Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Выборы в демократическом государстве

Выборы в демократическом государстве Урок по обществознанию в 10 классе.

Тема: «Выборы в демократическом государстве».

Объяснительная записка: данный урок проводится в соответствии с программой по обществознанию (Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень. Информационно-методические материалы. Тематическое планирование. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2007. – Стр. 33-34); учебным пособием (Обществознание. 10 класс. Базовый уровень/ под редакцией Л. Н. Боголюбова. – М. : «Просвещение», 2008).

Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения.

Цели урока:

Образовательные:

v Сформировать новые понятия по изучаемой теме;

v Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателя;

v Сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;

v Ознакомить учащихся с избирательным законодательством.

Развивающие:

v Продолжить формирование у учащихся навыков работы с документами правового характера;

v Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию;

v Развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна.

Воспитательные:

v Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся;

v Формировать активную гражданскую позицию.

Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, тайное голосование, кандидат, политическая партия.

Оборудование: тексты Конституции РФ, пакеты с документами, карточка «Пять слов об уроке», мультимедийный проектор, презентация урока.

«Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»

(Дж. Адамс).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Актуализация познавательной активности.

В тетради записывается тема урока (слайд 1)

Задание классу:

Ø Напишите рядом с понятием «выборы» два-три слова по ассоциации (слайд 2).

Ø Попытайтесь дать свое определение понятию «выборы» и запишите его в тетрадь.

II. Изучение новой темы.

1. Что такое выборы. Типы избирательных систем.

Работа с документами:

Ø Посмотрите, как трактуется понятие «выборы» в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;

Ø Проверьте, насколько совпадает данное вами определение с тем, которое содержится в документах.

Проблемное задание:

Ø Всегда ли выборы являются демократическими?

Ø Назовите ситуации, когда выборы не будут считаться демократическими? (безальтернативные, нетайные, не всеобщие, дезинформация избирателей в ходе выборов, выборы в обстановке давления, выборы с возможной фальсификацией результатов).

Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократичности общества. Важна система проведения выборов, принципы избирательного права, права, обязанности и роли участников выборов.

Типы выборов (слайд 3):

По уровням власти:

• Федеральные;

• Региональные;

• Местные.

По ветвям власти:

• В законодательные органы;

• В исполнительные органы;

• В судебные органы.

Типы избирательных систем:

• Мажоритарная (голосование за одного из предложенных кандидатов);

• Пропорциональная (голосование за политические партии);

• Смешанная (соединяет в себе две предыдущие).

2. Голосование – проявление социальной ответственности (слайд 4).

3. Вопрос к классу: Почему важно принимать участие в голосовании? Поиск ответа ведется в форме «мозгового штурма».

Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп.

Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.

Проблемные вопросы к классу:

Ø Можно ли заставить человека голосовать?

Ø Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?

4. Нормы и принципы избирательного права.

Вопросы к классу:

Ø Паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать лишь в 18 лет. Почему?

Работа с документами:

На основе анализа имеющихся у вас документов, получите информацию по каждому пункту плана (слайд 5-8)

1) Характеристика основных понятий: избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, тайное голосование (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

2) Основные права, обязанности избирателя, его роль в избирательном процессе.

3) Ответственность за нарушение избирательных прав. (На примере ст. 25 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Конституции РФ;

Задание выполняется в тетради. Ответы записываются в виде тезисов. В конце урока ученики сдают тетради для проверки.

III. Подведение итогов работы.

До 1917 года в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи Б. Н. Алмазова:

По причинам органическим мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские, нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие юридических начал…

Вопросы к классу:

Ø Вы согласны с тем, что утверждается в этих стихах?

Ø Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти строки в наше время?

Ø Объясните, как вы понимаете высказывание Дж. Адамса, взятое эпиграфом урока: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»

Заключительное задание:

Составьте синквейн с использованием понятий «выборы» и «избиратель». Синквейны используются на следующем занятии для активизации познавательной активности.

( слайды 9-10)

Выводы по итогам занятия:

Выборы и референдум – формы непосредственного народовластия.

Роль избирателя сложно и ответственна. Необходим рациональный и ответственный выбор претендентов на власть.

Д/з: §23, вопросы и задания на стр. 261-262.

Урок завершается заполнением карточки «Пять слов об уроке». Содержание карточки: «Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он тебе интересен?».

Учитель прости заполнить эту карточку, вложить в тетрадь и сдать.

Оценивание работы учащихся проводится с учетом выполнения письменных работ в тетрадях.

Используемая литература:

Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л. Н. Боголюбова. – М. : «Просвещение», 2008.

А. Ф. Никитин. Правоведение. Учебник для 10-11 классов. М. , «Просвещение», 2006

А. Ф. Никитин. Избирательное право. Избирательный процесс. НПО «Школа», М. , «Открытый мир», 2003

А. Ф. Никитин. Политика и право. Рабочая тетрадь. М. , «Просвещение», 2003

Т. П. Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. М. , «Вако», 2008

Н. Н. Лямаева. «Выборы в демократическом обществе» //Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2007

Метки: Правоведение и Обществоведение