Деловая игра по экономике "Рынок кофе"
Деловая игра по экономике "Рынок кофе"
Предмет (направленность):
обществознание, граждановедение и право
Возраст детей: 9-11классы
Место проведения: класс
Существенные изменения во всех сферах социальной и духовной жизнедеятельности общества отражаются на состоянии современного образования, содержании, организации и результатах образовательного процесса в учебных заведениях, облике и характере выполняемых ими социальных функций. Создание новой системы образования привело к реализации личностно ориентированной модели. Возникновение новых, непривычных для нашего общества экономических процессов, связанных с переходом на конкурентную основу производства и современными методами управления им, необходимость быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности обуславливают потребность поиска новых путей и средств психологической и практической подготовки учащихся. Сегодня актуальны современные образовательные технологии, активные методы обучения, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции. Поэтому одной из продуктивных форм оптимизации учебного процесса я считаю деловую игру. В ней как раз и находится место творческой энергии человека и его скрытым ресурсам. Человек не просто усваивает учебный материал, а творит, сотрудничает, и решает не только внешние, но и внутренние задачи, т. е. развивается. Другой важной особенностью игрового обучения является то, что оно происходит в группе активно взаимодействующих, общающихся, соревнующихся людей. Это создает единое поле творчества и дополнительную мотивацию здоровой конкуренции, что усиливает общий эффект обучения.
Игровую форму занятий я создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация мной игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическую цель я ставлю перед учащимися в форме игровой задачи; учебную деятельность стараюсь подчинить правилам игры; учебный материал использую в качестве ее средства. В учебную деятельность я ввожу элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом.
Подробно расскажу об игре «Рынок кофе». Её я проводила неоднократно, в разных классах, в разных условиях, поэтому могу сделать вывод о её целесообразности и полезности – и в учебном, и в социальном плане. Данная игра моделирует работу конкурентного рынка, демонстрирует, как под влиянием спроса и предложения устанавливается равновесие на рынке.
Основные этапы игры:
1. Этап подготовки: составляю план игры, пишу сценарий, включая руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры, инструкции для игроков. Подбираю информацию; средства обучения, разрабатываю способы оценки результатов игры.
2. Этап проведения – процесс игры. С началом игры ни я, никто другой не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Ведущий только может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
3. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение я обязательно констатирую достигнутые результаты, отмечаю ошибки, формулирую окончательный итог занятия – при хорошей подготовке класса эти функции я доверяю самим ученикам.
Для проведения занятия понадобится набор карточек покупателей и продавцов, «Инструкция» для проведения игры, индивидуальные листы учета сделок, плакаты с таблицей, в которую будут вноситься результаты, грамоты для победителей.
Класс делится на две группы – покупатели и продавцы. Игра проводится в несколько раундов, в перерывах между ними учащиеся регистрируют сделки у ассистентов. Те в свою очередь заносят результаты в таблицу.
Ход занятия.
1. Ознакомление с правилами игры, изучение Инструкции.
2. Распределение ролей продавцов и покупателей.
3. Назначение ассистентов.
4. Подготовка места проведения игры.
5. Проведение игры (5 раундов по 2 минуты).
6. Подведение итогов:
а) подсчет прибыли и убытков;
б) награждение победителей;
в) заполнение таблицы спроса и предложения;
г) построение графиков спроса и предложения. В хорошо подготовленном классе можно построить графики спроса и предложения, используя материалы таблицы. Таким образом, наглядно можно показать точку равновесной цены.
7. Обсуждение результатов игры. По окончании игры необходимо подвести итоги, обсудить результаты игры, задать вопросы даже провокационного характера, например:
– кто из игроков находился в более выгодных условиях?
– кто определяет рыночную цену: продавец или покупатель?
– чем смоделированная в ходе игры рыночная ситуация отличается от реальной? (в реальной жизни разные сорта, объемы поставок, больше участников рыночных операций, которые не всегда обладают полной информацией о рынке)
Подводя итог своей работе, я хотела бы отметить положительные моменты в применении учебных деловых игр:
а) как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;
б) происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения, т. е. учащиеся учатся применять свои знания;
в) послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;
г) достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие. Познавательная эффективность: в процессе деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают социальные функции на личном примере. Воспитательная функция: в процессе проведения деловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам. Развивающая эффективность: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение участвовать в дискуссии и эффективно общаться.
В окончание своей работы я бы хотела сделать выводы:
1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта социализации, развернутой во времени и пространстве.
2. В деловой игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных ситуаций и разыгрывания ролей. 3. Следует также до игры формировать у учащихся культуру дискуссии.
4. Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Учитель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры.
5. В школе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчитанные на 2 часа практических занятий. Их лучше проводить на сдвоенных часах, желательно в конце учебного дня, учитывая их эмоциональный заряд.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Азимов Л. Б. , Журавская Е. В. , Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания, Москва, Аспект-пресс, 1995 г.
2. Кавтарадзе Д. Н. , Обучение и игра: введение в активные методы обучения, Москва, Флинт, 1998г.
3. Кларин М. В. , Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, Москва, Арена, 1994г.
- Студеникин М. Т. , Современные технологии преподавания уро ков в школе, Издательство ГИЦ «Владос», 2007г.