Интеллектуальный турнир для пятиклассников «По страницам любимых книг»
Интеллектуальный турнир для пятиклассников «По страницам любимых книг»
Цели турнира:
– выявить интеллектуальный уровень учащихся в результате синтеза программных знаний и общего кругозора детей.
Задачи:
– способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;
– прививать устойчивый интерес к чтению;
– проверить и закрепить знания, полученные на уроках литературы в 5 классе ( авторы учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева);
– создать атмосферу здорового соревнования;
– содействовать умению работать в группах, создавая условия для формирования правильных взаимоотношений в коллективе.
Формирование УУД (универсальных учебных действий)
Личностные: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
формирование восприятия текста как произведения искусства.
Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций; осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (или экран), презентация игры (выполнена Microsoft Power Point 2007), таблички для названия команд (на столах), три маркера, карточки с заданиями, грамоты и сертификаты, разноцветные жетоны.
Задания турнира представлены в презентации.
1. Подготовка к игре : учитель предлагает детям разноцветные жетоны (красные, синие, жёлтые), таким образом формируются 3 команды участников.
Вступительное слово ведущего.
– Дорогие ребята, сегодня вы станете участниками интеллектуального турнира . Посмотрите на слайд №1 и попытайтесь сформулировать тему турнира , придумайте ему название.
– А теперь придумайте название своей команде, опираясь на те произведения, которые были изучены вами в 5 классе. ( Варианты : «Дети капитана Гранта», «Весёлые пираты», «Смелые путешественники» и т. д. )
– Правила игры : команды по очереди отвечают на вопрос( на обсуждение даётся 1 мин. ), записывают ответ на листке и относят его жюри. В конце игры подводятся итоги, определяются места победителей.
2. Проведение турнира
Задания турнира представлены в презентации.
1 ТУР «ИЗ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ»
Слайд №3 « …француз, родился в 1802 году. Он не получил хорошего образования, поскольку после смерти отца начал рано работать. Служил писцом у нотариуса, а недостаток образования восполнял усердным чтением. Свои первые рассказы опубликовал , когда ему было 22 года. Но популярным и признанным писателем стал значительно позже. »
Слайд №4 Ответ: Александр Дюма.
Слайд №5 « … написал много фантастических рассказов, великолепных стихов и поэм… Кроме того, впервые создал приключенческие и так называемые детективные рассказы, отличавшиеся необыкновенной точностью и блеском анализа. Умер от неизвестной болезни, которую врачи не смогли определить. В медальоне на груди умершего нашли портрет молодой женщины необыкновенной красоты. Как потом выяснилось , это был портрет его матери. С ним умерший не расставался всю жизнь. »
Слайд №6 Ответ: Эдгар По
Слайд №7 « Я родился в бедной семье, часто бедствовал и нередко голодал. Я никогда не знал , что значит иметь собственные игрушки. Насколько я помню себя с раннего детства, нищета сопутствовала нам всегда. » В 1896 году на Аляске были открыты богатейшие залежи золота, туда отправился и писатель. Но судьба не была к нему благосклонна: в Клондайке юноша пробыл год и вернулся таким же бедняком, каким уехал. Но этот год изменил его жизнь: он начал писать… »
Слайд №8 Ответ: Джек Лондон
Слайд№9 « По образованию этот писатель– юрист. Есть в его биографии такой интересный факт: будущий писатель учился одновременно на юридическом факультете и в консерватории. Он был музыкантом и художником, журналистом и актёром, работал в уголовном розыске, был воспитателем в детском доме. Приобрёл мировую известность как писатель – фантаст. »
Слайд №10 Ответ: Александр Беляев
2 ТУР «УЗНАЙ ГЕРОЯ»
Слайд №11 « … была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх»
Слайд №12 Ответ: Настя
Слайд № 13 «Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных им несчастий. Короткие , слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии что-то обезьянье…»
Слайд №14 Ответ:Тыбурций
Слайд №15 « … был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький , но очень плотный , лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь , называли его между собой учителя в школе. »
Слайд №16 Ответ : Митраша
Слайд №17 « Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и всё старательное тщение своё художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странной живостью. »
Слайд №18 Ответ: Старик ( «Портрет» Гоголя)
3 ТУР «ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИ В КИНОФИЛЬМАХ»
Слайд № 19
Ребята смотрят эпизоды фильмов, экранизированных по следующим произведениям :
Жюль Верн «Дети капитана Гранта» ,
Александр Дюма «Три мушкетёра» ,
А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» ,
Роберт Стивенсон «Остров сокровищ» .
4 ТУР «СИКВЕЙН»
Слайд №20
Задание командам: составить сиквейн по ключевым словам ПУТЕШЕСТВИЕ, ДЕТСТВО, ЧЕСТЬ.
5 ТУР «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Задание: исправь ошибку и правильно соотнеси название произведения и его автора.
Н. В. Гоголь «И грянул гром»
Александр Дюма «Дети капитана Гранта»
Эдгар По « Три мушкетёра»
Жюль Верн « Золотой жук»
Марк Твен «Руслан и Людмила»
А. С. Пушкин «Приключения Гекльберри Финна»
А. Конан Дойл « Голова профессора Доуэля»
А. Беляев « Затерянный мир»
Рей Бредбери « Портрет»
6 ТУР «СОЧИНЯЮ Я СТИХИ»
Слайд №22
Задание: сочинить стихотворение по опорным рифмам (цветок – урок– смех-успех)
7 ТУР « БЛИЦ-ТУРНИР»
Вопросы для 1 команды:
1. Кто был похищен в день свадьбы?(Людмила)
2. Сколько детей имел капитан Грант? (2)
3. Как звали мушкетёров? (Арамис, Атос, Потрос)
4. Кто был верным другом Гекльберри Финна? ( Том Сойер)
Вопросы для 2 команды:
1. Как звали учёного-географа из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта»?( Паганель)
2. Александр Дюма –английский писатель?(Нет)
3. В каком стихотворении М. Ю. Лермонтова отразились события Отечественной войны 1812 года?(«Бородино»)
4. В каком произведении главными героями были Гаврик и Петя? (« Белеет парус одинокий» В. Катаев)
Вопросы для 3 команды:
1. К кому обращался Елисей в поисках царевны в сказке А. С. Пушкина?( К солнцу, месяцу, ветру)
2. Как звали отца Людмилы?( Князь Владимир)
3. Кто совершил преступление в детективном рассказе «Убийство на улице Морг»?( Обезьяна)
4. Сколько лет Людмиле в поэме Пушкина?( 17 лет)
3. Подведение итогов турнира. Награждение победителей.
В. М. Рыхторова, МКОУ СОШ №2, г. Барабинск, Новосибирская область
Метки: Литература