Урок: «Психологический портрет личности»
Урок: «Психологический портрет личности»
Цель: раскрыть содержание основных признаков личности: темперамент, характер, интеллект.
Основные понятия: личность, темперамент, характер, способности, интеллект, чувства, эмоции, стресс.
Основные виды деятельности: беседа, работа в группах, мини-лекция.
Дополнительный материал: схема, презентация.
План.
- Основные психологические характеристики.
- Темперамент, характер, интеллект.
- Подросток и стрессы
I. Проверка домашнего задания.
(проверку знаний можно провести в форме беседы или предложить отдельным учащимся выполнить задания на карточках. Проверка творческого задания)
- Как условия жизни влияют на взросление человека?
- Что может привести к более раннему или позднему взрослению?
- Какие физические изменения происходят в подростковом возрасте?
- Почему так важно научиться принимать свою внешность?
II. Постановка проблемы.
(учитель обращается к любому ученику)
– Кто ты такой? ( ученик, сын, дочь, друг, одноклассник. )
– Чем мы отличаемся друг от друга?
(Как правило называют внешние отличия)
– Какого человека мы можем назвать личностью?
(уч-ся должны актуализировать знания, полученные в 5-6 кл)
– Можно ли сказать, что каждый из нас неповторим? (конечно)
– Кроме внешних, какие различия есть у нас еще? ( Мы отличаемся по характеру,
кто-то спокойный, а кто-то нет и т. д. )
– Вы бы хотели знать об этих различиях больше? (Да)
– Предположите, какова тема нашего урока.
(Если учащие не могут сразу сформулировать, то учитель должен их поправить: « Кто скажет иначе? Как точнее?» и т. д. )
III. Сообщение темы и цели урока.
Слайд №1 «Психологический портрет личности»
Мы рассмотрим сегодня содержание основных его признаков – темперамента, характера, интеллекта, способностей, эмоций и чувств.
IV. Изучение нового материала.
– Что такое психологический портрет личности?
– Это те своеобразные черты, которые делают человека неповторимым, непохожим на других. Он состоит из особых элементов: темперамента, характера, способностей, интеллекта, эмоций, чувств.
Люди по-разному переживают события своей жизни. Одни склонны к бурным проявлениям чувств, другие наоборот, очень сдержанны. Причина – разница темпераментов. Слайд № 2
Слайд №3
Древнеримский врач Гиппократ являлся создателем учения о темпераментах. Преобладанием той или иной жидкости в организме Гиппократ объяснял темпераментом человека, т. е. темп, ритм, интенсивность происходящих в душе процессов.
Слайд №4( схема «Психологический портрет личности»)
И так краткие психологические характеристики каждого из типов темперамента:
Слайд №5 Сангвиник – это обладатель уравновешенного сильного типа нервной системы.
Слайд №6 Холерик – сильный неуравновешенный тип.
Слайд № 7 Флегматик – сильный неподвижный тип.
Слайд №8 Меланхолик – слабый неуравновешенный тип.
(можно провести тест)слайд № 9, 10, 11, 12
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
– Помимо темперамента важной составляющей психологического портрета является характер человека.
Слайд № 13.
Характер – это совокупность устойчивых черт поведения.
Попробуем составить список отрицательных и положительных черт характера.
– Можно ли изменить свой характер? От чего это зависит?
– Важными психологическими характеристиками личности так же являются интеллект и способности.
Слайд № 14
Интеллект – это способность к познанию и логическому мышлению. Интеллект проявлявляется в способности к логическому мышлению, способность ставить перед собой цель и добиваться ее осуществления.
Слайд № 15
Способности – умение что-либо делать, склонность к определенным занятиям и профессиям.
– Как можно развить свои способности?
– Какие черты характера помогают развивать способности?
– Особое место занимает эмоционально-чувственная сфера человеческой личности.
Слайд № 16
Чувство – отношение к конкретным событиям и людям.
Слайд № 17
Эмоции – это более длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но и главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые.
Иногда считают, что эмоции и чувства – это одно и то же. В действительности эмоции – это низший, а чувства – это высший тип психических реакций.
С помощью чувств мы сообщаем окружающим нас людям о состоянии или своем настроении, но и пытаемся повлиять на них.
– Надо ли скрывать свои чувства и эмоции?
– Кого можно назвать человеком настроения?
_ Очень мы часто скрываем свои чувства, но они сказываются на нашем психическом и физическом здоровье. Чувства необходимо выражать. Вопрос только, в каких формах?
Скрытые переживания могут стать причиной стресса.
Слайд № 18
Стресс – реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку.
V. Работа в группах.
- Обсуждение.
(каждая группа получает карточку с заданием. Учащиеся должны обсудить следующие вопросы)
- Может ли стать данная ситуация причиной стресса?
- Как можно избежать стресса в подобной ситуации?
VI. Закрепление.
1. (Можно провести небольшую беседу)
– Дайте определение понятиям темперамент, характер, способности, интеллект, чувства, эмоции.
– Можно ли изменить характер? Если да, то каким образом?
– Почему эмоционально-чувственная сфера характера так важна?
2. Работа в группах. Слайд № 19-26
– разгадав кроссворд, по вертикали вы прочитаете ключевое слово нашего урока.
По горизонтали:
1. Обладатель сильного неподвижного типа нервной системы. (флегматик)
2. Способность к познанию, логическому мышлению.
3. Отношение к конкретным событиям или людям. (Чувства)
4. Обладатель уравновешенного сильного типа нервной системы. (сангвиник)
5. Сильный неуравновешенный тип нервной системы. (холерик)
6. Умение что-либо делать. (Способность)
7. Темп, ритм, интенсивность происходящих в душе процессов. (Темперамент)
По вертикали: Личность.
Работа с иллюстрациями : Слайд № 27-30
Итог урока. Оценки
VII. Слайд № 31
VIII. Домашнее задание: 5, вопросы. Небольшое сочинение на тему « Мне в моем характере хотелось бы избавиться от…. ».
Ситуация 1
Маша получила двойку, а итоговую контрольную по алгебре и теперь ей грозит единственная тройка в четверти.
Ситуация 2
Лена узнала о предательстве лучшей подруги, которая рассказала ее секреты всем девчонкам класса.
Ситуация 3
У Пети разводятся родители. Он вынужден перейти в другую школу.
Ситуация 4
Катя перешла в новый класс. Над девочкой все смеются и издеваются.
Пособие для учителя: Составитель Силаева . Н. А.
г. Волгоград: »Ээкстремум», 2006-224с.
Учебник Обществознание 7 класс , Москва «Русское слово» 2007г
http://lichnost. 21309. edusite. ru/p33aa1. html
http://litrabank. net/referat/218-kak-vospitat-xarakter. html
http://azps. ru/handbook/p/psih282. html
Т. М. Орлова, МБОУ "Угловская СОШ", Алтайский край