Литературная игра «Бородинское сражение»
Литературная игра «Бородинское сражение»
Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории.
Задачи:
1. Воспитание гражданина – патриота.
2. Приобщение к культурным ценностям страны.
3. Формирование чувства ответственности за судьбу своего народа.
Вступительное слово учителя:
Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Поэтому "гроза 1812 года" вновь и вновь привлекает к себе внимание. В 2012 году мы отметили 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы будем говорить об этом событии, вписанном золотыми буквами в нашу историю.
1. Конкурс "Найди слово".
Общее задание командам А и Б:
Найдите ключевое слово из 10 букв, которое означает любовь к отечеству (Патриотизм).
2. Конкурс «Литературная разминка».
Учащимся предлагается продолжить строчки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Задание команде А.
1. Не даром помнит вся Россия про день………………………………………. .
2. Уж постоим мы головою………………………………………………………………. .
3. И молвил он, сверкнув очами……………………………………………………….
4. Изведал враг в тот день немало……………………………………………………
5. Уланы с…………………………………………………………………………………………. .
Задание команде Б.
1. Когда б на то не Божья воля………………………………………………………….
2. Чуть солнце осветило пушки…………………………………………………………
3. Кто кивер чистил весь избитый…………………………………………………….
4. Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий…………………………………………. .
5. Драгуны с ……………………………………………………………………………………….
2. Конкурс знатоков поэзии М. Ю. Лермонтова.
Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.
Вопросы команде А.
1. Какой город защищала русская армия на Бородинском поле? (Москву).
2. Как называется баллада М. Ю. Лермонтова, посвящённая Бородинскому сражению?
(«Бородино»).
3. От чьего имени ведётся рассказ в стихотворении «Бородино»? (Старого солдата-ветерана).
4. Как называется бой руками или холодным оружием? (Рукопашный бой).
5. Кто такие драгуны? (Кавалеристы, участвующие в конном и пешем строю).
Вопросы команде Б.
1. Когда состоялось Бородинское сражение? (7 сентября – 26 августа 1812 года).
2. Как называет Лермонтов Кутузова и Наполеона в своём стихотворении (Старый русский великан, трёхнедельный удалец, великаны).
3. К какому роду войск принадлежит солдат, рассказывающий о сражении? (Артиллерист).
4. Что такое картечь?
5. Кто такие уланы? (Конные воины, не участвовавшие в пешем бою, были вооружены пикой и саблей).
3. Конкурс «Эрудит».
Задание команде А:
В одном историческом источнике указано: "Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года". Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: "8 сентября 1812 года завязался бой". Как объяснить это расхождение в источниках?
(Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором – по-новому).
Задание команде Б:
Рецепт какого продукта питания родился в Бородине?
(Бородинского хлеба, название его – от Спасо-Бородинского монастыря).
4. Конкурс «Знатоки литературы».
Задание капитану команды А:
Капитан получает текст басни И. А. Крылова "Волк на псарне".
Отражение какого исторического события показано в этой басне? Какова ее мораль?
Задание капитану команды Б:
Капитан получает текст басни И. А. Крылова "Ворона и курица".
Отражение какого исторического события показано в этой басне? Какова ее мораль?
5. Конкурс «Шифровальщики».
Учитель. Вы видите плакат с шифровкой, которую мы перехватили у французов. Здесь зашифрована фамилия русского офицера, участника войны 1812 г. Вы по очереди называете по 1 букве. Если такая буква есть в этом слове, получаете 1 балл. Задание понятно? (Задание – по типу игры «Поле чудес». ) Что вы можете рассказать об их участии в Бородинском сражении? (генерал Раевский, генерал Милорадович).
Вопросы команде А.
Кому принадлежат высказывания?
1. «Я в одно или два сражения всё кончу. Император будет на коленях просить мира». (Наполеон. )
2. «Бог дал их мне, и я отдаю их Отечеству». (Городской голова Москвы граф Ростопчин отдал 50 тыс. рублей на вооружение русского войска. )
3. О ком это сказано: «Он ведёт гостя в Москву». (О Барклае-де-Толли. )
4. «Я обращаюсь к смоленскому епископу с предписанием ободрять и убеждать крестьян, чтобы они вооружались, чем только могут, и не давали врагам пристанища, нанося им великий вред и ужас». (Александр I о партизанской войне. )
Вопросы команде Б.
Кому принадлежат высказывания?
1. «Через 5 лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её». (Наполеон. )
2. «Разве можно с такими молодцами отступать?» (Кутузов – после назначения на пост главнокомандующего русской армией. )
3. Кто сказал: «Моя армия составлена так, что только одно движение поддерживает её. Во главе её можно идти вперёд, но не останавливаться и не отступать. Это армия наступления, а не защиты». (Наполеон. )
4. Кто и о ком говорил: «Общество ждало его назначения, и я его назначил. Сам же умываю руки». (Александр I о назначении Кутузова командующим армией. )
6. Конкурс «Узнай событие».
Учитель и подготовленные ученики зачитывают отрывки из стихотворных произведений, посвящённых Бородинскому сражению. Учащимся предлагается назвать изображённое событие.
ЧТЕЦ (1):
Гори, родная! Бог с тобою!
Я сам, перекрестясь, с мольбою,
Своею грешною рукой
Тебя зажег: гори со мною!
Пусть я, избитый, изожженный,
Весь в ранах, в струпьях, изможденный,
Умру в огне, в тоске, в страданье:
Тебя не дам на поруганье!. .
( А. Тимофеев. Русский среди пылающей Москвы)
Ответ: пожар Москвы в сентябре 1812 г.
ЧТЕЦ (2):
Цари в плену, в цепях народы!
Час рабства, гибели приспел!
Где вы, где вы, сыны свободы?
Иль нет мечей и острых стрел?
Иль мужество в груди остыло,
И мстить железо позабыло?
В России враг. . . и спит наш гром!
Почто не в бой? он нам ли страшен?
Уже верхи смоленских башен
Виются пламенным столбом!. .
(М. Милонов. К патриотам)
Ответ: Смоленское сражение 16-17 августа 1812 г.
ЧТЕЦ (3):
Друзья! Мы на брегах Колочи,
Врагов к нам близок стан;
Мы сну не покоряем очи,
Не слышим боли ран!. .
Друзья, бодрей! Друзья, смелей!
Не до покоя нам!
Идет злодей, грозит злодей
Москвы златым верхам!. .
( Ф. Глинка. Песнь сторожевого воина
перед Бородинскою битвою)
Ответ: Бородинское сражение.
ЧТЕЦ (4):
По безлюдному простору,
Без ночлега, без привала,
Точно сном теней, проходят
Славной армии остатки,
Егеря и гренадеры,
Кто окутан дамской шалью,
Кто церковною завесой,-
То в сугробах снежных вязнут,
То скользят, вразброд взбираясь
На подъем оледенелый. . .
(А. Майков. Сказание о 1812 годе. )
Ответ: бегство наполеоновской армии
в ноябре 1812 г.
7. Конкурс «Юные поэты».
Сочините синквейн о войне 1812 года. (Синквейн – это пятистрочный стих. Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях).
Лист команды А:
- Наполеон
- Прославленный, смелый
- Воевал, ликовал, бежал
- "Открыл себе он путь через Россию к аду"
- "Маленький капрал"
Лист команды Б:
- Кутузов
- Доблестный, прекрасный
- Возглавил, разбил, победил
- Русь от врага освободил
– Герой 8. Конкурс "Угадай героя" ("России верные сыны").
Команды получают листы с фрагментами текста поэм и стихотворений о героях войны 1812 года. На интерактивной доске демонстрируются репродукции портретов "славных сынов Отечества" (М. Кутузов, Д. Давыдов, А. Фигнер, Н. Раевский, М. Барклай-де-Толли, И. Дорохов).
Звучит аудиозапись "Генералам двенадцатого года" музыка А. Петрова, стихи М. Цветаевой из к/ф "О бедном гусаре замолвите слово".
Подведение итогов игры. Награждение участников.
М. М. Гулякова, МБОУ ООШ №2, г. Ковров, Владимирская область
Метки: Литература