Свобода в деятельности человека
Свобода в деятельности человека
Предмет (направленность): обществознание
.
Возраст детей: 11 классы
Место проведения: класс
Цель урока: сформировать знания по теме, предусмотренные учебной программой; усвоить понятия: свобода, ответственность.
Задачи:
- Обучающие: ознакомить обучающихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности, показать связь между свободой и ответственностью.
- Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать, систематизировать информацию по теме, умение сравнивать, делать выводы, давать аргументированные ответы.
- Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции и нравственному становлению обучающихся.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок смешанный
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
презентация урока (Приложение )
Учебник:
- Учебник для общеобразовательных учреждений 11 класс (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М. , «Просвещение» – 2008г.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. ( 1 слайд)
Учитель называют тему и поясняет:
Жизнь человека невозможна без деятельности. К этому выводу мы пришли на уроках в 10 классе. Учиться или трудиться, играть или общаться – это человек определяет самостоятельно. Именно для того, чтобы сделать выбор, человек стремился к свободе на протяжении многих веков. ( 2 слайд)
Проблема урока-Свобода –это дар или тяжёлая ноша человека?
Учитель просит учащихся поставить вопросы к теме.
Предполагаемые вопросы учащихся:
-Что такое свобода?
-Для чего она нужна?
-Какие условия необходимы для её возникновения?
-Свободны ли мы?
– Какова роль свободы в жизни человека и общества?
Учащиеся фиксирую вопросы, которые и будут планом темы. ( 3 слайд)
3. Изучение нового материала.
Учитель: Свобода является важнейшей ценностью современного общества. Политики, правозащитники сегодня встают на защиту свободы. Но каждый вкладывает различный смысл в это понятие.
Игра «Ассоциации». Учащиеся называют свои ассоциации со словом «свобода».
Предполагаемые ответы: возможность, отсутствие ограничений, поступаю, как хочу, выбираю ,что нравиться и т. д.
Учитель, комментируя ответы учащихся, сообщает им, что свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. (4 слайд)
Учащимся предлагается выделить ключевое понятие раскрывающее термин «свобода». Делается запись о том, что свобода-это выбор.
Учитель: Категория свободы является одной из центральных в философских исканиях человечества.
Учитель предлагает учащимся прочитать раздел «Буриданов осёл» в §12 и ответить на вопросы:
– Какой вывод можно сделать на основе прочитанного материала?
Предполагаемый ответ: Абсолютной свободы нет, т. к. она затрагивает права и свободы других людей.
– Поясните, смыл нарицательного выражения « Буриданов осёл». ( 5 сдайд)
Немецкий философ Гегель сказал, что «свобода есть осознанная необходимость».
( 6 слайд)
Изучите материал раздела и ответьте на вопросы:
1)В чем выражается свобода воли человека?
2)Какова природа необходимости? Каков её смысл?
Сделайте необходимые записи.
Свобода воли человека выражается в способности осмысленно принимать решения.
Смысл необходимости
для религиозных деятелей – 1) всё зависит от Бога;
–2) выбор между добром и злом для возвращения к Богу( нет зла = нет свободы);
Для философов– фаталистов – не зависит от человека, это выражение закономерного хода развития событий, объективнее законы;
Для ученые, отрицающих фатализм – познать и подчинить законы природы свом целям.
( Из-за сложности изучаемого материала, возможно, оформить подсказку для учеников). ( 7 слайд)
Дополнение учителя:
Волюнтаристы – принимают решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями. ( Пример деятельности Н. С. Хрущева)
Обобщение первичного закрепления.
Учитель просит учащихся сделать обобщающие промежуточные выводы по теме.
Предполагаемые выводы:
Ядро свободы – это выбор.
Мера необходимости и свободы в ту или иную эпоху различна.
Учитель обращает внимание учащихся на поставленные вопросы к теме, останавливаясь на вопросе: Какие условия необходимы для её возникновения?
Ответ:
1) Уровень развития общества,
2) Социальные нормы,
3) Место человека в обществе и др.
Учащиеся дают предполагающие ответы на данный вопрос.
( При затруднении учащихся учитель наводит их на мысль, что общество своими нормами определяет диапазон выбора).
Учащиеся оформляют ответ в виде схемы. ( 8 слайд)
Учащиеся продолжают работу с разделом учебника « Свобода и ответственность» и делают выводы, на основании главных мыслей содержания. ( 9 слайд)
(Алгоритм работы: прочитайте текст, выделите главные мысли в каждом абзаце, сформулируйте выводы)
Предполагаемые выводы:
1)Свобода и ответственность взаимосвязаны.
2)Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
3)Ответственность является фундаментом мотивации поведения человека.
4) Регулятором поведения является совесть. ( 10 слайд)
Учитель соотносит выводы учащихся с определением ответственности.
Отве́тственность – объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. ( 11 слайд)
Учитель дополняет ответы учащихся, рассказывая им о видах ответственности.
Виды ответственности:1) Историческая, политическая, нравственная, правовая и т. д.
2) Индивидуальная, групповая, коллективная.
( 12 слайд)
Учащиеся самостоятельно отвечают на два последних поставленных вопроса, аргументируя свои ответы.
Учитель с помощью вопросов подводит учащихся к пониманию того, что по мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. ( 13 слайд)
-Всегда ли люди были свободны?
-Сравните свободу человека в разные исторические периоды свободу и ответственность человека.
-Можем ли мы представить себе современное общество без свободы и ответственности каждого?
– Что даёт свобода тебе? Помогает или мешает тебе?
-Ответствен ли ты?
Закрепление знаний: работа с документом после § 12( из книги американского психолога Э. Аронсона «Общественное животное») и ответы на вопросы. ( 14 слайд)
Самопроверка учащихся (при наличии времени) проводится по вопросам к §12.
3. Обобщение и систематизация знаний. ( 15 слайд)
– Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества?
– Роль государства в поддержании прав и свобод личности?
Итог урока.
Свобода –это дар или тяжёлая ноша человека? ( 16 слайд)
Оценка работы обучающихся. ( 17 слайд)
Домашнее задание: § 12, выполнить задания на с. 148. ( 18 слайд)
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. П. А. Баранов. Обществознание. Человек. Москва, АСТ «Астрель»,2008г.