Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Свобода в деятельности человека

Свобода в деятельности человека

Предмет (направленность): обществознание

.

Возраст детей: 11 классы

Место проведения: класс

Цель урока: сформировать знания по теме, предусмотренные учебной программой; усвоить понятия: свобода, ответственность.

Задачи:

  • Обучающие: ознакомить обучающихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности, показать связь между свободой и ответственностью.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать, систематизировать информацию по теме, умение сравнивать, делать выводы, давать аргументированные ответы.
  • Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции и нравственному становлению обучающихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок смешанный

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,

презентация урока (Приложение )

Учебник:

  • Учебник для общеобразовательных учреждений 11 класс (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М. , «Просвещение» – 2008г.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. ( 1 слайд)

Учитель называют тему и поясняет:

Жизнь человека невозможна без деятельности. К этому выводу мы пришли на уроках в 10 классе. Учиться или трудиться, играть или общаться – это человек определяет самостоятельно. Именно для того, чтобы сделать выбор, человек стремился к свободе на протяжении многих веков. ( 2 слайд)

Проблема урока-Свобода –это дар или тяжёлая ноша человека?

Учитель просит учащихся поставить вопросы к теме.

Предполагаемые вопросы учащихся:

-Что такое свобода?

-Для чего она нужна?

-Какие условия необходимы для её возникновения?

-Свободны ли мы?

– Какова роль свободы в жизни человека и общества?

Учащиеся фиксирую вопросы, которые и будут планом темы. ( 3 слайд)

3. Изучение нового материала.

Учитель: Свобода является важнейшей ценностью современного общества. Политики, правозащитники сегодня встают на защиту свободы. Но каждый вкладывает различный смысл в это понятие.

Игра «Ассоциации». Учащиеся называют свои ассоциации со словом «свобода».

Предполагаемые ответы: возможность, отсутствие ограничений, поступаю, как хочу, выбираю ,что нравиться и т. д.

Учитель, комментируя ответы учащихся, сообщает им, что свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. (4 слайд)

Учащимся предлагается выделить ключевое понятие раскрывающее термин «свобода». Делается запись о том, что свобода-это выбор.

Учитель: Категория свободы является одной из центральных в философских исканиях человечества.

Учитель предлагает учащимся прочитать раздел «Буриданов осёл» в §12 и ответить на вопросы:

– Какой вывод можно сделать на основе прочитанного материала?

Предполагаемый ответ: Абсолютной свободы нет, т. к. она затрагивает права и свободы других людей.

– Поясните, смыл нарицательного выражения « Буриданов осёл». ( 5 сдайд)

Немецкий философ Гегель сказал, что «свобода есть осознанная необходимость».

( 6 слайд)

Изучите материал раздела и ответьте на вопросы:

1)В чем выражается свобода воли человека?

2)Какова природа необходимости? Каков её смысл?

Сделайте необходимые записи.

Свобода воли человека выражается в способности осмысленно принимать решения.

Смысл необходимости

для религиозных деятелей – 1) всё зависит от Бога;

–2) выбор между добром и злом для возвращения к Богу( нет зла = нет свободы);

Для философов– фаталистов – не зависит от человека, это выражение закономерного хода развития событий, объективнее законы;

Для ученые, отрицающих фатализм – познать и подчинить законы природы свом целям.

( Из-за сложности изучаемого материала, возможно, оформить подсказку для учеников). ( 7 слайд)

Дополнение учителя:

Волюнтаристы – принимают решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями. ( Пример деятельности Н. С. Хрущева)

Обобщение первичного закрепления.

Учитель просит учащихся сделать обобщающие промежуточные выводы по теме.

Предполагаемые выводы:

Ядро свободы – это выбор.

Мера необходимости и свободы в ту или иную эпоху различна.

Учитель обращает внимание учащихся на поставленные вопросы к теме, останавливаясь на вопросе: Какие условия необходимы для её возникновения?

Ответ:

1) Уровень развития общества,

2) Социальные нормы,

3) Место человека в обществе и др.

Учащиеся дают предполагающие ответы на данный вопрос.

( При затруднении учащихся учитель наводит их на мысль, что общество своими нормами определяет диапазон выбора).

Учащиеся оформляют ответ в виде схемы. ( 8 слайд)

Учащиеся продолжают работу с разделом учебника « Свобода и ответственность» и делают выводы, на основании главных мыслей содержания. ( 9 слайд)

(Алгоритм работы: прочитайте текст, выделите главные мысли в каждом абзаце, сформулируйте выводы)

Предполагаемые выводы:

1)Свобода и ответственность взаимосвязаны.

2)Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

3)Ответственность является фундаментом мотивации поведения человека.

4) Регулятором поведения является совесть. ( 10 слайд)

Учитель соотносит выводы учащихся с определением ответственности.

Отве́тственность – объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. ( 11 слайд)

Учитель дополняет ответы учащихся, рассказывая им о видах ответственности.

Виды ответственности:1) Историческая, политическая, нравственная, правовая и т. д.

2) Индивидуальная, групповая, коллективная.

( 12 слайд)

Учащиеся самостоятельно отвечают на два последних поставленных вопроса, аргументируя свои ответы.

Учитель с помощью вопросов подводит учащихся к пониманию того, что по мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. ( 13 слайд)

-Всегда ли люди были свободны?

-Сравните свободу человека в разные исторические периоды свободу и ответственность человека.

-Можем ли мы представить себе современное общество без свободы и ответственности каждого?

– Что даёт свобода тебе? Помогает или мешает тебе?

-Ответствен ли ты?

Закрепление знаний: работа с документом после § 12( из книги американского психолога Э. Аронсона «Общественное животное») и ответы на вопросы. ( 14 слайд)

Самопроверка учащихся (при наличии времени) проводится по вопросам к §12.

3. Обобщение и систематизация знаний. ( 15 слайд)

– Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества?

– Роль государства в поддержании прав и свобод личности?

Итог урока.

Свобода –это дар или тяжёлая ноша человека? ( 16 слайд)

Оценка работы обучающихся. ( 17 слайд)

Домашнее задание: § 12, выполнить задания на с. 148. ( 18 слайд)

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. П. А. Баранов. Обществознание. Человек. Москва, АСТ «Астрель»,2008г.

Метки: Правоведение и Обществоведение