Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Публикация статей в журналах ВАК

Уважаемые авторы!

Идет прием статей для бесплатной публикации в журнале из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура.

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены
в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

В мультидисциплинарных журналах возможна бесплатная публикация по всем другим направлениям.

Максимально оперативно отвечаем на все возникающие вопросы. Гарантируем индивидуальный подход к каждому.

Разработка урока обществознания в 9 классе на тему Права и свободы человека и гражданина

Тема

Права и свободы человека и гражданина

Цель расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов

Задачи:

Обучающие: ознакомить с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации и защиты в жизни.

Развивающие: продолжить формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.

Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону

Оборудование: ноутбук и проектор, презентация, распечатки Конституции, Декларации и Конвенции, карточки для работы в группах.

Содержательная часть:

1) Этапы урока.

I. Организационный этап.

1. Приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

 

  1. Работа по карточкам (3 ученика).
  2. Фронтальный опрос:
― Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Докажите (текст К РФ).

― Какие принципы правового государства нашли отражение в статьях 2,10, 15, 17, 18?

― В чём заключается высшая ценность для государства?

― Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?

― Всегда ли люди были равны?

― Что такое дискриминация?

Мини-итог.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

 

  1. Вызов.
― Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает что такое ежемесячное детское пособие?

― Поднимите руки, в чьей семье, получают данное пособие? Чему оно равно?

― А где не получают?

― Как вы считаете, справедливо, что одни из ваших семей получают, а другие нет?

― А можно ли это назвать законным?

 

  1. Постановка цели и задач урока.
― Посмотрите на тему сегодняшнего урока и скажите как этот урок может вам помочь в решении данной проблемы?

― А что ещё вы можете и хотите узнать на данном уроке?

― Запишите кратко на цветных стикерах ваши ожидания от урока и положите их на край парты.

IV. Этап усвоения новых знаний.

 

  1. Работа в тетрадях.
― Запишите тему и план урока.

 

  1. Работа с учебником.
― Прочитайте 1-3 абзацы учебника на с. 121 и выделите на полях карандашом основные аспекты понятия права человека.

― Зачитайте, сформулируйте кратко для записи в тетрадь.

 

  1. Работа в теради
Запись аспектов:

Право это…

1. законодательно закреплённые нормы;

2. выражают меру свободы;

3. закреплены в международно-правовых документах и конституциях правовых государств (каталог прав)

 

  1. Беседа
― Скажите своими словами, что же такое право?

― Как принято называть совокупность правовых норм?

― Скажите, а какие права, по вашему мнению, станут главными в этом каталоге?

 

  1. Разбор ситуации.
1. Самостоятельное прочтение.

2. Чтение вслух.

3. Беседа:

― Скажите, имеют ли право Антон и его друзья включать очень громко музыку? Почему?

― Но ведь только, что вы определили свободу как главное право человека. Значит по вашему свобода имеет границы?

― И чем же определяются данные границы?

 

  1. Лекция со стопами.
― Сейчас я вам расскажу историю оформления идеи права в юридические документы. Ваша задача, когда я буду останавливаться записать основные вехи истории, связанные с темой лекции.

 

ИДЕЯ

 

 

 

Записи в тетрадях:

1. Древняя Греция

2. Древний Рим

3. Англия 1215г. – Великая хартия вольности.

4. Англия 1679г. – Хабеас корпус акт.

5. Англия 1689г. – Билль о правах

6. США 1776г. – Декларация независимости.

7. США 1787г. – Конституция США.

8. Франция 1789г. – Декларация прав человека и гражданина.

9. ООН – Международный билль о правах человека (5 документов)

10. 12. 1948г. – Всеобщая декларация прав человека.

 

  1. Работа с документом (Декларация)
― Откройте учебник на с. 126, прочитайте основные статьи Декларации и дайте краткую характеристику ей.

― На столах перед вами лежит полный текст Декларации, прочитайте преамбулу и скажите, все права, перечисленные в Декларации они какие? Являются основой чего?

― Какие сферы общественной жизни охватывают права, перечисленные в Декларации?

― Найдите, пожалуйста, статью, которая, по вашему, мнению гарантирует выплату детских пособий.

― Зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.

― Сделайте вывод.

 

  1. Работа с документом (Конституция РФ, глава 2)
― Вторая глава Конституции нашего государства составлена на основе Декларации прав человека. Ознакомьтесь с ней.

― Скажите, в какой статье говориться о неотъемлемости прав?

― Докажите, что здесь охватываются все сферы жизнедеятельности.

― Какая статья, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий?

― Что говорится об ответственности гражданина?

― Какая обязанность гражданина называется святой?

― Сделайте вывод.

 

  1. Беседа о гарантиях и системе защиты прав в РФ.
― Вернёмся к началу нашего урока. Вы сказали, что считаете не справедливым, когда не всем выплачиваются детские пособия. Если вы считаете, что ваши права не соблюдаются или нарушаются, что нужно делать?

― В какой статье Конституции РФ говорится о праве на защиту своих прав? (45)

― Как можно защитить свои права? (46-510

― Какие органы и лица защищают ваши права?

 

  1. Работа в тетрадях.
Запишите их в тетрадях:

– Президент РФ – главный гарант.

– Правительство РФ.

– Уполномоченный по правам человека.

– Судебная система.

 

  1. Работа с документом.
1. Вступительная беседа:

― Скажите, пожалуйста, объём прав зависит от возраста?

― Как и почему?

2. Запись в тетрадь:

1995г. – Декларация прав ребёнка (заявление о намерении),

1989г. – Конвенция прав ребёнка (юридически-обязующий документ 193 страны)

Цели: 1) закрепить правовой статус ребёнка и 2) закрепить обязанности государств-участников.

3. Работа с документом.

― Найдите статью, которая, по вашему мнению, гарантирует выплату детских пособий.

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

― Итак, с какими документами мы с вами познакомились?

― Что является основой этих документов?

― Все права человека какими должны быть, чтобы сохранить свободу, справедливость и мир на земле?

― Может ли человек защищать свои права? Как?

― Имеет ли свобода границы? Какие?

― Есть ли у человека и гражданина обязанности? Какие?

VI. Этап закрепления нового материала.

1. Работа в группах.

Класс делится на 4 группы, каждая получает карточку с заданием. На выполнение отводится 10 минут.

Задание 1. Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?

Задание 2. Какие права Золушки нарушала её мачеха?

Задание 3. Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой, изучение же гуманитарных предметов считает не нужным. Однажды, получив «двойку» по истории, он выкрикнул учителю:

– Вы – плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!

– Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! – возмутился учитель.

– У меня есть право свободно выражать своё мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают!

Разрешите ситуацию.

Задание 4. К Фёдору часто приходят одноклассники. Ребята не делают ничего противоправного: просто общаются, смеются, иногда вместе смотрят диски с новыми фильмами. Бабушка Фёдора часто делает им замечания, требуя, чтобы после 23:00 они расходились. Фёдор говорит бабушке: «Дремучая ты! Конвенцию о правах ребёнка не знаешь. И вообще. . . мы дети, имеем право на свободу мирных собраний!»

Разрешите ситуацию.

2. Обсуждение ситуаций.

3. Взаимооценка работы в группе по критериям.

4. Выполнение теста.

5. Самопроверка.

6. Оценивание по критериям.

VII. Этап обобщения и систематизации

― Вернёмся к нашей проблеме с детскими пособиями. Скажите, что делать тем, кто не получает детские пособия?

― Могу ли я обвинить в этом работников соцобеспечения? Почему?

― Как выяснить – кто виноват?

― Что делать дальше?

― Могу я сейчас сказать, что Правительство СК правонарушители?

― Итак, только суд может определить виновно или не виновно лицо.

― Только когда вы выясните, что ваши права действительно нарушаются, а вы при этом не нарушаете прав других людей, вы можете обратиться за консультацией в эти органы, адреса и телефоны которых я вынесла вам на карточки (раздать карточки). Здесь же я вам вынесла несколько практических советов (зачитать).

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

― Запишите д/з: §§ 14-15 – проработать текст, ответить на вопросы 1-5, 7-9, выполнить задания 3,4, тем кто сдаёт ГИА написать эссе (7-8 предложений).

IХ. Подведение итогов урока.

― Посмотрите на свои стикеры и скажите достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой вначале урока?

― Кто и что дописывал в течении урока?

Анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива на будущее.

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

Х. Этап рефлексии.

Закончите предложения (можно не все):

 


1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

 


Зачитывают желающие и те предложения, какие захотят, затем сдают учителю.

― Спасибо за урок, до свидания.

Метки: Правоведение и Обществоведение