Методическая разработка к уроку обществознания «Многообразие путей познания мира», 10 класс
Методическая разработка к уроку обществознания «Многообразие путей познания мира», 10 класс
В помощь учителю
|
Раздел I «Человек и общество» Цель урока: раскрыть особенности различных форм ненаучного познания мира и, проиллюстрировав их конкретными примерами, показать их значимость для человека. Задачи: Образовательные: объяснить понятия и термины: «мифологическое знание», «жизненный опыт», «эсхатология», «паранаука», «художественное познание», выявить их отличительные черты. Развивающие: · содействовать развитию умения читать и интерпретировать различные тексты; · способствовать формированию навыков критичности восприятия информации и различных источников; · формировать умения применять знания, полученные при изучении различных источников в контексте задания; · совершенствовать умения применять обществоведческие термины в контексте ответа; · решать познавательные и проблемные задачи. Воспитательные: · способствовать созданию условий для развития коммуникативных навыков при работе в группе; · помочь учащимся в поиске собственной позиции в современных спорах о познавательной деятельности во всем ее многообразии и противоречии; · способствовать формированию адекватной самооценки учащихся. Планируемые результаты Метапредметные: совершенствование умения публичного выступления, извлечение необходимой информации из различных источников; оценивание своих учебных достижений, формулирование своей точки зрения. Предметные: уметь характеризовать основные формы ненаучного познания мира, знать их особенности, знать обществоведческие термины в контексте темы, решать проблемные задачи, активно взаимодействовать в группе, участвовать в дискуссии, агрументировать свою точку зрения. Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал. Межпредметные связи: обществознание – литература, обществознание – искусство; обществознание – физика, обществознание – история. Опережающее задание: все учащиеся разбиваются по группам, готовят сообщения о ненаучных способах познания мира. Методы: словесный (беседа, фронтальный опрос), проблемный (проблемные задачи), групповая работа. Технологическая карта урока
1. Организационный момент. Приветствие, подготовка аудитории к работе, отметка отсутствующих. 2. Актуализация знаний учащихся, формулирование темы урока. На предыдущих уроках мы говорили о познавательной деятельности. Человек занимается познанием, чтобы достичь истину. Процесс познания многогранен, вы согласитесь со мной. Фронтальный опрос: 1) Напомните, что такое истина? (Истина – это достоверное правильное знание, соответствие мысли познающему объекту). 2) Какие аспекты истины вы знаете? (ответы: истина конкретна и объективна). 3) Какие способы познания истины вы можете назвать? (научное) 4) Охарактеризуйте научное познание и приведите соответствующие примеры. (Научное познание обладает такими характеристиками, как рационалистическая обоснованность, объективность, особые методы познания; примерами может служить любой физический закон»). 5) Всегда ли наука отвечает на наши вопросы, все ли она может объяснить? 6) Мы черпаем истину только из науки? (Нет, наука не является единственным источником знаний об окружающей действительности). 3. Постановка цели и проблемы урока. Несмотря на высокий уровень развития науки, большинство людей черпают свои знания отнюдь не из научных трактатов. Таким образом, сегодня на уроке мы поговорим о ненаучных способах познания мира или о многообразии путей познания мира [слайд №2]. Цель урока: раскрыть особенности различных форм ненаучного познания мира и проиллюстрировав их конкретными примерами показать их значимость для человека Проблема урока: Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? [слайд №2]. 4. Работа в группах. Чтобы ответить на поставленный вопрос надо выяснить, в чем особенность ненаучных форм познания мира, чтобы понять, как они помогают человеку постигать истину. Вы получили опережающее задание найти информацию о мифологии, жизненном опыте, народной мудрости, художественном познании и паранауке. Вы заранее распределились по группам. Используя параграф 23, дополнительный материал проанализируйте его и подготовьте выступление, найдите свое решение поставленной проблемы. Каждая группа придумает свой синквейн на тему выступления 1группа «Возможно ли с помощью мифологии постичь истину?» 2 группа «Возможно ли с помощью жизненного опыта постичь истину?» 3 группа «Является ли народная мудрость способом познания истины?» 4 группа «Как художественное познание помогает постигать объективную реальность?» 5 группа «Можно ли паранауку отнести к способам познания истины?» [слайд №3]. 5. Выступление представителей от групп. Два представителя от каждой группы рассказывают о формах ненаучного познания мира, формулируют свое мнение относительно поставленной проблемы, учитель дополняет и корректирует их ответ в случаи необходимости, отвечают на вопросы. Выступление резюмируется в форме синквейна. [слайд №3]. 6. Проверка усвоения изученного материала. a) Проанализируйте стихотворение. [слайд №4]. После посещение парижского кладбища Сен-Женевьев де Буа, где похоронены многие участники белого движения, Роберт Рождественский написал такие стихи:
б) Перед вами картина С. В. Иванова «В приказе московских времен» [слайд №5]. Какие выводы о состоянии политической системы XVII в вы можете сделать, рассмотрев ее? в) Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили следующие пословицы и поговорки? [слайд №5]. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь. Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей. Покупатель дома нахваливает, а купец – в лавке. г) Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой? [слайд №6]. Не спрашивай старого – спрашивай бывалого. Иному горе– ученье, иному – мученье. В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом. д) В американском городе Сент-Луис штата Миссури есть музей шарлатанства. Здесь представлены всевозможные бутылочки с "чудодейственными микстурами" практически против всех болезней. Среди экспонатов выделяется "спектрометр",излечивающий якобы все недуги,от диабета до рака, достаточно лишь включить стоваттную лампочку и установить светофильтр с определенным цветом для каждой болезни. Имеется среди экспонатов и музыкальный прибор;его электрод вибрирует в такт ритма и методично касается больного места. Все экспонаты выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты и потихоньку глотают таблетки. Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса? [слайд №8]. 7. Подведение итогов. Самооценка. Закончилось обсуждение нашей проблемы. Подведем итоги. · С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились? · Какой их них вам показался более убедительным? · Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте. Заполните лист самоанализа, оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе [Приложение 1]. Если вы набрали: 10-13 баллов – отметка «3» 14-18 баллов – отметка «4» 19-20 баллов – отметка «5» Домашнее задание: прочитать п. 23, ответить на вопросы в конце параграфа, провести анализ источника на странице 246-247. Приложение 1 Оценочный лист Урок– Многообразие путей познания мира. Дата – Класс – 10 Мифология
В каждом столбике проставьте то количество баллов, которое вы заработали. Правила написания синквейна: 1. Тема синквейна. 2. Два слова (прилагательные или причастия) 3. Три глагола или деепричастия. 4. Фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету. 5. Одно слово, выражающее чувство. О. В. Мишина, МБОУ СОШ № 63 г. Самара |