Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока «Права ребенка» , 5-6 классы (могут присутствовать в качестве гостей учащиеся 3-4 классов)

Тема урока «Права ребенка» , 5-6 классы (могут присутствовать в качестве гостей учащиеся 3-4 классов)

Цель урока:

– формирование правовой культуры учащихся через ознакомление

с основными правами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

– осознание того, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

– Ребята! Сегодня вы узнаете о том, какие права имеет ребенок, где они записаны, как ими пользоваться, и ещё мы поговорим об обязанностях.

Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от

всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему повредить.

Но так было не всегда. Было в древности такое государство– Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы. Просмотр отрывка из художественного фильма «300 спартанцев»

– Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (ответы учащихся).

В мире сейчас ещё много несправедливости по отношению к детям. Зачитываются факты и цифры из книги Н. Ф. Дик «100 добрых дел – для нас не предел»

В настоящее время существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Такие организации есть во многих странах, а наиболее авторитетной является международная Организация Объединённых Наций (ООН). ООН признала необходимым разработать специальный документ по защите прав ребенка. Сложная работа продолжалась много лет. 20 ноября 1989 г. «Конвенция о правах ребенка» вступила в силу. Это договор носит обязательный характер, и страны, подписавшие эту Конвенцию, обязаны её статьи соблюдать. Документ имеет 54 статьи. Кроме того с 1998 года в России действует ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»

О каких же правах идет речь в конвенции? Прежде всего, признано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Каждый ребенок от рождения имеет право на жизнь. При рождении ребёнку даётся имя. Имя каждого человека записано в первом документе, который есть и у вас – это свидетельство о рождении.

Какие же права есть у всех детей согласно Конвенции?

– Право на жизнь

– Право на имя при рождении

– Право на медицинскую помощь

– Право на образование

– Право на отдых и досуг

– Право иметь имущество

– Право свободно выражать свои взгляды

– Право на свободное перемещение

– Право на заботу и воспитание родителями

– Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

– Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Теперь попробуем поговорить о правах на примере известных литературных героев.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни. (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни. )

2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные со всеми права. (Ребенком является всякое человеческое существо до 18 лет. )

3. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним как с животным. (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. )

  1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Зайка из «Ледяной избушки»)
  2. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? (Дюймовочка)
  3. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний, передвижений? (Бременские музыканты)

Ролевая игра «Юридическая консультация»

Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы и могут разрешить любую ситуацию с точки зрения закона.

Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Вы должны разъяснить им их права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»

Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

– Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

– Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

– Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению

– Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения

– Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.

Следующий литературный герой – Гарри Поттер

Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

– Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

– Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Разбор ситуаций «Права и обязанности»

У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам прослушать несколько диалогов и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1. Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

– Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 2. Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

– Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

Сценка 3. Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

– Разъясните Иванову его права и обязанности.

Сценка 4. Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

– Правильно ли рассуждает Петров?

– Давайте выведем простые правила взаимообщения:

1. Нужно знать свои права.

2. Нужно уважать права других людей.

3. Нельзя забывать об обязанностях.

Права и обязанности в школе. (зачитываются выборочно)

Подведение итогов.

– Назовите основной международный документ по правам ребенка?

– Кого в Конвенции считают ребенком?

– Назови основные права, которые предусмотрены в Конвенции?

– Надо ли уважать права других людей?

Наш урок подошёл к концу. Сегодня на уроке вы реализовали главное свое право – право знать о своих правах. Мне хочется, чтобы дома вы нарисовали рисунки на тему «Мои права и обязанности».

Литература:

  1. Конвенция «О правах ребенка»
  2. А. В. Давыдова «Классные часы. 5 класс». , Москва, 2008
  3. Л. Е. Пахомова «С любовью к детям. Материалы к родительским собраниям». , Волгоград, 2008
  4. Т. И. Диденко «Сборник классных часов и родительских собраний». , Ростов-на-Дону, 2005
  5. Корнева Т. А. Поурочные планы по обществознанию 5 класс.

Н. Н. Куликова, МКОУ Нёготская ООШ, Томская область

Метки: Правоведение и Обществоведение