Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Деловая игра по экономике "Рынок кофе"

Деловая игра по экономике "Рынок кофе"

Предмет (направленность):

обществознание, граждановедение и право

Возраст детей: 9-11классы

Место проведения: класс

Существенные изменения во всех сферах социальной и духовной жизнедеятельности общества отражаются на состоянии современного образования, содержании, организации и результатах образовательного процесса в учебных заведениях, облике и характере выполняемых ими социальных функций. Создание новой системы образования привело к реализации личностно ориентированной модели. Возникновение новых, непривычных для нашего общества экономических процессов, связанных с переходом на конкурентную основу производства и современными методами управления им, необходимость быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности обуславливают потребность поиска новых путей и средств психологической и практической подготовки учащихся. Сегодня актуальны современные образовательные технологии, активные методы обучения, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции. Поэтому одной из продуктивных форм оптимизации учебного процесса я считаю деловую игру. В ней как раз и находится место творческой энергии человека и его скрытым ресурсам. Человек не просто усваивает учебный материал, а творит, сотрудничает, и решает не только внешние, но и внутренние задачи, т. е. развивается. Другой важной особенностью игрового обучения является то, что оно происходит в группе активно взаимодействующих, общающихся, соревнующихся людей. Это создает единое поле творчества и дополнительную мотивацию здоровой конкуренции, что усиливает общий эффект обучения.

Игровую форму занятий я создаю на уроках при помо­щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб­ной деятельности. Реализация мной игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направле­ниям: дидактическую цель я ставлю перед учащимися в форме игровой задачи; учебную деятельность стараюсь подчинить правилам игры; учебный материал использую в каче­стве ее средства. В учебную деятельность я ввожу элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом.

Подробно расскажу об игре «Рынок кофе». Её я проводила неоднократно, в разных классах, в разных условиях, поэтому могу сделать вывод о её целесообразности и полезности – и в учебном, и в социальном плане. Данная игра моделирует работу конкурентного рынка, демонстрирует, как под влиянием спроса и предложения устанавливается равновесие на рынке.

Основные этапы игры:

1. Этап подготовки: составляю план игры, пишу сценарий, включая руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры, инструкции для игроков. Подбираю информацию; средства обучения, разрабатываю способы оценки результатов игры.

2. Этап проведения – процесс игры. С началом игры ни я, никто другой не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Ведущий только может корректировать действия участни­ков, если они уходят от главной цели игры.

3. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение я обязательно констатирую достигнутые результаты, отмечаю ошиб­ки, формулирую окончательный итог занятия – при хорошей подготовке класса эти функции я доверяю самим ученикам.

Для проведения занятия понадобится набор карточек покупателей и продавцов, «Инструкция» для проведения игры, индивидуальные листы учета сделок, плакаты с таблицей, в которую будут вноситься результаты, грамоты для победителей.

Класс делится на две группы – покупатели и продавцы. Игра проводится в несколько раундов, в перерывах между ними учащиеся регистрируют сделки у ассистентов. Те в свою очередь заносят результаты в таблицу.

Ход занятия.

1. Ознакомление с правилами игры, изучение Инструкции.

2. Распределение ролей продавцов и покупателей.

3. Назначение ассистентов.

4. Подготовка места проведения игры.

5. Проведение игры (5 раундов по 2 минуты).

6. Подведение итогов:

а) подсчет прибыли и убытков;

б) награждение победителей;

в) заполнение таблицы спроса и предложения;

г) построение графиков спроса и предложения. В хорошо подготовленном классе можно построить графики спроса и предложения, используя материалы таблицы. Таким образом, наглядно можно показать точку равновесной цены.

7. Обсуждение результатов игры. По окончании игры необходимо подвести итоги, обсудить результаты игры, задать вопросы даже провокационного характера, например:

– кто из игроков находился в более выгодных условиях?

– кто определяет рыночную цену: продавец или покупатель?

– чем смоделированная в ходе игры рыночная ситуация отличается от реальной? (в реальной жизни разные сорта, объемы поставок, больше участников рыночных операций, которые не всегда обладают полной информацией о рынке)

Подводя итог своей работе, я хотела бы отметить положительные моменты в применении учебных деловых игр:

а) как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;

б) происходит подготовка к профессиональной дея­тельности, формируются знания, умения, т. е. учащиеся учатся применять свои знания;

в) послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;

г) достигаются комплексные педагогические цели: по­знавательные, воспитательные, развивающие. Познаватель­ная эффективность: в процессе деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают социальные функции на личном примере. Воспитательная функция: в процессе проведения де­ловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении кол­лективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам. Развивающая эффективность: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на по­ставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение уча­ствовать в дискуссии и эффективно общаться.

В окончание своей работы я бы хотела сделать выводы:

1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта социализации, разверну­той во времени и пространстве.

2. В деловой игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных ситуаций и разыгрывания ролей. 3. Следует также до игры формировать у учащихся культуру дискуссии.

4. Игра должна строиться на принципах саморегули­рования. Учитель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры.

5. В школе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчи­танные на 2 часа практических занятий. Их лучше прово­дить на сдвоенных часах, желательно в конце учебного дня, учитывая их эмоциональный заряд.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Азимов Л. Б. , Журавская Е. В. , Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания, Москва, Аспект-пресс, 1995 г.

2. Кавтарадзе Д. Н. , Обучение и игра: введение в активные методы обучения, Москва, Флинт, 1998г.

3. Кларин М. В. , Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, Москва, Арена, 1994г.

  1. Студеникин М. Т. , Современные технологии преподавания уро ков в школе, Издательство ГИЦ «Владос», 2007г.

Метки: Правоведение и Обществоведение