Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Война и дети. (Урок анализ повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая…» в 8 классе )

Война и дети. (Урок анализ повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая…» в 8 классе )

Цели урока:

Обучающие.

1) Познакомить учащихся с биографией и творческой деятельностью А. Приставкина.

2) Научить вдумываться в текст, постигать его смысл, идею.

Развивающие.

1) Отработка навыков определения принадлежности произведения к определенному литературному жанру.

2) Развитие умений и навыков анализа художественного текста.

3) Развитие умений выделять главное, составлять суждение оценочного характера.

4) Развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные.

1) Воспитывать такие нравственные чувства, как гуманизм, сострадание, любовь к ближнему, подвести учащихся к выводу о том, что война – «страшное дело».

2) Обсудить проблему ответственности человека за ту линию, которую он выбирает, за те поступки, которые он совершает.

Оборудование урока.

Портрет писателя, слайды, стенд с иллюстративным материалом, на котором изображены дети в военное время

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проанализируем произведение Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…». Наша задача –рассмотреть художественные особенности, определить тему и идею произведения, а также ответить на ряд вопросов.

Творческая экскурсионная группа рассказывает о писателе. Слайд 1.

Учитель. Произведение, с которым мы сегодня проанализируем, повесть. Запишем в тетради его определение.

ПОВЕСТЬ – средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Учитель. Слайд 2.

Повесть «Ночевала тучка золотая…» написана в 1981 году, а напечатана в 1987 году. А. Приставкина обвинили в том, что он изобразил какую – то странную войну в тылу, о которой никто не знал, не ведал. Книга как бомба, взорвала наши представления о войне, о страшных в истории нашей страны событиях депортации в конце войны по приказу Сталина целых народов с территорий, освобожденных Красной Армией. Главные герои – Колька и Сашка Кузменыши. Попытаемся их глазами увидеть то, что происходило, пережить осень 1944 года.

– Как мы с ними знакомимся?

– Какие они по характеру?(Сашка – голова, Колька – руки, ноги, а вместе они – единое непобедимое целое. Как части одного тела, направленные на выживание). Слайд 3.

Это обычные дети, но жизнь заставляет их быть хитрыми, иногда жестокими. Как за призрачной надеждой едут они на Кавказ, мечтая попасть в рай, но оказываются в аду людской ненависти.

Смогут ли они не потерять веру в людей и жизнь, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

– Обратите внимание на описание природы в гл. 26. какое состояние героя он помогает передать?(Ничто не предвещает беды. Ребенок не верит, что взрослые люди, гнавшиеся за ним, могли причинить ему зло. Пейзаж передает внутреннее состояние героя: душевное спокойствие, тихую радость. )

– В главе 26 происходит встреча с Сашкой. Найдите слова и словосочетания, передающие состояние Кольки в момент , когда он видит своего брата. (Сердце радостно дрогнуло у Кольки; стал замедлять шаг;сделал несколько неуверенных шагов; все оцепенело; не смог стоять, а спустился на траву; попытался подняться; заорал, завыл, закричал; бежал…кричал…швырял песок; )

Колька испытывает душевную боль, он повзрослел от горя.

– Как вы думаете. Ожесточилось ли его сердце? Ответ подтвердите по тексту. ( «Едут чеченцев убивать. …не стал бы его губить…Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек?. . . Нас привезли сюда жить, так мы и живем…Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые…» )

– Какой эпизод в тексте помогает раскрыть глубину отношений между братьями? ( «Последний путь Сашки» :«…перетащил Сашку…. Положил на тележку, подстелив под низ два мешка, чтоб брату не было слишком жестко…катил тележку и разговаривал с братом»).

Колька везет своего погибшего брата на тележке. Он отправляет его в последнее путешествие, заботясь о том, чтобы Сашке не было холодно в ящике. Почему он прощается с ним таким способом? Многие ребята вашего возраста ответили так:

• Поступок Кольки объясняется его психологическим состоянием.

• Ребенок впервые встретился со смертью, не знает , что делать в таких случаях.

• Это давняя мечта Кольки и его брата– путь в далекие края, где нет голода и войны.

– А вы как думаете? (ответы учащихся)

– Кто после смерти Сашки занимает его место для Кольки?( Алхузур, чеченский мальчик. ). Слайд 4.

– Как относится он к больному Кольке?(Выхаживает его. Чеченский мальчик проявляет сострадание к больному русскому мальчику, хотя русские убили всех родных. Двое сирот противостоят миру взрослых с его бесчеловечной враждой. Алхузур становится для Кольки братом. )

– Найдите по тексту эпизод, когда чеченец обнаружил Кольку и Алхузур. (« Так и было: Колька лежал и смотрел на мужчину, на ружье, а рядом плакал Алхузур. Колька без страха подумал, что, наверное, его сейчас убьют…. »).

Они становятся побратимами – кровью скрепляют свое братство.

– Обратите внимание, как по – разному относятся Колька и Алхузур к тому, что «… ломают и увозят могильные камни». Как можно объяснить это различное отношение к памяти предков? А вы знаете свою родословную хотя бы до третьего колена?

– Как сначала представляли Кавказ Кузменыши? Как встретила детдомовцев благодатная земля?(Зреющие яблоки, благоухающие цветы – и никого!Ни единого человека!Словно какой – то страшный , неведомый смерчь унес людей, оставив в целости и сохранности взращенное ими, выпестованное их руками…. Где-то далеко в горах слышны звуки взрывов. Тревога и страх в душах детей. …Вспыхнет грузовик и погибнет шоферица Вера, веселая, отчаянная… Гибнет Сашка. )

– Но почему на этой земле происходят такие события, почему ребят везут на Кавказ?(оказывается станция Березовская вовсе не Березовская, а Дей Чурт(«Могила отцов»). Народы Кавказа насильно сгоняют с их земель, депортируют. )

Слайд5,6.

Наказывали весь народ, потому что были и в этом народе предатели, сотрудничающие с фашистами во время войны. А должен был отвечать весь народ. Например , послушайте текст документа от 1 марта 1944 года. « Государственный комитет обороны. Тов. Сталину. Докладываю об итогах операции по выселению чеченцев и ингушей. Выселение было начато 23 февраля в большинстве районов, за исключением высокогорных населенных пунктов. По 29 февраля выселены и погружены в железнодорожные эшелоны 478479 человек, в том числе 91250 ингушей. Погружены 180 эшелонов, из которых 159 эшелонов уже отправлены к месту Нового поселения… Л. Берия. 01. 03. 1944 г. »

За этими документами судьба миллионов чеченцев и ингушей, ехавших в переполненных вагонах без воды , умирающих от тифа и погибших потом в местах депортации. За этими документами судьбы русских людей, детей, которыми предполагалось заселить Кавказ. Затем судьбы современников, воевавших в Чечне в 90-е годы. И сейчас Кавказ нетерпим к русским.

До сих пор слышны отголоски того времени. Полыхает наш мир, идут войны, страдают дети.

Последние страницы повести – это детский приемник – распределитель. В нем оказываются Кузьменыши: Колька и «Сашка». Здесь живут дети разных национальностей: татарин Мусса, немка Лида Гросс, ногаец Балбек, слепой Антон, армяне, казахи, болгары, молдаване, евреи. Живут мирно, дружно. А Кузьменыши твердят, что они кровные братья. Детям не важно, какой ты национальности, они живут в другом мире.

– Почему для заглавия А. Приставкин избрал строчку из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ночевала тучка золотая»? Как вы понимаете смысл заглавия?

А вот как раскрыл смысл заглавия сам писатель:

« Золотая тучка – это душа ребенка. Это чистота и незащищенность. Это феерическое видение, согревающее сердце, заставляющее его биться в тревоге –уж не истечет ли эта тучка; не разобьется ли о горные вершины?»

Творческая работа (по группам).

1 группа. Согласны ли вы с высказыванием Л. Н. Толстого «Счастливая, невозвратимая пора детства!»(повесть «Детство»). Дайте развернутый ответ.

2 группа. Представьте, что у вас появилась возможность обратиться к широкой аудитории в защиту детей. О чем вы бы сказали?

Домашнее задание.

Найти в повести эпизоды о депортации населения Кавказа(гл. 6) и сопоставить с исторической справкой о переселении народов Кавказа во время Великой Отечественной войны.

Подведение итогов урока.

А. Н. Балагтдинова, МОБУ СОШ с. Буриказганово, Республика Башкортостан

Метки: Литература