Базовые социальные компетенции в курсе обществознания
Базовые социальные компетенции в курсе обществознания
1. Актуальные проблемы обществоведческого образования
Становление нового обществоведческого предмета, пришедшего на смену существовавшему в Советском Союзе и подчиненному господствовавшей идеологии курсу «Обществоведение», началось сравнительно недавно. Оно было вызвано развернувшимися на рубеже 90-х гг. прошедшего века фундаментальными изменениями во всех сферах жизни нашего общества, коренным обновлением общественных наук. Конституция РФ, а также Закон РФ «Об образовании» определили принципы образовательной политики государства, артикулировали общественно-государственные ожидания в сфере общего образования, что помогло выдвинуть и обосновать ведущие цели обществоведческой подготовки.
Назревшее обновление курса обусловлено:
- коренными переменами в российском обществе, произошедшими в период после 1999 и 2000 гг. ;
- актуальными задачами развития России, поставленными политическим руководством страны на период до 2020 г. г. :
- процессами глобализации и изменением международного положения России;
- стремительной трансформацией информационной среды;
- развитием базовых общественных наук, а также педагогики и психологии;
- изменениями в системе образования (структурными, содержательными, технологическими);
- накоплением опыта преподавания обществоведческого курса и результатами его анализа.
Все эти изменения делают необходимой модернизацию обществоведческого образования.
За последнее десятилетие был преодолен системный кризис российского общества, достигнуты заметные успехи в экономической области, положение в обществе стабилизировалось, многие острые проблемы 1990-х гг. ушли в прошлое, им на смену пришли или выдвинулись на первый план другие. Проблемы перехода к инновационной экономике, преодоления опасного разрыва в доходах богатых и бедных, борьбы с коррупцией, а также экологические, демографические и иные актуальные для страны проблемы должны найти отражение в обществоведческом курсе.
2. Цели обществоведческого образования.
Его место в системе общего образования
Цели курса определяются исходя из потребностей человека на каждом из этапов его социального взросления, из интересов общества и государства в конкретных исторических условиях, из необходимости развития демократических и гуманистических тенденций в российском обществе.
Цели обществоведческого образования состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
– развитию личности на важных этапах ее социального взросления, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
– воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– формированию у учащихся целостной картины мира и человека в нем, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для соответствующей ступени обучения; освоению учащимися системы знаний об обществе, основных сферах человеческой деятельности, о регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
– формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественно-политической жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия защите правовыми способами и средствами правопорядка в обществе.
Курс ориентирован на систему национальных и общечеловеческих ценностей, в первую очередь ценностей, представленных в основном общегражданском документе — Конституции РФ.
3. Компетенции
Большое значение имеет усиление практической направленности курса, что находит отражение в целевой установке на формирование ключевых социальных компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной, общественно-политической и других видах деятельности.
Ключевые компетенции, которые призваны формировать обществоведческие курсы, можно представить в виде двух групп, первая из которых формируется многими учебными предметами с использованием их специфических возможностей, а вторая – преимущественно средствами обществознания на основе соответствующего содержания этого учебного предмета.
К первой группе можно отнести: компетенцию в сфере самостоятельной познавательной деятельности (курс обществоведения знакомит школьников с элементами гносеологии, основными способами и процедурами любой познавательной деятельности, помогает овладеть способами приобретения знании, из различных источников социальной информации: философских, научных, статистических, правовых, политических и т. п. );
компетенцию в сфере трудовой деятельности (специфика обществоведения состоит в раскрытии экономических, социологических, этических и правовых аспектов трудовой деятельности);
компетенцию, связанную с возникновением информационного общества (обществоведческий курс дает философско-социологическую характеристику этого общества, развивает интерес к социальной информации, способность ориентироваться в ее потоках, критическое отношение к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ и Интернета).
Ко второй группе относятся:
компетенция в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (курс обществоведения содержит существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных социальных ролей — гражданина, семьянина, работника, собственника, потребителя; он содействует развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; особое внимание уделяется раскрытию правовых и моральных норм, формированию умения оценивать с позиций этих норм конкретные жизненные ситуации, воспитание готовности руководствоваться этими нормами в своей повседневной жизни);
компетенция в семейно-бытовой сфере (обществоведение характеризует демографические, социологические, нравственно-психологические, правовые основы семьи, проблему свободного времени);
компетенция, относящаяся к жизни в полиэтническом, многокультурном и многоконфессиональном обществе. Курс обществоведения, наряду с курсом истории, дает материал, позволяющий сформировать понимание опасных последствий расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма. Он может содействовать воспитанию толерантности по отношению к иному образу мыслей и образу жизни, формированию способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Компетентность выпускника общеобразовательной школы должна сочетать в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей, о возможностях достижения успеха в том или ином виде деятельности, о проблемах, которые на пути к успеху требуют решения; ценностные ориентиры деятельности; социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности; опыт
применения полученных знаний и умений в познавательной и практической
деятельности, в повседневной жизни.
Очевидно, что формирование компетенций означает освоение важнейших элементов культуры.
Т. К. Бирюкова, Лямбирская СОШ №1, Республика Мордовия