урок обществознания в форме дебатов "Кризис русской культуры в современной России – иллюзия?"
урок обществознания в форме дебатов "Кризис русской культуры в современной России – иллюзия?"
Предмет (направленность):
обществознание
Возраст детей: 10-11 класс
Место проведения: класс
Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Духовные ценности современной цивилизации», используя нетрадиционные технологии проведения урока, межпредметные связи (курсы литературы, Мировой художественной культуры, географии, истории).
Задачи:
1. Повысить интерес учащихся к изучению истории России, развить критическое мышление, помочь отойти от одностороннего восприятия исторических событий, научиться давать оценку, выработать свою позицию по данному вопросу.
2. Продолжить развитие навыков работы с дополнительной литературой, справочными материалами, документами.
3. Решить коммуникативные задачи, развить навыки эффективного общения: развития устной речи, терпимости к различным взглядам, способность работать в команде, логично и аргументировано доказывать свою мысль.
Подготовительная работа
1. Определение состава двух команд по 3 игрока (спикера) в каждой .
1 команда – утверждающая (игроки У1,У2,У3)
2 команда– отрицающая(игроки О1,О2,О3)
2. Определение состава судейской коллегии
3. Выбор таймкипера (следящего за соблюдением регламента игры)
4. Знакомство учащихся с темой, целями, задачами, ходом проведения игры.
5. Обеспечение учащихся списком литературы по данной теме.
6. Оформление помещения для проведения игры, которое может включать:
– цитаты по данной проблеме:
«Культура народов объединяют их…и сохраняют. Подлинная культура делает народ бессмертным и другом других народов» Д. С. Лихачев
– картины Васнецова, Нестерова, Кустодиева.
– репродукции , плакаты с изображением русской одежды, изделий народных промыслов и т. д
Ход игры:
Вступительное слово учителя.
В последнее время все чаще стало появляться мнение (особенно среди людей старшего поколения), что Россия теряет свою культуру. Сейчас стремительно происходит процесс замещения русской культуры западной, в основном – американской. А культура – это один из признаков нации, этноса. Будет правильным сказать, что культура– способ существования народа. Она не только формирует чувство единства людей, но и создает это единство. Не окажемся ли мы в положении Ивана, не знающего родства, когда наши потомки не смогут выделить себя как нацию, забудут свои корни, истоки своей культуры?
Насколько серьезна ситуация сегодня? Есть ли у нас шанс сохранить свои традиции? Или мы зря бьем тревогу, разговоры о кризисе российской культуры – иллюзия, миф, этой проблемы не существует?
I. Выступление команд
1. Игрок У1(первый спикер команды утверждения) – 5 мин
Наша команда считает, что разговоры о кризисе русской культуры неправомерны. Понятие «русская культура» изначально неверно, а, значит, нет и проблемы ее упадка, кризиса.
Культуры всех народов при своей особенности, исключительности находятся во взаимосвязи. Россия – «этнический котел». славянский мир был «проходным двором» во время Великого переселения народов, через который шли кочевые племена(гунны, готы, тюрки). Славянские племена перемешивались, взаимодействовали с финно – угорскими на севере, иранскими, тюркскими на Юге. Лингвистические примеры :слово богатырь – тюркского происхождения, собака, бог, боярин– скифского.
«У нас чужая голова
А убежденья сердца хрупки.
Мы – европейские слова
И азиатские поступки. »
(Н. Щербина)
Русью называли группу племен, выходцев с территории современной Швеции( по версии историка Г. Анохина). Где была граница русской земли? Это – граница распространения православия. Если взять за основу, что русская культура – православная культура, то, значит, и культура Греции, Болгарии тоже будет «русской».
На русскую православную культуру влияли также исламская(признание царской власти священной, самопожертвование), католической (термины «крест», «церковь»,династические браки Ярослава Мудрого), Византийской
( каноны иконописи, строительства храмов). Нет чистой русской культуры – нет и проблемы ее упадка.
2. Раунд вопросов. У1 отвечает на вопросы О3 – 2 мин.
3. Тайм-аут для подготовки речи первого спикера команды отрицания О1 – 2 мин
4. Выступление спикера 1 команды отрицания (О1):
Положение в культуре Российского общества сейчас оценивается как тяжелое, катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями, началось духовное обнищание общества. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия– все это взросло на почве бездуховности.
Сегодня на культуру расходуется мизерная часть бюджета. Многие очаги культуры(дома культуры, студии детского творчества, клубы закрываются , не имея возможности справиться с финансовыми трудностями. Большинство вынужденно заниматься коммерцией.
Разрушены духовные идеалы русской культуры . Ценностью ее всегда были взаимопомощь, душевная теплота. Это неизвестно западному обществу, где принцип «это твои проблемы» ведет к размежеванию людей. «нет проблем!» – учат нас западные психологи отвечать с натянутой улыбкой. Все это – приобретения, не свойственные русским людям.
Культура – это система знаков, символов, психических переживаний. Это речь, восклицания, жесты. Сейчас в обществе применяются жесты, не характерные для нас. «Вау!», «Йоу!» заменили слова «хорошо», «великолепно». Разрушение русской культуры происходит ежедневно в повседневной жизни.
5. Тайм-аут для подготовки вопросов – 2 мин
6. Задает вопросы спикер команды утверждения У1 – 2 мин
Отвечает спикер О1
7. Тайм-аут для подготовки речи спикера 2 утверждения (У2) – 2 мин.
8. Выступление спикера утверждения У2. – 4 мин
В истории немало примеров влияния различных культур на становление российской культуры. Например, монголо– татарское иго.
«Наш путь –
стрелой татарской древней воли пронзил нам путь. »
А. Блок
Говоря о современной жестокости нравов как влиянии западной культуры вы ошибаетесь: еще со времен монголо– татарского ига пришли специфические способы наказания – кнут, отрезание частей лица. Ценность власти стала выше, чем ценность права. Власть подчинила себе понятия чести, достоинства. Обесценилась человеческая личность в государстве. Так что искать американское влияние на мораль нашего общества, как одного из направлений развития культуры, не совсем верно. При Иване Грозном продолжается попрание представлений о справедливости, порядке. Ломается русский традиционализм в культуре во время Смуты.
Польско-украинское влияние, смена внешних культурных ориентиров в 17 веке – один из элементов модернизации общества.
Выделение европеизированной дворянской культуры, приведшей к расколу общества, происходит в эпоху Петра Первого. Он «спас Россию от тупиковых путей развития».
9. Тайм-аут для подготовки вопросов – 2 мин
10. Спикер У2 отвечает на вопросы О1 (спикера команды отрицания) – 2 мин
11. Тайм-аут для подготовки речи спикера команды отрицания О2 – 2 мин
12. Выступление второго спикера команды отрицания О2.
Разрушение русской культуры началось с Петра великого. Петр – чудовище для русской культуры. Карамзин: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть гражданами России. Виною Петр». Подражание Западу привело к обезьянничанью. Приводятся примеры дурных привычек, использования иностранных слов, одежды.
Разрушение традиций продолжилось во время цивилизационного кризиса 1917 – 1921 г. Политика большевиков выхолостила духовное начало, религиозность, нанесла непоправимый ущерб народной культуре. Приводятся примеры разрушения памятников, запрета обрядов венчания, крещения.
Результатом этого стало забвение многих традиций, бездуховное поколение , преклонение перед западной культурой.
13. Тайм – аут для подготовки вопросов – 2 мин
14. У2 задает вопросы О2 – 2 мин
15. Тайм – аут для подготовки выступления спикера У3 – 2 мин
16. Выступление спикера У3 – 4 мин
Диалог культур – условие существования и развития культуры. Взаимодействие культур проявляется все сильнее. При нынешнем развитии средств коммуникации, техники культура нашей страны обогащается, заимствуя что-то из других культур. Свидетельство этому – Дни, Недели национальных культур, стран, интерес Запада к нашей символике. Приводятся примеры внимания со стороны правительства сохранения, восстановления памятников культуры, возрождения народных традиций, праздников. В России, соблазнившейся идеей национальной исключительности, не смогут жить калмыки, буряты, татары. Наша культура – многонациональна. Были периоды взлета, падения, раскола, на сейчас мы не теряем ее, просто она развивается , обогащается . эти процессы закономерны в противоречивом обществе, где процессы глобализации не могут не затронуть духовную сферу жизни общества.
17. Тайм – аут для подготовки вопросов команды отрицания – 2 мин
18. Спике У3 отвечает на вопросы О2 -2 мин
19. Тайм – аут для подготовки выступления О3 – 2 мин
20. Выступление О3 – 4 мин
Кризисная ситуация культуры очевидна. Современная молодежь практически не знает народных песен, обрядов, обычаев. Политику правительства по отношению к этой проблеме можно назвать половинчатой, популистской. По -прежнему большинство экранного времени занимают американские фильмы и мультфильмы, реклама. Пропагандируется западная мода, модели поведения, даже система обучения, и ту переняли у запада (ЕГЭ). Мы будем гордиться нашей культурой тогда, когда будем уверенны в преимуществе нашей экономики, политике, демократии, честности чиновников, проводящих в жизнь новые национальные проекты. Пока до этого далеко, следовательно, культура российская еще не скоро выйдет из кризиса.
21. Тайм – аут для подготовки вопросов – 2 мин
22. Вопросы О3 задает У3 – 2 мин
Судейская коллегия по итогам выступлений команд и ответов на вопросы команд решает, какая из них была: 1)привела наиболее значимые аргументы, 2)умела убедительно донести свое утверждение до аудитории,3)образно и логично выражала свои мысли,4) умела остроумно найти выход из трудной ситуации.
Литература
1. Е. Н. Захарова . Введение в обществознание. ч. 1,3. М. «Школьная книга». 2002
2. Ю. Рябцев . История Русской культуры. М. ВЛАДОС. 1999
3. В. М. Хачатурян. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала 20 века. М, «Дрофа». 2000
4. П. Н. Третьяков. У истоков древнерусской народности. Л. «Наука». 1970
6. К. Ясперс. Смысл и назначение истории. М. «Политиздат». 1991
7. И. И. Ионов . Российская цивилизация. М. , «Просвещение». 1998