Тема: Уроки доброты по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»
Тема: Уроки доброты по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»
Цели:
– раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина;
– формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, продолжить работу по развитию культуры речи учащихся;
– воспитывать у учащихся умение распределять роли, представить свою точку зрения писателя и собственные суждения, любовь к искусству, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.
Тип урока: обобщающий.
I. Организация класса. ( дети входят в класс под слова песни о добре и говорят пословицы о добре, подготовленные заранее. Учащиеся занимают места по группам : «Театралы», «Художники», «Писатели»( деление происходит в результате жеребьевки)
II. Вступительное слово учителя.
Вы распределились по творческим секциям. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько гостей присутствует здесь, подарите свои улыбки им и друг другу. Если вы будете радоваться красоте, добру, то ваша улыбка обязательно вернется к вам радостью и добром. Попуском на наш урок были пословицы о добре. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии? (открыть тему урока, записанную на доске). Тема нашего урока « Уроки Доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского». Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои произведения. Посмотрите на доску и озвучьте эпиграф к уроку: «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях». . Л. Н. Толстой
– Как понимаете смысл?( за ответы раздаю жетоны)
– А что такое добро? Доброта? ( работа с толковым словарем).
Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения.
III. Викторина. ( вопросы выводятся на экран через компьютер)
1. Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?(автобиографическое).
2. Назовите реку, на которой жил герой произведения? (Ангара).
3. Что прислала учительница в первой посылке? (макароны, гематоген).
4. Из чего были перешиты штаны героя? (из галифе).
5. Назовите главного игрока в деньги? (Вадик).
6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни? (яблоки).
7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка? (произношение).
8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика? (в 11)
9. Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко? (рубль)
– Сможете ли вы по описанию героев узнать, кто они?
10. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками? (тетя Надя)
11. Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано…. (Вадик)
12. Однажды (…), в общем – то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну это было немалое богатство. (дядя Илья)
(За правильные ответы – жетоны)
I V. Портретные характеристики героев. Работа с текстом.
– Молодцы! По словесному описанию вы узнали героев. Посмотрим, как справитесь с портретными характеристиками. Посмотрите на монитор. Перед вами изображение героев рассказа. Назовите их. ( директор, Лидия Михайловна, герой)
Ваша задача найти в тексте портретные характеристики героев. Зачитать, сказать, можно ли по портрету определить характер человека.
1группа – портрет героя;
2группа – портрет Л. М. ;
3группа – портрет директора.
(группы готовятся)
Когда учащийся группы прочитает , вопросы задаются к учащимся всего класса.
– Назовите основные черты характера героев.
Герой: -честность;
– упорство;
– смелость;
– стойкость;
– воля;
– самостоятельность.
Л. М. : -смелость;
– чувство собственного достоинства;
– честность;
– доброта;
– милосердие;
– чуткость;
– щедрость;
– отзывчивость;
– ум.
Директор:-черствость;
– строгость;
– карает;
– вмешивается;
– считает поведение учителя преступлением;
– сухарь.
(За правильные ответы – жетоны).
V. Работа в творческих секциях.
– Молодцы! А теперь у вас будет творческое задание.
Секция «Театралы». Вам задание – чтение по ролям предложенного учителем эпизода. Вы сами будете в роли режиссера и актеров.
Секция «Художники». Вы рисуете иллюстрацию к понравившемуся эпизоду произведения и озвучиваете ее.
Секция «Писатели». Вы пишете письмо директору школы Василию Андреевичу, как вы считаете, преступление ли совершила Лидия Михайловна.
VI. Проверка творческих работ секций.
VII. Итог урока.
– У вас у каждого карточки со словами. (Прикрепляются к доске).
На доске изображен земной шар, на одном полюсе добро, на другом – зло, сверху– внешний мир героев, снизу – внутренний мир. Распределите карточки, куда вы считаете нужным. Сначала выйдите те, у кого карточки с именами героев, потом карточки с чертами характера. ( карточек ровно по количеству учеников).
Внешний мир | ||
д | ||
о | з | |
б | л | |
р | о | |
о | ||
Внутренний мир |
Карточки: тяга к знаниям, нравственность, милосердие, зависть, голод, одиночество, корысть, гордость, нужда, сострадание, самопожертвование, гуманность, доброта, учительница, герой, автор, дядя Ваня, жители деревни, Птаха, Вадик, тетя Надя и ее дети, директор, жители райцентра, мать.
– Садитесь на места. У вас на столах по 3 карточки с названием изобразительно – выразительных средств, на которых может быть построено данное произведение:
Антитеза
Гипербола
Сравнение
– Поднимите ту, которая соответствует заданию.
Награждение грамотами творческих секций.
Награждение символическими подарками тех, кто набрал более всего жетонов и выставление оценок.
– Вы сегодня потрудились на славу, проявили друг к другу уважение, чуткость, взаимовыручку – одним словом, доброту. И я рада, что вы теперь понимаете, что обозначает это слово.
VIII. Домашнее задание.
Написать черновик с сочинением на тему «Уроки французского» – уроки доброты.
IX. Релаксация.
При выходе из класса ученики к доске прикрепляют смайлики (понравился урок, равнодушен к уроку, не понравился урок).
А. В. Лобова (Рогачева), ГБОУ СОШ №425, г. Москва
Метки: Литература