Тема : «Правила поведения в обществе»
Тема : «Правила поведения в обществе»
Форма урока - анализ учебного и жизненного материала.
Цели урока: создать условия для того, чтоб ребенок на уроке смог___
1. Расширить представление о правилах поведения в общественных местах.
Проанализировать различные виды источников и сформулировать правила поведения в общественных местах.
Узнать о истории происхождения правил.
2. Демонстрировать навыки публичного выступления.
3. Устанавливать коммуникационные взаимосвязи.
Задуматься о значимости правил поведения в обществе и сделать вывод о личном уровне культуры.
Ход урока.
Организационная часть.
– Ребята , станьте пожалуйста в круг. Сегодня урок обществознания буду вести я , зовут меня Т. А. и я хочу вам пожелать на уроке успеха. возьмитесь за руки, все свое тепло и сердечность я передою вам . Чувствуете.
– Ребята, взявшись за руки, мы организовали хоровод. С каким праздником он у вас ассоциируется??
– Сегодня мы отправимся на самый веселый, сказочный Новогодний праздник. Нам предстоит проделать долгий путь на общественном транспорте, обязательно пообедаем в кафе и повеселимся на Новогодней елке.
Рассадка
– Каждый из вас займет свое место согласно рисунку на обратной стороне снежинки . Возьмите снежинку и займите свое место.
Мотивация
-Ребята, в общественных местах о вас сложатся определенные впечатления, по вашей манере поведения.
Словарная работа
– Как вы понимаете это слово??
– А теперь сравните свои высказывания с научным определением .
– Что нового для себя вы открыли в содержании определения .
– Итак, манера это – (ответ с опорой на слайд)
Внешняя форма поведения отражает правила поведения человека. Совокупность таких правил составляет этикет. Назовите однокоренные слова к слову этикет . (Подсказка – в магазине покупаете товары , что прикреплено к ним. )
– Да, этикетка, это бирка с указанием характеристики товара. У культурного человека, тоже есть своеобразная этикетка – это его поведение .
Проблемный вопрос. Объявление цели урока.
– Ребята , предположите, что случилось бы с обществом , если бы все правила и нормы поведения исчезли?
– Что бы не допустить такого положения в обществе существует общественные правила и нормы поведения человека . Причем они соответствуют определенным ситуациям и поскольку наше путешествие предполагает присутствие в разных общественных местах, вы и будете составлять правила и нормы в поведении в них. Составив памятку правил поведения в течении 5 минут, вы должны будите представить её в течении 1 минуты.
Основная часть урока.
Организация внутри групп.
– Ребята из групп, поднимите руку. Тот , кто первый поднял руку вы назначаетесь руководителем ,следите за порядком и дисциплиной в группе . А все вместе определите ,кто будет представлять продукт вашей деятельности .
– Задание на столе (Самостоятельная работа групп)
Выступление первой группы.
– И так, мы с вами отправились на елку на общественном транспорте. Первая группа пожалуйста , представьте памятку правил поведения .
Физическая минутка.
– И так ,мы прибыли в незнакомый город. Выходим из автобуса, встали, вещи взяли, повернулись, помахали оставшимся пассажирам . Готовимся к переходу через дорогу и идем в кафе. Ой, мы кого-то потеряли. Это Коля ,музыку слушает ,его внимание отвлечено, а при переходе через дорогу необходимо быть предельно внимательным. Нельзя , Коля, переходить дорогу слушая музыку.
– А теперь 2 группа представьте свою памятку.
Выступление второй группы.
– Внимание на экран, какие правила поведения за столом были нарушены героем мультфильма « Маша и медведь».
– Еще Пётр1-300 лет назад писал. «Умой руки, сиди прямо не делай забора из костей возле своей тарелки. »
– Третья группа , представьте свою памятку.
Выступление третьей группы. Обсуждение
– Источником правил поведения могут быть обычаи и традиции. То есть, установившийся порядок поведения от предшественников. Правда, не которые из правил первоначально имели другое значение. К примеру, если первобытный человек первой пропускал в пещеру женщину, то он берег себя – охотника. Ведь без него племя могло погибнуть от голода , женщины же добывали мало пищи, поэтому если на нее нападет пещерный медведь – это небольшая потеря для племени. Сегодня пропуская женщину вперед , мужчина просто оказывает ей знак внимания.
Домашнее задание – Предлагаю вам дома найти в интернет ресурсах, в библиотеке, те правила поведения , которые поменяли свое значении и сегодня не актуальны.
Заключительная часть . Формулирование выводов .
– И так ,все справились с заданием. И вот мы на празднике ! Во время путешествия мы с вами моделировали поведение человека в обществе, раскрывали взаимоотношения людей в основе которых лежат определенные качества .
– Выберите качества, на основе, которых составлены правила поведения в общественных местах. Одобряемые обществом, такие качества называются ценностями.
Приобретение качеств за жетоны. По ходу урока ,вы получали за каждый правильный ответ жетоны, один жетон равен 1 баллу, мы будем приобретать за них качества, на основе , которых в жизни вы будите строить взаимоотношения с людьми.
– Конечно , вы понимаете , что в жизни нельзя купить добро , любовь , каждый человек должен взращивать эти качества.
Рефлексия. В жизни каждого человека бывают такие периоды, когда ему стыдно за свои поступки и наоборот, когда он гордится собой. Обратитесь еще раз к своим памяткам . Подумайте , голубым цветом закладки обозначьте то правило, которое вы никогда не нарушали, а красным цветом то, которое вы не исполняли, но обещаете себе его не нарушать никогда, говоря себе: « Я могу, я должен!».
Т. А. Касьянова, МБОУ СОШ № 76, п. Гигант, Сальский район, Ростовская область