Олимпиада по обществознанию 11 класс
Олимпиада по обществознанию 11 класс
1. К методам научного познания НЕ относится
1) наблюдение; 2) анализ; 3) суждение; 4) моделирование.
2. Является «лишним» в ряду:
1) табу; 2) язык; 3) законы; 4) нравы.
3. В соответствии с теорией стадий экономического роста среди типов государств можно выделить следующие:
1) традиционное общество; 2) общество, переживающее процесс сдвига; 3) общество, достигшее высокого уровня народного потребления; 4) общество, достигшее высокого уровня развития культуры.
4. Ёнсон имеет отношение:
1) к японской мифологии; 2) к корейской мифологии; 3) к китайской мифологии; 4) к вьетнамской мифологии.
5. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
К важнейшим чертам идеального государства Платон относил независимость, самодостаточность, позицию разрыва различных социальных связей с другими государствами, а также гармонию, основанную на разуме и справедливости.
1) суверенитет; 2) автономия; 3) автаркия; 4) федерация
6. Человек, утративший историческую память, нравственные и духовные ценности, духовную связь со свои народом – это:
1) манкурт; 2) космополит; 3) эгоист; 4) аферист
7. Эффект масштаба наиболее сильно реализуется в условиях:
1) совершенной конкуренции; 2) олигополии; 3) монополии; 4) монопсонии.
8. Для индийского (индуистского) мировоззрения характерна следующая модель развития действительности:
1) белое или черное; 2) белое и есть черное; 3) белое станет черным; 4) нет ни белого, ни черного.
9. Что лишнее в ряду:
1) «Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»;
2) « Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»;
3) «Где бы ни находил я живое, везде находил я волю к власти»;
4) «Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами их материального жизненного процесса».
10. Английский философ Ф. Бэкон, размышляя над природой сознания, пришел к выводу, что разум постоянно преодолевает некие помехи. Он назвал их «идолами сознания», которые являются источниками предрассудков и проявляются в поведении людей. Бэкон выделил четыре вида «идолов» . Проанализируйте приведенное высказывание и установите какой из «идолов проявился в нем: «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе!» (М. Исаковский):
1) «идолы рода»; 2) «идолы пещеры»; 3) «идолы рынка»; 4) «идолы театра»
11. Квот является божеством из мифологии:
1) ацтеков; 2) кулин; 3) нуэр; 4) ади.
12. В утверждении «возрожденного синтоизма» основное участие принимал:
1) Ямадзаки Ёсинари; 2) Хирата Ацутанэ; 3) Симидзу Хамаоми; 4) Такада Йосэй.
13. Этот термин связан с таким общественным явлением как наука и просвещение и в переводе с латинского обозначает «затемняющий». О каком общественном понятии идет речь:
1) агностицизм; 2) абстрагирование; 3) обскурантизм; 4) энциклопедизм.
14. Для европейского мировоззрения характерна следующая модель развития действительности:
1) белое или черное; 2) белое и есть черное; 3) белое станет черным; 4) нет ни белого, ни черного.
15. Прочтите отрывок и укажите о какой ранней форме религии говорится в нем: « Каждый вечер мальчик и девочка покидали маленький домик у подножья горы и шли по тропинке к источнику. Когда они возвращались домой, неся вдвоем полное ведро, Мани – луна сияла им и восхищалась их красотой. Однажды вечером, когда Хьюки т Бил несли ведро воды домой, всемогущая Мани спустилась вниз и унесла детей на небо. С тех пор каждый месяц, когда луна убывала, сначала Хьюки падал с нее, затем Бил следовала за братом». ( Скандинавские саги):
1) магия; 2) тотемизм; 3) анимизм; 4) фетишизм
16. Социально-политическое и религиозно-философское учение и концепция ненасильственного общества и вовлечения в мирную борьбу с угнетением широких народных масс:
1) марксизм; 2) толстовство; 3) буддизм; 4) гандизм
17. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. «Ни одно из известных обществ не было застывшим, в них всегда происходили изменения, в процессе которых положение тех или иных социальных систем последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, ставилось под сомнение»:
1) стратификация; 2) мобильность; 3) иерархия; 4) структура
18. Какому философскому течению XX века принадлежит высказывание: «Человек как свободное существо ответственен за все совершаемое им, а также за все творящееся вокруг, потому что живет в происходящем, осознает его и является участником»:
1) позитивизм; 2) экзистенциализм 3) прагматизм 4) фрейдизм.
19. Какая фаза не является составной частью циклического развития экономики:
1) кризис; 2) выход из кризиса; 3) депрессия; 4) оживление.
20. Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы государства являются:
1) принадлежность государственной власти; 2) целенаправленность государственной власти;
3) порядок осуществления государственной власти; 4) открытость/ закрытость государственной власти.
21. Проанализируйте стихотворный отрывок, в котором в образной форме раскрыто известное вам из курса обществознания понятие: « В лавке не зарься на первую зелень, но мимо не следуй. Драхму возьми лишь одну, сможешь купить требуху. Ныне и смокву за драхму возьмешь, а помедлить, их купишь тысячу. Для бедняков – время поистине бог» (Филодем)
1) конкуренция; 2) величина спроса; 3) рынок; 4) деньги
22. О каком понятии идет речь: нелюбовь к людям, человеконенавистничество:
1) фашизм; 2) геноцид; 3) мизантропия; 4) сегрегация
23. Какой общественный термин обозначает процесс, отраженный в образной форме:
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуется мной,
Не я один. Нас много. Я – живой ( Н. Заболоцкий)
1) социальная роль; 2) статус; 3) социализация; 4) адаптация.
24. Что является лишним в ряду:
1) теория; 2) гипотеза; 3) восприятие; 4) сопоставление
25. Условие, необходимое для того, чтобы человек занял позицию эмоционального лидера в группе:
1) владеть большими знаниями и навыками, чем другие члены группы;
2) обладать более высокими моральными качествами, чем другие члены группы;
3) обладать властью над другими членами группы;
4) уметь мотивировать к деятельности других членов группы.
26. К типу архаического сознания относится следующая характеристика:
1) Общие норы представляются исходящими не от людей, а от Бога;
2) Восприятие человеческой личности как ценности;
3) Восприятие себя как части целого, слияние с коллективом;
4) Убеждение в слабости человека, ощущение недостижимости идеала.
27. Какое понятие является лишним в ряду :
1) Правительство РФ; 2) Министерство образования и науки; 3)Комитет Государственной Думы по охране здоровья:
4) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
28. Для традиционного китайского мировоззрения характерна следующая модель развития действительности:
1) белое или черное; 2) белое и есть черное; 3) белое станет черным; 4) нет ни белого, ни черного.
29. Назовите философскую позицию называемую автором.
Все люди смертны – от костлявой
Никто из принцев не уйдет.
Умрет и правый и неправый.
Задует ветер – все сметет (Ф. Вийон)
1) материализм; 2) идеализм; 3) фатализм 4) антропоцентризм
30. Знаменитый немецкий философ очень любил пить кофе. Когда этот идеалист переехал в Бамберг в 1808 он написал своему другу И. Нитхаммеру, что в городе все хорошо, только не хватает ему любимой вещицы – кофеварки. О каком философе идет речь. 1) Г. Гегель; 2) И. Кант; 3) О. Шпенглер 4) Ф. Ницше.
Ю. Н. Воронцова, МОУ Павдинская СОШ, Свердловская область