Гражданское совершеннолетие (урок обществознания в 11 классе)
Гражданское совершеннолетие (урок обществознания в 11 классе) Цели урока:
– способствовать усвоению учащимися сущности понятия "гражданин", закрепить и углубить теоретические знания о демократическом поведении личности в ходе избирательной кампании;
– содействовать практическому овладению способами деятельности, отражающими роль избирателей;
– продолжить формирование навыков коллективной, групповой и дискуссионной работы, развивать аналитические умения школы;
– стремиться воспитывать учащихся в духе гражданственности, на конкретном примере показать необходимость активной гражданственной позиции.
Новые понятия:
– "гражданское совершеннолетие";
– гражданская ответственность перед обществом.
Оборудование: анкета "Гражданское совершеннолетие" (см. Приложение),
заполненные листы с подписями в поддержку кандидатов,
программы кандидатов, агитационная литература,
подготовленная помощниками программа кандидатов в
Совет школы. Бланки и урна для голосования.
Оформление класса: подготовка отдельного стола "Центризбирком", стол для голосования с урной, таблица для подведения итогов анкетирования наносится на доску, агитационная литература кандидатов.
Подготовка урока: подобная форма урока предполагает длительную
подготовительную работу и со стороны учащихся и со
стороны учителя, на первых этапах учитель координирует
деятельность школьников.
Предварительно учащиеся получают задание: выбрать из своей среды … человек, которые способны отстаивать их интересы в Совете школы. Создаётся инициативная группа по разработке анкеты "Гражданское совершеннолетие" (см. Приложение 1). На втором этапе, выбранные претенденты в кандидаты на выборы в Совет Школы должны собрать в поддержку голоса своих одноклассников. В ходе первого тура борьбы остаются двое, набравшие большее число голосов и продолжающие избирательную компанию. На третьем этапе кандидаты собирают команду помощников (по 2 человека у каждого кандидата) и вместе с ними разрабатывают предвыборную программу. Учитель предлагает ряд вопросов, которые позволят школьникам сориентироваться в составлении программы (см. Приложение 2). Для иллюстрации можно предложить одну из предвыборных программ реальных кандидатов в городское собрание, в краевую Думу или в президенты. На этом же этапе по завершении составления программ, помощники получают задание: организовать рекламную компанию своего кандидата (это могут быть и рекламные листы, и рекламные плакаты). Важно подчеркнуть, что в ходе рекламной компании не использовать "грязные" политические технологии, антиреклама конкурента, подкупы голосов, давление. Оставшиеся учащиеся получают задание подготовить вопросы к кандидатам. Четвёртый этап – это сама игра, которая длится в течение урока.
В игре принимают участие все учащиеся, 2 – в роли кандидатов, 4 человека – в роли "помощников" кандидатов, остальные – в качестве "избирателей". "Кандидаты" и "помощники" подготавливают выступления по защите своих программ. "Избиратели" должны взвесить все "за" и "против" в позиции каждого кандидата, прежде чем отдать свой голос за одного из них.
Ход урока.
Организационный момент: проверка подготовленности класса к уроку (количество присутствующих на уроке учеников), раздаются листы с программой кандидатов, бланки анкеты "Гражданское совершеннолетие". Вывешивается агитационная литература кандидатов.
Вводное слово учителя, в котором он знакомит учащихся с ходом сегодняшней игры и подводит учеников к пониманию темы урока: " Гражданское совершеннолетие".
– В течение нескольких предыдущих уроков мы знакомились с основными формами политического участия личности в жизни общества и обязанностями гражданина, среди которых главной является активное участие гражданина в политической жизни общества и управлении страной. Только тогда, когда человек способен подняться до интересов общества, умеет политически грамотно отстаивать свои интересы, мы можем говорить о гражданском совершеннолетии личности. Все вы по Конституции РФ в 18 лет получите избирательные права, а значит, сможете участвовать в жизни государства, отдавая свой голос в защиту той или иной точки зрения, того или иного кандидата. Однако свою гражданскую позицию нужно уметь отстаивать уже сейчас, потому что "гражданское совершеннолетие" наступает не с факта получения избирательных прав, а с того времени, когда вы не просто знаете свои права, но и умеете ими пользоваться. На сегодняшнем уроке вам представиться возможность поучаствовать в выборах: кому-то в качестве кандидатов в члены Совета Школы, а кому-то уже сейчас предстоит стать избирателями. Может быть, будут и те, кто выберет пассивную форму политического поведения, а проще говоря, решит в выборах не участвовать. Перед выборами социологи проводят исследования среди населения, дабы узнать настроение избирателей. Не будем и мы отходить от этой традиции. Прошу вас ответить на вопросы анкеты. Члены "Центризбиркома" её соберут и начнут обрабатывать, пока будут идти предвыборные дебаты. С результатами анкеты мы познакомимся перед выборами.
Начало игры.
Учитель предлагает вытянуть жребий для начала избирательной компании, которая строится по следующему плану:
Этапы игры:
1. Знакомство с кандидатами – 6 минут. По очереди кандидаты выступают перед избирателями, знакомят их с фактами своей биографии и своей программой.
2. Выступления помощников кандидатов – 6 минут. В случае необходимости они разъясняют отдельные положения программы, акцентируют внимание избирателей на личных качествах кандидатов.
3. Прения (10 минут). Избиратели задают вопросы, выступают в поддержку или с критикой программных положений, приводя аргументы в подтверждение её несостоятельности. Большая роль при обсуждении принадлежит учителю. Он открывает дискуссию и направляет её. Задача учителя вести игру, а не навязывать свою точку зрения. Он строго следит за регламентом, при необходимости задаёт вопросы по программе кандидатам, ограничивает некорректные выпады со стороны оппонентов. Перед заключительной частью игры учитель знакомит с итогами анкетирования.
4. Выборы (3 минуты). Итогом игры являются тайные выборы кандидата. Учащиеся на чистых бланках с печатью учебного заведения (их количество равно числу присутствовавших в классе учеников) пишут фамилию кандидата, за которого они отдают свой голос, и помещают свой лист в урну для голосования, находящуюся за ширмой.
5. Мозговой штурм.
Задание классу: скажите, в чём проявляется гражданская ответственность человека перед обществом (полученные варианты ответов записываются на доску).
Гражданин – человек высоких нравственных качеств, обладающий политической и правовой культурой, политически активный, живущий нуждами и интересами своей страны.
Итоги урока: "Центризбирком" проводит подсчёт голосов, пока проходит игра "Мозговой штурм". Когда итоги подведены, учитель оглашает результаты игры, поздравляет с победой кандидата и вручает памятный знак "Кандидат от 11-го класса в Совет школы на 200_ год".
Приложение 1.
Анкета "Гражданское совершеннолетие (примерный вариант).
1. Как вы считаете, демократическое правление – это
– Осуществление власти народом через своих представителей, избранных в представительные органы;
– Передача властных функций наиболее достойным профессионалам в разных сферах общественной жизни;
– Результат борьбы политических партий и передача властных полномочий победившей партии.
2. Каково ваше отношение к следующему суждению: простые люди не должны участвовать в разработке и принятии политических решений, это дело политиков.
– Согласен,
– Не согласен,
– Не знаю.
3. От чего зависит благополучие человека?
– От самого человека,
– От того, на сколько справедливо устроено общество,
– От связей и родственников.
4. Если бы вам завтра пришлось принять участие в выборах, то…
– Принял бы активное участие,
– Не принял бы участия,
– Затрудняюсь ответить.
Приложение 2.
Алгоритм подготовки к избирательной компании кандидатов от учеников.
1. Выбрать из одноклассников 2-х человек в группу "помощников" для кандидатов.
2. Вместе с "помощниками" разработать отличительный знак вашей команды и девиз предвыборной компании. Отличительный знак должны иметь все члены команды.
3. Вместе с "помощниками" разработайте проект своей программы с учётом следующих советов и пожеланий:
– Первая часть предвыборной программы обычно посвящается кратким анкетным данным.
– Вторая часть – конкретные предложения и критика. Сформулируйте основные направления совершенствования работы школы, которые мог бы, по вашему мнению, возглавить Совет Школы. Определите цели каждого из этих направлений и средства их достижения. Что нового в жизни учащихся может произойти с вашим появлением в Совете Школы. Приведите доводы в пользу предложенных вами мер.
– Попытайтесь в своей программе ответить на следующие вопросы:
– Нужна ли демократизация школы, в которой я учусь?
– Можно ли влиять на формирование демократической политической культуры старшеклассников?
– Можно ли добиться большей свободы и ответственности ученика в школьном учебном процессе?
На базе созданной программы подготовить выступление в объёме 5 минут. Помощники подготавливают на 2 минуты тезисы в защиту поддерживаемого кандидата.