Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: Уроки доброты по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»

Тема: Уроки доброты по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»

Цели:

– раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина;

– формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, продолжить работу по развитию культуры речи учащихся;

– воспитывать у учащихся умение распределять роли, представить свою точку зрения писателя и собственные суждения, любовь к искусству, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.

Тип урока: обобщающий.

I. Организация класса. ( дети входят в класс под слова песни о добре и говорят пословицы о добре, подготовленные заранее. Учащиеся занимают места по группам : «Театралы», «Художники», «Писатели»( деление происходит в результате жеребьевки)

II. Вступительное слово учителя.

Вы распределились по творческим секциям. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, сколько гостей присутствует здесь, подарите свои улыбки им и друг другу. Если вы будете радоваться красоте, добру, то ваша улыбка обязательно вернется к вам радостью и добром. Попуском на наш урок были пословицы о добре. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии? (открыть тему урока, записанную на доске). Тема нашего урока « Уроки Доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского». Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои произведения. Посмотрите на доску и озвучьте эпиграф к уроку: «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях». . Л. Н. Толстой

– Как понимаете смысл?( за ответы раздаю жетоны)

– А что такое добро? Доброта? ( работа с толковым словарем).

Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения.

III. Викторина. ( вопросы выводятся на экран через компьютер)

1. Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?(автобиографическое).

2. Назовите реку, на которой жил герой произведения? (Ангара).

3. Что прислала учительница в первой посылке? (макароны, гематоген).

4. Из чего были перешиты штаны героя? (из галифе).

5. Назовите главного игрока в деньги? (Вадик).

6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни? (яблоки).

7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка? (произношение).

8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика? (в 11)

9. Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко? (рубль)

– Сможете ли вы по описанию героев узнать, кто они?

10. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками? (тетя Надя)

11. Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано…. (Вадик)

12. Однажды (…), в общем – то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну это было немалое богатство. (дядя Илья)

(За правильные ответы – жетоны)

I V. Портретные характеристики героев. Работа с текстом.

– Молодцы! По словесному описанию вы узнали героев. Посмотрим, как справитесь с портретными характеристиками. Посмотрите на монитор. Перед вами изображение героев рассказа. Назовите их. ( директор, Лидия Михайловна, герой)

Ваша задача найти в тексте портретные характеристики героев. Зачитать, сказать, можно ли по портрету определить характер человека.

1группа – портрет героя;

2группа – портрет Л. М. ;

3группа – портрет директора.

(группы готовятся)

Когда учащийся группы прочитает , вопросы задаются к учащимся всего класса.

– Назовите основные черты характера героев.

Герой: -честность;

– упорство;

– смелость;

– стойкость;

– воля;

– самостоятельность.

Л. М. : -смелость;

– чувство собственного достоинства;

– честность;

– доброта;

– милосердие;

– чуткость;

– щедрость;

– отзывчивость;

– ум.

Директор:-черствость;

– строгость;

– карает;

– вмешивается;

– считает поведение учителя преступлением;

– сухарь.

(За правильные ответы – жетоны).

V. Работа в творческих секциях.

– Молодцы! А теперь у вас будет творческое задание.

Секция «Театралы». Вам задание – чтение по ролям предложенного учителем эпизода. Вы сами будете в роли режиссера и актеров.

Секция «Художники». Вы рисуете иллюстрацию к понравившемуся эпизоду произведения и озвучиваете ее.

Секция «Писатели». Вы пишете письмо директору школы Василию Андреевичу, как вы считаете, преступление ли совершила Лидия Михайловна.

VI. Проверка творческих работ секций.

VII. Итог урока.

– У вас у каждого карточки со словами. (Прикрепляются к доске).

На доске изображен земной шар, на одном полюсе добро, на другом – зло, сверху– внешний мир героев, снизу – внутренний мир. Распределите карточки, куда вы считаете нужным. Сначала выйдите те, у кого карточки с именами героев, потом карточки с чертами характера. ( карточек ровно по количеству учеников).

Внешний мир

д

о

з

б

л

р

о

о

Внутренний мир

Карточки: тяга к знаниям, нравственность, милосердие, зависть, голод, одиночество, корысть, гордость, нужда, сострадание, самопожертвование, гуманность, доброта, учительница, герой, автор, дядя Ваня, жители деревни, Птаха, Вадик, тетя Надя и ее дети, директор, жители райцентра, мать.

– Садитесь на места. У вас на столах по 3 карточки с названием изобразительно – выразительных средств, на которых может быть построено данное произведение:

Антитеза

Гипербола

Сравнение

– Поднимите ту, которая соответствует заданию.

Награждение грамотами творческих секций.

Награждение символическими подарками тех, кто набрал более всего жетонов и выставление оценок.

– Вы сегодня потрудились на славу, проявили друг к другу уважение, чуткость, взаимовыручку – одним словом, доброту. И я рада, что вы теперь понимаете, что обозначает это слово.

VIII. Домашнее задание.

Написать черновик с сочинением на тему «Уроки французского» – уроки доброты.

IX. Релаксация.

При выходе из класса ученики к доске прикрепляют смайлики (понравился урок, равнодушен к уроку, не понравился урок).

А. В. Лобова (Рогачева), ГБОУ СОШ №425, г. Москва

Метки: Литература