РФ того ,что на законодательной основе граждане обладают политическими правами. ( статья 32 конституции РФ) – Да, совсем скоро , 4 декабря, будут выборы в Государственную Думу РФ. Как вы думаете, ребята, какими личными и деловыми качествами должен обладать кандидат– человек, который выражает волю народа. 7. (выявить и написать маркером на ИД) 8. История и выборы. – Человеку и человечеству свойственно выбирать. – А что вы знаете об истории выборов и о политической жизни нашей страны . (ответы детей) Сейчас вы услышите звуковое сообщение о выборах в истории человечества. Задание перед прослушиванием . – Сделайте вывод, каков был процесс развития и становления демократии в истории человечества? Для этого необходимо по ходу звучания сообщения составлять план. (слушание звукового сообщения и обращение к заданию) - Своими историческими знаниями радуют и жители поселка. . Послушайте их . Какую информацию вы знаете, а что для вас будет и новым. (видеоопрос) 9. Следующий этап урока посвящен рассмотрению основ избирательного права. (работа над понятием «избирательное право») Активное и пассивное избирательное право. Задание группам . (1группа) – Объяснить сущность активного и пассивного избирательного права. (2 группа) – В чем разница между активным и пассивным правом? (3 группа) – Выявить факторы ,способствующие политической активности населения. Подготовка и выступление команд. Роль избирателя. Прийти к выводу о противоречивости реальной жизни ,объяснить противоречия и найти варианты их разрешения. 10. Качества избирателя, настоящего гражданина РФ (выявить и написать маркером на ИД) 11. Виды избирательных систем. Работа с раздаточным материалом. Задание группам. 1. Объяснить сущность мажоритарной системы. 2. Выявить достоинства. 3. Выявить недостатки. 4. Объяснить сущность пропорциональной системы . 5. Выявить достоинства. 6. Выявить недостатки. (Все 3 группы получают одинаковые 6 заданий, которые распределяются внутри группы по принципу дифференциации ,по уровню сложности вопросов . Каждая микрогруппа внутри группы работает над своим заданием и готовит эксперта для встречи с экспертами других групп, рассматривающих такой же вопрос. Таким образом ,в каждой группе 6 экспертов– 6 вопросов. Работа каждой группы индивидуальна . Каждый эксперт группы объясняет свое задание всем в команде, обучает их . Результат – ответы участников команды не только своего задания, но и всех в команде. 12. Стадии избирательного процесса. Учитель характеризует стадии избирательного процесса: 1. Составление списков избирателей. 2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков. 3. Формирование избирательных комиссий. 4. Выдвижение и регистрация кандидатов. 5. Предвыборная агитация. 6. Голосование. (Данный этап характеризует приглашенный на урок член избирательной комиссии (О. П. Земская),обращая особое внимание на возможные нарушения на избирательном участке в день голосования. 7. Подсчет голосов и установление результатов выборов. 13. Выборы президента класса. Выступление трех кандидатов с проектами. (предварительное задание). Тайное голосование. Подсчет голосов. Оглашение результатов. 14. Оцениваются учителем: -проекты кандидатов . -активная работа на уроке членов команд. Оцениваются детьми: – лучшие эксперты групп. 15. – Что нового узнали на уроке? – Какая информация вызвала у вас негативные эмоции? – Какая информация вызвала у вас положительные эмоции? – О чем бы вы хотели узнать больше? 16. -Что для тебя Выборы?(Каждый ребенок берет нарисованную ладошку того цвета, которую выбрал при входе на урок ,вписывает ответ . Группа « белых ладошек» выходит и каждый говорит: «Для меня выборы -это__. »Далее ,две другие группы. 17. -Домашнего задания сегодня не будет, впереди у вас выходные дни. В спокойной , домашней обстановке спросите у своих родителей. – А, что для них выборы? Быть может , у вас сложится интересная, взрослая беседа. И не стесняйтесь, выразите свое мнение по этому вопросу. ВЕДЬ БУДУЩЕЕ И В ВАШИХ РУКАХ ! |
Слайд№1 Слайд № 4 Слайд №13 вопросы 1-5( по щелчку на каждого) Слайд №2 Слайд №2 (содержит звуковой файл ,по щелчку) Слайд№14 вопросы 6-10 ( по щелчку на каждого) Слайд №11 |
Актуализация темы. Смысловая характеристика ( выбор ) Опережение на основе ассоциативного мышления. Проблемно- диалогический метод. Развитие критич. мышления. Эвристический метод. Проблемная дискуссия с выдвижением мини-проектов. ИКТ Технология формирующего обучения. Групповая -«Пила». Дифференциро- ванный подход. Словесное изложение. Личностно-ориентированная технолог. Метод проектной деятель ности. Метод ситуативного действия. Рефлексия |
Т. А. Касьянова, МБОУ СОШ № 76, п. Гигант, Сальский район, Ростовская область