Тема урока: «Русская народная баллада «Кочегар», 5 класс
Тема урока: «Русская народная баллада «Кочегар», 5 класс
Цель урока: познакомить учащихся с городской или мещанской балладой на примере русской народной баллады «Кочегар»;
развивать умение анализа лирическое произведение.
ХОД УРОКА
1. Актуализация опорных знаний
– Что такое народная баллада?
(Народная баллада – это один из наиболее древних фольклорных жанров, небольшой рассказ в стихотворной форме с острым напряженным сюжетом)
– Какие виды баллад вам известны?
(Исторические, семейно-бытовые, разбойничьи, страшные, трагические)
– Назовите основные признаки баллады
(Пейзажный зачин и пейзажная концовка, явный или скрытый диалог)
2. Объяснение нового материала
Слово учителя:
В конце ХIХ столетия возникает особая разновидность русской народной баллады, которую называют городской или мещанской балладой. Многие из этих баллад стали популярными народными песнями.
– Послушайте балладу и подумайте, какова тема баллады «Кочегар»
(Подготовленный ученик читает балладу)
Анализ художественного произведения:
1. Какова тема баллады?
(Темой баллады является трагическая смерть кочегара)
2. Что стало причиной смерти кочегара?
Причиной смерти кочегара стала тропическая жара
Пойди, заяви ты, что я заболел
И вахту, не кончив, бросаю.
Весь потом истек, от жары изнемог,
Работать нет сил – умираю.
3. Какими художественными средствами создается в балладе ощущение тропической жары?
(Ощущение тропической жары создается при помощи лексического повтора слова жара, а также художественной детали – восковой свечи:
В руках восковую свечу он держал,
Воск таял, жарою согретый.
4. Какая строфа готовит читателей к рассказу о смерти кочегара?
( Не слышно на палубе песен,
И Красное море шумит,
А берег суровый и тесен-
Как вспомнишь, так сердце болит… )
5. Как передается отношение к погибшему кочегару?
( Отношение к погибшему кочегару передается при помощи описания матросских слез:
Пришел корабельный священник-старик,
И слезы у многих блеснули. )
6. Какие художественные детали упоминаются в балладе и каково их поэтическое назначение?
(Художественная деталь – колосник, обгорелый и ржавый– усиливает трагизм баллады)
7. Какой художественный прием используется в последней строфе и какова его цель?
В последней строфе используется прием антитезы. Старушка-мать упоминается в конце баллады для противопоставления между человеческим горем и безмятежностью моря
Напрасно старушка ждет сына домой,
Ей скажут, она зарыдает…
А волны бегут от винта за кормой,
И след их вдали пропадает.
8. Как вы считаете, зачем вводится пейзажный зачин и пейзажная концовка?
(Пейзажный зачин и пейзажная концовка соотносится с изображением человеческих отношений)
9. Каково ваше отношение к событиям, описанным в балладе?
Итог урока.
Домашнее задание:
1. Подготовить выразительное чтение баллады.
2. Ответить на вопрос: «Как проявляется отношение автора к тому, о чем он рассказывает?»
Н. А. Погодина, ГБОУ СОШ № 45, Москва
Метки: Литература