Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Компетентностный подход на основе информационно-коммуникативных технологий на уроках обществоведческих дисциплин

Компетентностный подход на основе информационно-коммуникативных технологий на уроках обществоведческих дисциплин

В современном информационном обществе с инновационным режимом образовательных учреждений педагог давно перестал быть источником информации. Однако, отвечая на социальный заказ, общество предъявляет новые требования к выпускникам.

Сегодня необходимы не просто всесторонне развитые личности, но и ориентированные на успех, «мобильные» граждане, интегрированные в современное общество, нацеленные на его совершенствование во всех сферах. Именно поэтому учитель является в современной системе образования проводником в информационном пространстве.

Одним из способов решения этой проблемы, на мой взгляд, является использование компетентностного подхода на основе ИКТ, который не отрицает, но изменяет роль знаний, подчиняя их умениям.

Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем. В содержании обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные рассматриваются как справочные. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми источниками информации для разрешения тех или иных проблем. В самом подходе выделяются 7 основных компетенций:

– Умение учиться

– Умение исследовать

– Умение думать

– Умение общения

– Умение кооперации

– Умение доводить дело до конца

– Умение адаптироваться

Ориентируясь, на концепцию современного образования на уроках истории и обществознания я использую следующую формулу:

– «расскажи мне, и я забуду»

– «покажи мне, и я запомню»

– «дай мне попробовать сделать, и я научусь»

При внедрении в современной школе на уроках обществоведческих дисциплин технологии компетентностного подхода мною используются разработки И. А. Зимней, А. В. Хуторского.

Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие этапы реализации компетентностного подхода на основе ИКТ в моей работе:

I этап: Обучение умениям и навыкам по формуле: «Узнал – Проанализировал – Осмыслил». На первом этапе идет усвоение конкретного приема, в основе которого поисковая деятельность – тренажеры для подготовки ГИА и ЕГЭ, алгоритм решения проблемной задачи и совместные пути ее решения.

II этап: «Узнал – Проанализировал – Осмыслил» – применение поисковой деятельности на практике.

Для более успешного продвижения учеников на этом этапе, используются памятки «Как написать сочинение-путешествие», «Алгоритм решения проблемной задачи», «Алгоритм написания эссе по обществознанию» , синквейны с применением ИКТ.

III этап: «Читай – Думай – Работай!». На этом этапе в результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием.

Использование на уроках работы в группах – одна из основных форм организации работы в классе. На уроке используются различные формы групповой работы по нарастающей сложности: при погружении в новый материал, для отработки основных понятий, выделении главных аспектов темы, для применения полученных знаний в различных ситуациях, лабораторные занятия и др.

Использование различных форм организации работы обучающихся на уроке позволяет стимулировать формирование познавательной и коммуникативной компетенции, а также служит отработкой умений и навыков у обучающихся в различных ситуациях.

IV этап: «Дорогу осилит идущий». На этом этапе обучающиеся могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Удачной формой отработки полученных умений и навыков, а также активизации знаний является урок в форме «мастерской», на котором обучающиеся развивают ассоциативное мышление, умение выделять главное, применять на практике полученные знания и умения, используя современные информационные и коммуникационные технологии .

ИКТ позволяют учителю конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Школьники под руководством учителя тоже отрабатывают навык составления конспектов, который им пригодится в будущем.

Используя компетентностный подход на основе ИКТ на уроках истории и обществознания, стоит сказать и об эффективности работы. Сделать выводы об этом позволит качество знаний по предметам. Сравниваю качество знаний за период 2010-2012 год.

Предмет

2010-2011

2011-2012

История

73 %

79 %

Обществознание

76 %

82 %

Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных. Не отрицая традиционные уроки, сама жизнь подсказывает новые формы и методы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить.

На мой взгляд, компетентностный подход в обучении – это естественный и реальный этап в создании нового человека, человека XXI века.

Библиографический список

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. 2003. – №5. С. 34–42.

2. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании – Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». №6 (12). 2007.

3. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. . Современный урок. Часть III . Проблемные уроки. Издательство «Учитель». 2006.

4. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. №2. – С. 58–64.

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М. : ИОСО РАО, 2002. – С. 135–157.

В. А. Кравцова, МАОУ "СОШ № 40", Старый Оскол, Белгородская область

Метки: Правоведение и Обществоведение