Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: «Русская народная баллада «Кочегар», 5 класс

Тема урока: «Русская народная баллада «Кочегар», 5 класс

Цель урока: познакомить учащихся с городской или мещанской балладой на примере русской народной баллады «Кочегар»;

развивать умение анализа лирическое произведение.

ХОД УРОКА

1. Актуализация опорных знаний

– Что такое народная баллада?

(Народная баллада – это один из наиболее древних фольклорных жанров, небольшой рассказ в стихотворной форме с острым напряженным сюжетом)

– Какие виды баллад вам известны?

(Исторические, семейно-бытовые, разбойничьи, страшные, трагические)

– Назовите основные признаки баллады

(Пейзажный зачин и пейзажная концовка, явный или скрытый диалог)

2. Объяснение нового материала

Слово учителя:

В конце ХIХ столетия возникает особая разновидность русской народной баллады, которую называют городской или мещанской балладой. Многие из этих баллад стали популярными народными песнями.

– Послушайте балладу и подумайте, какова тема баллады «Кочегар»

(Подготовленный ученик читает балладу)

Анализ художественного произведения:

1. Какова тема баллады?

(Темой баллады является трагическая смерть кочегара)

2. Что стало причиной смерти кочегара?

Причиной смерти кочегара стала тропическая жара

Пойди, заяви ты, что я заболел

И вахту, не кончив, бросаю.

Весь потом истек, от жары изнемог,

Работать нет сил – умираю.

3. Какими художественными средствами создается в балладе ощущение тропической жары?

(Ощущение тропической жары создается при помощи лексического повтора слова жара, а также художественной детали – восковой свечи:

В руках восковую свечу он держал,

Воск таял, жарою согретый.

4. Какая строфа готовит читателей к рассказу о смерти кочегара?

( Не слышно на палубе песен,

И Красное море шумит,

А берег суровый и тесен-

Как вспомнишь, так сердце болит… )

5. Как передается отношение к погибшему кочегару?

( Отношение к погибшему кочегару передается при помощи описания матросских слез:

Пришел корабельный священник-старик,

И слезы у многих блеснули. )

6. Какие художественные детали упоминаются в балладе и каково их поэтическое назначение?

(Художественная деталь – колосник, обгорелый и ржавый– усиливает трагизм баллады)

7. Какой художественный прием используется в последней строфе и какова его цель?

В последней строфе используется прием антитезы. Старушка-мать упоминается в конце баллады для противопоставления между человеческим горем и безмятежностью моря

Напрасно старушка ждет сына домой,

Ей скажут, она зарыдает…

А волны бегут от винта за кормой,

И след их вдали пропадает.

8. Как вы считаете, зачем вводится пейзажный зачин и пейзажная концовка?

(Пейзажный зачин и пейзажная концовка соотносится с изображением человеческих отношений)

9. Каково ваше отношение к событиям, описанным в балладе?

Итог урока.

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение баллады.

2. Ответить на вопрос: «Как проявляется отношение автора к тому, о чем он рассказывает?»

Н. А. Погодина, ГБОУ СОШ № 45, Москва

Метки: Литература