Тема урока: «Творческий практикум» (заключительный урок по творчеству Марины Цветаевой)
Тема урока: «Творческий практикум» (заключительный урок по творчеству Марины Цветаевой)
Вид урока: урок обобщения ранее изученного материала.
Тип урока: урок-практикум.
Цели и задачи урока:
1. Обучающие:
1) повторить сведения о жизни и творчестве М. И. Цветаевой;
2) сформировать целостное впечатление о ее литературном наследии;
3) вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения;
4) создать атмосферу «погружения» в творчество мастера.
2. Развивающие:
1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др. );
2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);
3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др. ).
4) развивать творческие способности.
3. Воспитывающие:
1) воспитание гармоничной и высоко нравственной личности;
2) воспитание чувства сострадания, уважительного отношения к чувствам другого человека;
3) воспитание эстетического вкуса;
4) воспитание интереса к предмету.
Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения.
Материалы и оборудование: фотографии М. И. Цветаевой, индивидуальные карточки.
План урока:
I. Вступительное слово учителя – 5 мин.
II. Повторение ранее изученного материала по творчеству М. И. Цветаевой – 5 мин.
III. Филологический анализ поэтического произведения М. И. Цветаевой (самостоятельное выполнение) – 15 мин.
IV. Написание «подражания» М. И. Цветаевой – 15 мин.
V. Подведение итогов урока – 5 мин.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы говорили с вами о личности и творчестве Марины Цветаевой – избраннике трагической эпохи, женщине, умевшей трогательно и беззаветно любить, человеке и поэте, литературное наследие которого входит в золотой фонд отечественной литературы. Сегодняшний урок – особый. Мы не просто снова обратимся к поэзии Марины Цветаевой, мы попытаемся стать ее со-авторами. Заодно проверим и прочность знаний, полученных на цикле уроков, посвященных ей. На первой половине занятия (после небольшого повторения) вам предстоит самостоятельно осуществить филологический анализ одного из стихотворений М. И. Цветаевой, на второй – попробовать себя в написании «подражания» поэту. Итак, приступим…
II. Повторение ранее изученного материала по творчеству М. И. Цветаевой. Какой была Марина Цветаева? Как вы могли бы охарактеризовать ее личность и поэзию двумя-тремя штрихами? Какой была судьба поэта? Какие произведения автора ближе вам? Почему? Подберите несколько эпитетов: Цветаева – …
(Ответы учащихся).
III. Филологический анализ поэтического произведения М. И. Цветаевой (самостоятельное выполнение). С филологическом анализом поэтического произведения вы встречались и ранее. Однако полезно будет обратиться к плану осуществления данного вида разбора литературного произведения (индивидуальные карточки).
(Выполнение учащимися филологического анализа. Выборочная проверка 1-2 работ).
IV. Написание «подражания» М. И. Цветаевой. А теперь вам предстоит выполнить еще одно задание, более творческое, чем первое. С творческой манеры поэтессы вы уже хорошо знакомы. Попробуйте теперь написать стихотворение, копируя художественный метод М. И. Цветаевой.
(Выборочная проверка 4-5 работ).
V. Подведение итогов урока. Марине Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.
В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому «Я». Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой – и ваш, как смогли продемонстрировать ваши творческие работы, которые вы выполнили на этом занятии.
С. С. Четвергова, МОУ "СОШ № 9", г. Саранск
Метки: Литература