Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Базовые социальные компетенции в курсе обществознания

Базовые социальные компетенции в курсе обществознания

1. Актуальные проблемы обществоведческого образования

Становление нового обществоведче­ского предмета, пришедшего на смену существовавшему в Советском Союзе и подчиненному господствовавшей идео­логии курсу «Обществоведение», нача­лось сравнительно недавно. Оно было вызвано развернувшимися на рубеже 90-х гг. прошедшего века фундаменталь­ными изменениями во всех сферах жиз­ни нашего общества, коренным обновлением общественных наук. Конституция РФ, а также Закон РФ «Об образовании» определили принципы образовательной политики государства, артикулировали общественно-государственные ожида­ния в сфере общего образования, что по­могло выдвинуть и обосновать ведущие цели обществоведческой подготовки.

Назревшее обновление курса обус­ловлено:

  • коренными переменами в россий­ском обществе, произошедшими в пери­од после 1999 и 2000 гг. ;
  • актуальными задачами развития России, поставленными политическим руководством страны на период до 2020 г. г. :
  • процессами глобализации и изме­нением международного положения России;
  • стремительной трансформацией информационной среды;
  • развитием базовых общественных наук, а также педагогики и психологии;
  • изменениями в системе образова­ния (структурными, содержательными, технологическими);
  • накоплением опыта преподавания обществоведческого курса и результата­ми его анализа.

Все эти изменения делают необходи­мой модернизацию обществоведческого образования.

За последнее десятилетие был пре­одолен системный кризис российского общества, достигнуты заметные успехи в экономической области, положение в обществе стабилизировалось, многие ос­трые проблемы 1990-х гг. ушли в про­шлое, им на смену пришли или выдви­нулись на первый план другие. Пробле­мы перехода к инновационной экономи­ке, преодоления опасного разрыва в до­ходах богатых и бедных, борьбы с кор­рупцией, а также экологические, демо­графические и иные актуальные для страны проблемы должны найти отраже­ние в обществоведческом курсе.

2. Цели обществоведческого образования.

Его место в системе общего образования

Цели курса определяются исходя из потребностей человека на каждом из этапов его социального взросления, из интересов общества и государства в кон­кретных исторических условиях, из не­обходимости развития демократических и гуманистических тенденций в россий­ском обществе.

Цели обществоведческого образования состоят в том, чтобы средствами учебно­го предмета активно содействовать:

– развитию личности на важных эта­пах ее социального взросления, ее духов­но-нравственной, политической и пра­вовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и пра­вопорядка; интереса к изучению соци­альных и гуманитарных дисциплин; спо­собности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; моти­вации к высокопроизводительной, на­укоемкой трудовой деятельности;

– воспитанию общероссийской иден­тичности, патриотизма, гражданствен­ности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантно­сти, приверженности ценностям, за­крепленным в Конституции РФ;

– формированию у учащихся целост­ной картины мира и человека в нем, аде­кватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для соответ­ствующей ступени обучения; освоению учащимися системы знаний об обще­стве, основных сферах человеческой де­ятельности, о регулировании обще­ственных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ро­лей человека и гражданина;

– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источ­ников, систематизировать, анализиро­вать полученные данные; освоению спо­собов познавательной, коммуникатив­ной, практической деятельности, необ­ходимых для участия в жизни граждан­ского общества и государства;

– формированию опыта применения полученных знаний и умений для опре­деления собственной позиции в обще­ственно-политической жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и обществен­ной деятельности, межличностных от­ношений, отношений между людьми различных национальностей и вероис­поведаний, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и дей­ствий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, уста­новленными законом; содействия защи­те правовыми способами и средствами правопорядка в обществе.

Курс ориентирован на систему национальных и общечеловеческих ценно­стей, в первую очередь ценностей, пред­ставленных в основном общегражданском документе Конституции РФ.

3. Компетенции

Большое значение имеет усиление практической направленности курса, что находит отражение в целевой уста­новке на формирование ключевых соци­альных компетенций в интеллектуаль­ной, коммуникационной, информаци­онной, общественно-политической и других видах деятельности.

Ключевые компетенции, которые призваны формировать обществоведче­ские курсы, можно представить в виде двух групп, первая из которых формиру­ется многими учебными предметами с ис­пользованием их специфических воз­можностей, а вторая – преимущественно средствами обществознания на основе соответствующего содержания этого учебного предмета.

К первой группе можно отнести: компетенцию в сфере самостоятель­ной познавательной деятельности (курс обществоведения знакомит школьни­ков с элементами гносеологии, основ­ными способами и процедурами любой познавательной деятельности, помогает овладеть способами приобретения зна­нии, из различных источников социаль­ной информации: философских, науч­ных, статистических, правовых, поли­тических и т. п. );

компетенцию в сфере трудовой дея­тельности (специфика обществоведения состоит в раскрытии экономических, со­циологических, этических и правовых аспектов трудовой деятельности);

компетенцию, связанную с возник­новением информационного общества (обществоведческий курс дает философско-социологическую характеристику этого общества, развивает интерес к со­циальной информации, способность ориентироваться в ее потоках, критиче­ское отношение к информации и рекла­ме, распространяемым по каналам СМИ и Интернета).

Ко второй группе относятся:

компетенция в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (курс обществоведения содержит суще­ственные элементы культуры, без кото­рых невозможно сознательное выполне­ние типичных социальных ролей — граж­данина, семьянина, работника, соб­ственника, потребителя; он содействует развитию способности брать на себя от­ветственность, участвовать в совмест­ном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и раз­витии демократических институтов; осо­бое внимание уделяется раскрытию пра­вовых и моральных норм, формирова­нию умения оценивать с позиций этих норм конкретные жизненные ситуации, воспитание готовности руководство­ваться этими нормами в своей повсе­дневной жизни);

компетенция в семейно-бытовой сфе­ре (обществоведение характеризует де­мографические, социологические, нрав­ственно-психологические, правовые ос­новы семьи, проблему свободного вре­мени);

компетенция, относящаяся к жизни в полиэтническом, многокультурном и мно­гоконфессиональном обществе. Курс об­ществоведения, наряду с курсом исто­рии, дает материал, позволяющий сфор­мировать понимание опасных послед­ствий расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма. Он может содействовать воспитанию толерантности по отноше­нию к иному образу мыслей и образу жизни, формированию способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Компетентность выпускника общеобразовательной школы должна соче­тать в себе фундаментальные и практи­ческие знания, включая научные пред­ставления о важнейших сферах социаль­ной жизни и основных видах деятельно­сти людей, о возможностях достижения успеха в том или ином виде деятельно­сти, о проблемах, которые на пути к ус­пеху требуют решения; ценностные ори­ентиры деятельности; социальные нор­мы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности; опыт

применения полученных знаний и уме­ний в познавательной и практической

деятельности, в повседневной жизни.

Очевидно, что формирование компетен­ций означает освоение важнейших эле­ментов культуры.

Т. К. Бирюкова, Лямбирская СОШ №1, Республика Мордовия

Метки: Правоведение и Обществоведение