Методическая разработка урока – игры: "Выборы в демократическом обществе", 9 класс Из опыта проведения уроков обществознания
Методическая разработка урока – игры: "Выборы в демократическом обществе", 9 класс Из опыта проведения уроков обществознания
Для того, чтобы правильно ориентироваться в сложной политической ситуации современного общества, осознано сделать свой жизненный выбор, безусловно, школьникам необходимо усвоение основ политических знаний и формирование современной политической культуры. Усилия педагогов в этом направлении должны ускорить процесс формирования массового менталитета, адекватного новой политической системе.
Но, кроме этого, на уроках обществознания формируются ключевые компетенции, необходимые в современном обществе: активность, самостоятельность, мобильность, ответственность, толерантность, гражданственность.
В решении этих задач педагоги используют инновационные педагогические технологии, направленные на преобразование учащимися полученных знаний, ориентированные на активизацию самостоятельной познавательной деятельности учеников поискового и творческого характера, нацеленные на развитие умений мыслить, работать с информацией, принимать решения, взаимодействовать с другими людьми.
Многие методические инновации связаны сегодня с интерактивными методами обучения, применяя которые можно так организовать познавательную деятельность, что практически все учащиеся вовлечены в процесс познания, развивают свои коммуникабельные умения: выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.
Хочется выделить один из методов интерактивного обучения, который довольно часто и активно использую. Это ролевая и деловая игра.
В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические, правовые знания учащихся, расширяется круг источников.
Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мысленную деятельность учащихся. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.
Коллективная работа позволяет научиться деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
Игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от роли. У учащихся формируется умение вести диалог, принимать самостоятельные решения, воспитывается культура общения.
Предлагается пример такого урока-игры по теме:
«Выборы в демократическом обществе»
Цель:
Формировать умение применять знания, полученные на уроках, четко формулировать свое мнение и его обосновывать.
Задачи:
- Формировать представления о современном обществе и о принципах политической жизни страны.
- Развивать критическое мышление, умение вести полемику.
- Воспитывать уважение к различным точкам зрения.
Оборудование урока:
- Столы для представителей «партий», избиркома и прессы.
- Компьютер для презентаций партий.
- Лозунги: «За честные выборы», «Сделай свой выбор», «Голосуй за нас».
- Избирательная урна, ширма.
- Избирательные бюллетени (бланки для голосования).
Подготовка к уроку:
1. Уроки по темам:
– «Политические партии»;
– «Выборы в демократическом обществе»;
– «Избирательные системы»;
– «Политическая культура человека»;
2. Знакомство со статьями конституции РФ 32.
3. Знакомство с «Законом о выборах».
4. Обсуждение предвыборных дебатов на TV и статей в прессе.
5. Агитационная компания в школе (плакаты, листовки).
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
Знакомит учащихся с планом и задачами урока. Представление участников. | Готовятся выступить представители партий со своими программами. |
2. Вступительное слово учителя | Краткая характеристика выборов как свободного волеизъявления избирателя. Принципы действующего избирательного права: а) всеобщее; б) равные; в) прямое голосование является тайным и добровольным. |
Участвуют в диалоге с учителем, отвечая на вопросы:
|
3. Выступления партийных лидеров | Учитель занимает место наблюдателя между избиркомом и прессой. | Представители партий излагают свои проспекты программ поочередно. (1. Презентация партий. 2. Тезисы программы. ) |
4. Вопросы прессы и избирателей | Контролирует очередность выступлений | Учащиеся, играющие роль прессы, задают вопросы представителям партий. |
5. Голосование | Обеспечивает порядок при голосовании и контролирует подсчет голосов | Избиратели получают бланки для голосования, делают свой выбор, избирком подсчитывает голоса избирателей. |
6. Подведение итогов | Оглашает результаты выборов и оценивает работу группы | Представители партий благодарят избирателей за активность и сделанный ими выбор (те, кого выбрали). |
Надо отметить, что этот урок был проведен как открытый, на котором присутствовали учащиеся школы в качестве избирателей и учителя за столом «избиркома».
Проводился в актовом зале, вызвал большой интерес со стороны учащихся и коллег. Прошел динамично, при высокой активности со стороны всех участников.
Приложение:
- Программные тезисы:
А) Демократическая партия школы
Наши предложения:
– Каждый классный час должен быть тематическим;
– Озеленить территорию;
– Организовать живой уголок;
– Проведение конкурсов талантов;
– Чаще проводить спортивные мероприятия;
– Ввести уроки этики и эстетики;
– Создать медицинскую дружину (так как в школе нет медицинской сестры);
– Организовать помощь учителям в проведении классных часов, экскурсий и других мероприятий;
– Участвовать в поддержании порядка на переменах;
- Вопросы прессы:
1) Как вы намерены добиваться ваших целей?
2) Будет ли ваша партия влиять на успеваемость в школе? Какими мерами?
3) Будете ли привлекать к сотрудничеству родителей и школьный комитет?
4) Как вы считаете, ваши цели достижимы?
5) Как вы думаете, всем ли ученикам будут интересны уроки этики и эстетики?
6) Как вы перенесете поражение?
7) Каковы ваши дальнейшие планы?
8) Собираетесь ли вы оказывать помощь учителям-ветеранам?
9) Какие бы вы приняли меры к безответственным ученикам?
10) Чем бы вы могли привлечь молодежь школы (К примеру, дискотеки или интересные мероприятия)?
Т. А. Филатова, Сертоловская СОШ № 1, Ленинградская область