Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Семья в современном мире. Урок обществознания в 7 классе

Семья в современном мире. Урок обществознания в 7 классе

Цели урока: -рассмотреть семью как значимую часть социальной сферы общественной

жизни;

– проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и

тенденции ее развития;

– воспитывать чувство ответственности перед своей семьей и правильные

взаимоотношения в семье.

Задачи урока:

Дидактическая -уяснение учащимися основополагающих моментов, без которых невозможно создание счастливой семьи; Характеристика традиционности в семейных отношениях; Характеристика таких нравственных категорий как: любовь, Верность, память сердца.

Развивающая – формирование логического мышления учащихся; Умение анализировать поступки свои и др. родственников, давать им оценку

Воспитательная – формирование у учащихся чувства личной ответственности за благополучие в своей семье; Способствовать формированию духовно– нравственного воспитания у подрастающего поколения.

Основные понятия: семья, функции семьи, ценности православной семьи.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация

Слайд 1.

Эпиграф урока: Семья – великое, святое, богоугодное

дело в жизни человека.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

– Прочитав эпиграф к уроку, какой вывод можно сделать, о чем пойдет речь на нашем уроке? Слайд 2.

( в тетради записали число и тему урока)

– Я хочу познакомить вас с высказыванием В. В. Маяковского: Слайд 3.

« Плохо человеку когда он один.

Горе одному, один не воин. »

В. В. Маяковский

– Согласны ли вы с его высказыванием?

Подавляющее большинство людей согласятся с В. В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

– Мог ли человек в древние времена прожить один?

– Зачем ему была нужна семья?

И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться с друг с другом.

Сегодня на уроке мы выясним: что же такое семья и каково её место и роль в современном мире.

Слайд 4. План урока: 1. Что же такое семья.

2. Функции семьи

3. История брачно– семейных отношений

4. Семья в современном обществе

5. Основные ценности православной семьи

3. Новая тема. Слайд 5.

3. 1 Семья какое короткое и в тоже время великое слово!

Слово, зачастую включающее в себя историю нескольких поколений; слово обогревающее нас, замерзших путников, шагающих по земному шару…

Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»

Семья исследуется социологами в двух аспектах:

• как малая социаль¬ная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей,

• как социальный институт.

Слайд 6.

– ответьте на вопрос: «Что для меня моя семья?»

– Из всего нами сказанного, давайте сформулируем определение Что такое «семья».

(СЕМЬЯ– это малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью)

– запишите определение в тетрадь

Слайд 7.

Послушайте легенду, которую написал В. А. Сухомлинский. Он обращает нас к народной мудрости. Ответьте на вопрос: «Что является главными признаками семьи?»

Когда Бог создал мир, он научил все живые существа продолжать свой род– производить себе подобных. Поселил Бог мужчину и женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине –горсть зерна. Живите и продолжайте свой род,– сказал Бог,– а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас.

Приходит Бог к человеку с архангелом Гавриилом ровно через год. Приходит рано утром, на восходе солнца. Видит, сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними колыбель, а в колыбели– ребенок спит. А мужчина и женщина смотрят то на небо, то в глаза друг другу. И когда глаза их встретились, видел Бог в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту, видел в них что-то такое, что ему самому Господу, неведомо было. И спросил Господь архангела Гавриила: «Что это?»

– Это любовь, Господи,– ответил архангел Гавриил.

Рассердился Бог, разгневался, потому что человек без его ведома создал нечто такое, что ему, самому Богу, неизвестно было, и сказал он человеку:

– Вот тебе мое наказание, Человек, ты будешь стареть, и каждый час жизни будет по крупинке уносить твою силу и молодость. А я приду через 50 лет и посмотрю, что в твоих глазах останется.

Пришел Бог с архангелом Гавриилом через 50 лет. Видит – вместо шалаша стоит изба рубленная, на пустыре сад вырос, на нивах хлеб созревает, сыновья поле пашут, дочери пшеницу– жнут, а внуки на лугу играют. Перед избой сидят старик и старуха, смотрят то на алую утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И когда взгляды их встречались, видел Бог в них нечто такое, что ему неведомо было. И вновь спросил Господь архангела Гавриила:

– Что это?

– А это, Господь, верность,– ответил архангел Гавриил.

Еще больше разгневался Бог.

– Мало тебе старости, Человек? Так умирай же, умирай в муках и уходи в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, что с твоей любовью и верностью станется.

Пришел Бог с архангелом Гавриилом через три года. Видит, сидит старик над маленьким надгробным холмиком и смотрит то на алую утреннюю зарю, то на холмик тот могильный. И. Когда его взгляды к холму обращались, видел Господь в них нечто такое, что ему самому было неведомо. И вновь спросил Господь архангела Гавриила:

– Ну, а это что?

– А это, Господь, память сердца, -ответил Гавриил.

Повернулся Господь лицом к пшеничной ниве и увидел: у золотых колосьев стоят двое мужчина и женщина и смотрят то на алое небо, то в глаза друг другу…

Постоял Господь, подумал и ушел с Земли. И с той поры Богом на земле стал Человек, в глазах у которого любовь.

– Что является главными признаками семьи? (любовь, верность, память сердца)

3. 2 Функции семьи

Семья в настоящее время является важнейшим социальным институ¬том. Именно семья выполняет ряд основных функций в обществе.

– Какие функции выполняет семья?

Слайд 8.

Функции семьи:

• Обеспечивает продолжение человеческого рода

• Берет на себя воспитание детей

• Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи

• Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета.

Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.

Далеко не все семьи одинаково полно реализуют свои функции. К сожалению, встречаются семьи, которые игнорируют свои функции. Примером таких семей являются, в частности, семьи, где родители являются алкоголиками, в пьяном угаре они забывают о детях, брошенных на про¬извол судьбы, предоставленных улице, со временем деградирующих как личности и нередко погибающих.

3. 3 История брачно– семейных отношений

Семья и семейные отношения – это вечная и неисчерпаемая тема. А история наших Российских семейных традиций весьма интересна и занятна. Но мы с вами, к сожалению, до недавнего времени очень однобоко изучали нашу историю. Какие-то факты и события изучались особенно тщательно, а какие-то не изучались вообще. Но в нашей истории семьи действительно есть много занятного, и мы, к сожалению, мало что об этом знаем. Например, современным супругам было бы любопытно узнать, что до 1917 года без ведома мужа жена не могла поехать даже к собственной маме, если та жила в другом городе. И если строптивая супруга проявляла упорство и непослушание, то мужчина имел полное право заявить на нее в полицию, и бедную женщину снимали с поезда и под конвоем водворяли обратно в дом законного супруга. А про Домострой все очень любят упоминать при любом случае, хотя мало кто знает, какой на самом деле тогда был семейный уклад.

Слайд 9.

3. 4Семья в современном обществе

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

– Что является основой такой семьи?

Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

– Что такое «брак»?

(брак– добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи)

– запишем в тетрадь определение

Общество стоит на охране брака и защищает его законом– Семейный кодекс. В РФ признается только брак заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах).

Слайд 10.

– Что является обязательным условием оформления брака?

К обязательным условиям его оформления относятся:

• Достижение брачного возраста – 18 лет

• Взаимное добровольное согласие

• Отсутствие других браков

• Отсутствие родственных связей между лицами, вступающими в брак

В традиционном обществе в семье отец зарабатывал деньги и содержал семью, а мать вела домашнее хозяйство, следила за порядком, за воспитанием детей.

– Какие изменения претерпела семья сейчас?

В современном обществе отец и мать работают и поровну делят домашние заботы. Сплоченность семьи характеризуется степенью взаимосвязанности ее членов, любви, душевной близости и крепости родственных уз.

Слайд 11. В индустриально развитых странах происходит переход от многодетной к среднедетной семье и малодетной.

– Как вы понимаете многодетная семья, среднедетная семья и малодетная семья?

(среднедетной ученые считают семью, имеющую 3 детей)

В РФ происходит переход к малодетной семье. Во всем мире возрастает количество неполных семей.

– Какая семья считается неполной?

(неполная семья– это семья с ребенком, в которой нет супружеской пары. Это семья с одним родителем, чаще «материнская семья», есть такие неполные семьи, где дети проживают вообще без родителей у бабушек и дедушек или других родственников)

Слайд 12.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья—один из основных социальных институтов общества, и этот институт в настоящее время переживает кризис.

Кризисные явления в жизни семьи:

• Разрушены нравственные представления о браке и семье: супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему “я”;

• Повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

• Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость.

• Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему.

• Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;

• Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.

3. 5Основные ценности православной семьи Слайд 13.

В традиционной системе ценностей православного человека семья всегда занимала видное место; православный взгляд на семью как на малую церковь подразумевает не только богоустановленность брачных отношений, но и их спасительность. Но необходимо добавить, что для этого малая семейная ладья в бурном море житейском должна следовать тем же курсом, что и великий корабль Церкви Христовой. Этот образ встречается в святоотеческих творениях: «Брак не только не препятствует богоугодной жизни, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Богоустановленность брака между мужчиной и женщиной Церковь воспроизводит в совершении Таинства венчания.

Итак, в понимании Церкви брак есть союз Самим Богом установленный, союз добровольный, установленный по взаимному желанию супругов, союз нерасторжимый.

Главная ценность семейной жизни – это, конечно, дети. Дети, которых Сам Господь дает (Ис. 8:18). Но, говорит святитель Иоанн Златоуст, не одно лишь рождение чада делает мужчину отцом: он должен позаботиться и о том, что дать своему чаду хорошее образование; равным образом и матерью делает женщину не только ношение чада во чреве, но и его доброе воспитание. Без этого невозможно и личное спасение родителей: «Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание». И грозное предупреждение: «Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души» (святитель Иоанн Златоуст). Слайд 14.

Высокие образы благочестивых супружеских пар находили достойных подражателей во все времена. Церковь почитает многих святых, соединенных узами брака или являющихся представителями одного семейства. Ярким примером может служить супружеская пара, день памяти которой в наше время стал днем семьи, любви и верности – это святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы

(ребенок рассказывает о них)

Любая семья держится на одном ките – терпении. Семьи без терпения не бывает. Семья – это всегда самопожертвование, а жертвовать зачастую больно, но нужно терпеть. Проявление терпения – это проявление любви. Если в семье нет лада, то всегда виноваты оба, не может быть виноватым только один супруг.

4 . Закрепление. Слайд 15.

1) Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки… В них говорится о семье.

(Досказать до конца)

 В гостях хорошо… а дома лучше.

 Не красна изба углами… а красна пирогами.

 Дом вести… не бородой трясти.

 Не нужен клад… когда в семье лад.

"Вся семья вместе…. так и душа на месте»

2) составление синквейна– СЕМЬЯ

– Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист. )

– О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрёшке. )

– На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться. )

5. Итог урока Слайд 16.

Незримо следуют родители за нами,

И в радости, и в час, когда пришла беда,

Они стремятся оградить нас от печалей,

Но мы, увы, их понимаем не всегда.

Вы нас простите,

Милые, родные,

У нас ведь, кроме вас,

Дороже нет людей.

Как говорится,

Дети– радость жизни,

А вы для нас– опора в ней.

Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу– научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,– близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.

«Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

Слайд 17.

Основное понятие Семья– мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей– основа семьи.

6. Обобщение.

Итог урока Д/З 1. составить презентацию «Моя семья»

2. эссе на тему « Семья в городе будущего»

Мы семья.

Моя семья – моя обитель.

Мой дом, мой замок, мой покой.

Убереги, Господь Спаситель

Ее от нечисти лихой.

Убереги нас от соблазнов,

И сохрани от бурь и бед.

Спаси от зависти и сглаза.

А, если нужно, дай совет.

Моей семье я всем обязан.

Не знаю, как благодарить,

Тех, с кем душой и сердцем связан,

И узелок не разрубить.

В семье мы все как будто прутья,

И в веник связаны тугой.

Сплелись, да так, что не раскрутишь

Опасны. На пути не стой.

Пока мы вместе, друг за друга

Нас поломать никак нельзя.

В беде мы все стоим упруго.

Мы клан, мы племя, мы семья.

О. Ю. Роженцова, МБОУ "Килемарская СОШ", Республика Марий Эл

Метки: Правоведение и Обществоведение