Олимпиада по обществознанию 10 класс
Олимпиада по обществознанию 10 класс
1. По порядку реализации полномочий органы государственной власти осуществляют свою деятельность:
1) коллегиально; 2) взаимоотчетно; 3) независимо; 4) единолично.
2. Структура мироздания в славянской мифологии включает следующие части:
1) явь; 2) навь; 3) ставь; 4) правь.
3. Квот является божеством из мифологии:
1) ацтеков; 2) кулин; 3) нуэр; 4) ади.
4. Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы государства являются:
1) принадлежность государственной власти;
2) целенаправленность государственной власти;
3) порядок осуществления государственной власти;
4) открытость/ закрытость государственной власти.
5. Основным и решающим критерием истины является:
1) самоочевидность; 2) публичное признание; 3) консенсус 4)ни один из выше названных постулатов.
6. Примером общественного блага в экономике является:
1) одежда; 2) оборона; 3) оборудование; 4) театр.
7. Что является лишним в логическом ряду:
1) семья; 2) образование; 3) политические партии; 4) государство.
8. Что НЕ является признаком патриархальной семьи:
1) стремление молодой семьи жить отдельно; 2) отсутствие ограничения рождаемости;
3) выбор брачного партнера из другой социальной группы; 4) совместное проживание нескольких поколений.
9. В соответствии с теорией стадий экономического роста среди типов государств можно выделить следующие:
1) традиционное общество; 2) общество, переживающее процесс сдвига; 3) общество, достигшее высокого уровня народного потребления; 4) общество, достигшее высокого уровня развития культуры.
10. Говоря о социальной стратификации, социология, в сущности, описывает:
1) социальные группы;
2) поведение личности, ее мотивацию и структуру;
3) монолитность многообразного общества;
4) социальное неравенство.
11. Для традиционного китайского мировоззрения характерна следующая модель развития действительности:
1) белое или черное; 2) белое и есть черное; 3) белое станет черным; 4) нет ни белого, ни черного.
12. Что является лишним:
1) выплата пособий по безработице;
2) повышение учетной ставки процента;
3) регулирование правительственных расходов и доходов;
4) снижение налогов;
13. В соответствии с теорией стадий экономического роста среди типов государств можно выделить следующие:
1) традиционное общество; 2) общество, переживающее процесс сдвига; 3) общество, достигшее высокого уровня народного потребления; 4) общество, достигшее высокого уровня развития культуры.
14. Разновидностями гидронимов являются:
1) потамонимы; 2) оронимы; 3) лимнонимы; 4) гелонимы.
15. Основными функциями религии являются:
1) компенсирующая; 2) социализирующая; 3) интегрирующая; 4) регулирующе-контролирующая.
16. Неприятное психологическое состояние, возникающее у человека при неудовлетворении значимых для него потребностей или неудачах в достижении значимых для него целее:
1) депрессия; 2) паника; 3) прострация; 4) фрустрация
17. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития:
1) популизм; 2) легитимность; 3) этатизм; 4) остракизм
18. Прочтите отрывок и укажите, о какой ранней форме религии говорится в нем:
« Только промолвил это Кадм, как тело его вытянулось и покрылось чешуей, ноги срослись и стали длинным, извивающимся змеиным хвостом. В ужасе простирает он к Гармонии руки и зовет ее. Но язык его раздваивается, и уже колеблется во рту змеиное жало, и из уст его вылетает только шипение» (Мифы Древней Греции):
1) магия; 2) тотемизм; 3) анимизм; 4) фетишизм.
19. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
К важнейшим чертам идеального государства Платон относил независимость, самодостаточность, позицию разрыва различных социальных связей с другими государствами, а также гармонию, основанную на разуме и справедливости.
1) суверенитет; 2) автономия; 3) автаркия; 4) федерация
20. Английский философ Ф. Бэкон, размышляя над природой сознания, пришел к выводу, что разум постоянно преодолевает некие помехи. Он назвал их «идолами сознания», которые являются источниками предрассудков и проявляются в поведении людей. Бэкон выделил четыре вида «идолов» . Проанализируйте приведенное высказывание и установите какой из «идолов проявился в нем: «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе!» (М. Исаковский):
1) «идолы рода»; 2) «идолы пещеры»; 3) «идолы рынка»; 4) «идолы театра»
21) Природа совершенна и гармонична, а цивилизация губительна. Какой философской школе принадлежит данная мысль:
1) стоики; 2) сенсуалисты; 3) киники; 4) скептики.
22. Кто является лишним в ряду:
1) А. Шопенгауэр; 2) Л. Фейерах; 3) И. Фихте; 4) Г. Гегель.
23. Основными типами государства в соответствии с формационным подходом являются:
1) первобытнообщинное; 2) рабовладельческое; 3) феодальное; 4) буржуазное.
24. Что является лишним в ряду:
1) предупреждение;
2) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
3) компенсация морального вреда;
4) дисквалификация.
25. Что лишнее в ряду:
1) «Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»;
2) « Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»;
3) «Где бы ни находил я живое, везде находил я волю к власти»;
4) «Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами их материального жизненного процесса».
26. Этот человек одна из величайших загадок XX столетия. Американский антрополог, автор двенадцати книг. Главное событие, коренным образом изменившее его жизнь, произошло в 1960 году, когда он встретил Дона Хуана Матуса, индейца из племени яки. О ком идет речь:
1) К. Кастанеда; 2) Н. Рерих ; 3) Л. Лики; 4) Д. Белл.
27. Укажите « лишнее» понятие:
1) образование; 2) брак; 3) трудовой коллектив; 4) религия.
28. Какое продолжение фразы верно: философская категория, обозначающая существование человека в реальном мире, – это
1) автономия; 2) движение; 3) сознание 4) бытие
29. Религиозное учение, получившее распространение среди приверженцев иудаизма:
1) Дзэн-буддизм; 2) каббала 3) мюридизм; 4) панисламизм.
30. Ёнсон имеет отношение:
1) к японской мифологии; 2) к корейской мифологии; 3) к китайской мифологии; 4) к вьетнамской мифологии.
Ю. Н. Воронцова, МОУ Павдинская СОШ, Свердловская область