Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Пётр Андреевич Вяземский. Жизнь и лирика

Пётр Андреевич Вяземский. Жизнь и лирика

Цель урока:

1) познакомить учащихся с некоторыми фактами жизни поэта П. А. Вяземского и его произведениями;

2) помочь понять Вяземского как человека и поэта;

3) совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

4) воспитывать интерес к жизни замечательных людей, краеведению, поэзии.

Оборудование.

1. Компьютер.

2. Презентация.

3. Муз. сопровождение: А. Петров, П. Вяземский. «Романс полковника» («Я пережил и многое, и многих») в исполнении В. Гафта, А. Петров – П. Вяземский . «Друзьям» в исполнении В. Моцардо.

4. Распечатка статьи В. И. Коровина «Поэтические искания Вяземского».

Оформление доски.

Левый разворот (закрыт):

86 лет

1808 г. – первое стихотворение.

1878 г. – последнее стихотворение.

= 70 лет творческой деятельности.

Ощущение «последнего» – …

…очеловеченная боль последнего носителя исторической правды.

Правый разворот:

1. Портрет П. А. Вяземского. ( Худ. П. Ф. Соколов. 1818 г. )

2. «…что узнаешь ты, прочтя стихи мои?» П. Вяземский.

3. Коллаж, составленный по мотивам творчества П. А. Вяземского.

Ход урока.

1. Организационный момент. Введение в тему урока.

Звучит танцевальная музыка XIX века. На её фоне юноши читают стихи:

В ограде Александровских колонн,

Блистающих на лаковых паркетах,

Проходит скептик в кружевных манжетах,

В уме слагая колкий фельетон.

Он беззаботно мечет фараон

Острот в стихах и дерзостей в газетах

И жалит в эпиграммах и памфлетах

Язвительней, чем едкий Кребальон.

Фехтуя раз «Московским телеграфом»,

Он кинул стих, блеснувший эпиграфом

Над первою онегинской главой.

И сам шутя приблизился к роману,

Когда развлёк грустящую Татьяну

Своей беседы пёстрою канвой.

Князь Пётр Андреевич Вяземский!

Его называют «последним из пушкинской плеяды».

Сегодня наш урок о нём, о его жизни и стихах.

Музыка – громче.

Учитель. В одном из своих стихотворений, датированном 1816 годом, князь Вяземский пишет:

Ты требуешь стихов моих,

Но что достойного себя увидишь в них?

Поэт спрашивает читателя:

Нот что узнаешь ты, прочтя стихи мои? (Этот вопрос записан на доске. )

Поставим перед собой цель.

Учащиеся предлагают.

Изучение нового.

Учитель. Каким был П. А. Вяземский? Как к нему относились современники?

Поэт Денис Давыдов в 1836 году писал поэту Николаю Языкову о Вяземском: «Я неразлучно был с ним все 10 дней пребывания моего в Петербурге, но с этим человеком не устанешь быть и 10, и сто лет потому, что как он ни умён и ни мил, а душа и сердце его очаровательнее ещё и его ума».

Читая произведения самого П. А. Вяземского, можно сделать вывод о том, что он обладал значительным умом и высокой культурой?

Ученики рассуждают, приводят доказательства.

Сообщение ученика об афористичности лирики П. А. Вяземского.

Слушая сообщение, учащиеся записывают в тетради некоторые афоризмы поэта, например:

«В победе чести нет, когда бесчестен бой!»,

«И век – мгновенье тоже»,

«По жизни так скользит горячность молодая

И жить торопится и чувствовать спешит».

Учитель. П. Вяземский очень любил своих друзей. Он сам говорит об этом в стихотворении «Литературная исповедь»:

Житейских радостей я многих не изведал;

Но вместо этих благ, которых бог мне не дал,

Друзьями щедро он меня вознаградил,

И дружбой избранных я горд и счастлив был.

С кем из знаменитых людей своего времени дружил П. Вяземский? Что об зтом говорится в мемуарах и лирике поэта, в литературоведческих источниках?

Сообщение ученика о дружбе П. А. Вяземского с А. С. Пушкиным.

Но и Пушкин был привязан к Вяземскому и его семье, обращался к нему за советами в трудные минуты жизни, дорожил его мнением и считался с критическими замечаниями о своих произведениях. «Благодарю тебя, милый Вяземский!. . Ты не можешь себе представить, как приятно читать о себе суждение умного человека»,– писал А. С. Пушкин П. А. Вяземскому в 1823 году. В 1820 году Пушкин пишет Вяземскому:

Присылай нам стихов своих,

Они пленительны и освежительны.

В стихотворении А. С. Пушкина «К портрету Вяземского» читаем:

Судьба свои дары явит желала в нём,

В счастливом баловне соединив ошибкой

Богатство, знатный род – с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой.

Учитель. У Петра Вяземского много адресных стихов. Большинству своих друзей он посвятил свои послания. Можете привести примеры?

Ученики легко справляются с заданием, коротко говорят об адресатах лирики Вяземского, зачитывают понравившиеся строки.

Учитель. Пётр Андреевич много путешествовал. А какова его поэтическая география?

Сообщение ученика «Поэтическая география П. Вяземского».

В лирике П. А. Вяземского есть упоминание о Перми? Да! Стихотворение «Кто скажет, что к Перми судьба была сурова?». Известна история его создания?

Сообщение ученика. В 1808 году 16-летний Пётр Вяземский служил секретарём сенатора Обрезкова и приезжал с ним в Пермь для ревизии Пермской губернии. Здесь на балу, данном в честь гостей, начинающий поэт влюбился в дочь губернатора Карла Модераха Софью. Софья Карловна Певцова поражала всех необыкновенной красотой и образованностью. Пётр Вяземский посвятил ей стихотворение «Кто скажет, что к Перми судьба была сурова?».

Ученик читает стихотворение наизусть:

Кто скажет, что к Перми судьба была сурова?

Кто скажет, что забыт природой этот край?

Страна, где ты живёшь, прекрасная Певцова,

Есть царство красоты и упоений рай!

Что мне роскошный юг, и мирт его, и розы,

И нега, и лазурь дней южных и ночей?

Мне нравятся снега, и вьюги, и морозы:

Они сопутники красавицы моей.

Она господствует над сердцем и природой,

Из глаз её на всё текут струи огня.

Здесь я любовь познал, здесь, жертвуя свободой,

Томясь, целую цепь, сковавшую меня.

1808г.

Учитель. Обратили внимание на дату написания стихотворения? 1808 год. Петру Вяземскому …16 лет. Ваш ровесник! Вам хочется поговорить об этом стихотворении?

Что вы можете сказать о лирическом герое произведения?

(Он молод, влюблён. Быть может, это его первая любовь. Силу своего чувства он подчёркивает двумя символами любви – мирт и роза.

Он романтик, человек с сильными чувствами, для которого важно высказать своё отношение к даме.

Он страстен, неукротим. Преклоняется перед дамой сердца и возвеличивает её.

Красочно передаёт географический колорит. Приятно отметить, что лирический герой восхищается природой нашего края, воспевает её, называет «царством красоты и упоений раем». Он сознательно принижает роскошь юга, куда многие из нас стремятся.

Романтическая лексика помогает выразить восторг любви и восхищение природой, снегами, вьюгой, морозом того края, где живёт любимая. )

Учитель. Какие средства художественной выразительности использует поэт?

Ученики называют

эпитеты («прекрасная Певцова», «роскошный юг»),

инверсию («лазурь дней южных»),

антитезу (север – юг),

анафору («Кто скажет, что…»),

риторический вопрос (целых три!),

многосоюзие,

отмечают богатый синтаксис и так далее.

Учитель. Чувствуется, что вам нравится это стихотворение. Может быть, найдёте недостаток?

Ученики. Это рифма «розы – морозы». (Кто-то не соглашается. )

Учитель. Можно сказать, что это стихотворение поэта начинающего, делающего первые шаги в поэзии? Хочется перечитывать? Тогда это заявка на талантливость.

Учитель. Как поэт изображает пейзаж?

Ученики Пейзаж построен на антитезе «юг – север», он является центральной частью стихотворения о любви, выражает особую любовь поэта к зиме.

Учитель. Зима, действительно, пленяла поэта. «О сердца моего любимая пора!»– восклицает он в стихотворении «Первый снег». Давайте его прочитаем. Что вы представляли себе, читая это стихотворение?

Ученики, отвечая на вопрос, «выходят» на лирику А. С. Пушкина, его «зимние» стихи, вспоминают роман в стихах «Евгений Онегин», где эпиграфом к первой главе значится строка из «Первого снега», а в пятой главе в «другом поэте», который

Живописал нам первый снег

И все оттенки зимних нег…,

все узнали Петра Андреевича Вяземского.

Учитель. А. С. Пушкин любил это стихотворение П. А. Вяземского и знал его, такое большое, наизусть. Литературовед В. И. Коровин писал: «Многие поэтические выражения Пушкина в «Евгении Онегине» и в других произведениях восходят к блестящему и роскошному описанию Вяземского. Вместе с тем… реальная зима в деревне для Вяземского ещё недостаточно поэтична, и он считает нужным её расцветить. Так возникает обилие картинных сравнений». Давайте найдём эти сравнения в тексте.

Ученики легко справляются с этим заданием, дают свой комментарий.

Учитель. Вам, я думаю, интересно будет узнать, что по количеству зимних пейзажей Пётр Вяземский уступает только А. Пушкину, А. Фету и Б. Пастернаку. А какие «зимние» стихи Вяземского понравились вам?

Учитель. По стихам П. А. Вяземского можно составить книгу времён года. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Одно из заданий на дом к этому уроку. )

Ученики предъявляют свои «книги», многие делают не только подборку стихов поэта, но и дают комментарий, иллюстрируют, некоторые делают презентацию.

Учитель. Действительно, пейзажи Вяземского великолепны. Уточним: поэт создаёт романтические или реалистические пейзажи?

Ученики. И те, и другие. Приводят примеры, рассуждают.

Учитель. Поговорим о реалистическом пейзаже. (За две недели до проведения этого урока, используя материалы книги М. Н. Эпштейна «Природа, мир, тайник Вселенной», даю ученикам групповое задание найти в лирике П. Вяземского строки, подтверждающие наличие определённых реалий. )

Что нового внёс Пётр Вяземский в развитие реалистического пейзажа?

1. Развил национальные мотивы:

– тройка,

– однозвучный колокольчик,

– верстовые столбы.

2. Показал непоэтические стороны русского пейзажа:

– ухабы,

– плохие дороги,

– грязь,

– голые ветки деревьев,

– унылый осенний ветер.

3. Ввёл новый мотив:

– встреча с русской берёзкой, символом России, на чужбине.

Ученики приводят примеры из домашнего задания.

Учитель. Какое ещё дерево, воспетое русским фольклором, особо любимо П. Вяземским?

Ученики. Рябина.

Учитель. Послушаем выводы, к которым пришла группа, выполнявшая исследование «Рябина в лирике П. А. Вяземского».

Учитель. Что нового внёс П. А. Вяземский в развитие народной темы? Об этом вы узнаете, поработав самостоятельно с критической статьёй литературоведа Валентина Ивановича Коровина «Поэтические искания Вяземского».

Обсуждение статьи.

Учитель. Какие ассоциации возникают у вас со словом «старость»?

Ответы учеников.

Учитель. Попробуем понять, что чувствовал П. А. Вяземский, когда писал стихотворение

«Я пережил и многое, и многих…».

Чтение стихотворения.

Сообщение ученицы, работавшей со статьёй В. А. Кошелева «Последний из «пушкинской плеяды». О П. А. Вяземском». В 1837 году, когда это стихотворение было написано и напечатано, его практически не заметили. Не особенно выделяли его и позднее, правда, иногда связывали со смертью двух близких друзей автора – А. С. Пушкина и И. И. Дмитриева. В этом трагическом для русской литературы году П. А. Вяземскому исполнилось 45 лет. А дожить ему довелось до 86 лет.

Учитель. Определим границы поэтической деятельности П. А. Вяземского. Первое стихотворение написано в …? (1808 году ), последнее – в …? (1878). 70 лет!

Открывается левый разворот доски.

Ученица продолжает: В. А. Кошелев пишет: «В течение 70 лет Пётр Андреевич Вяземский был живым действующим лицом литературного развития! Случай уникальный! На его глазах сменялись эпохи классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, а он был их свидетелем и участником! Ощущение «последнего» – особенное ощущение! Это на просто чувство старика, которого не хотят понять «новые поколения», – это очеловеченная боль последнего носителя ушедшей исторической правды.

В 1850 году, совершив путешествие к Святым местам, князь Вяземский заказал на горе Голгофе заупокойную обедню по родным и друзьям. В длинном поминальном списке было четверо сыновей, умерших во младенчестве, и три дочери, скончавшиеся в юности. И близкие друзья: Карамзин, Дмитриев, Василий и Александр Пушкины, Боратынский, Денис Давыдов, Дмитрий Дашков, Антон Дельвиг, Пётр Козловский, Александр Тургенев, Михаил Орлов, Николай Языков… Потом этот список стал пополняться именами Жуковского, Гоголя, Батюшкова, Киреевских, Аксаковых, Хомякова… В 1864 году Вяземский ощутил, что на белом свете осталось всего два «спутника той счастливой плеяды» – П. А. Плетнёв и Ф. И. Тютчев. Вскоре умер Плетнёв, потом Тютчев… и не осталось никого из былого «ареопага». «Меняться преданьями» стало не с кем и письма писать – некому. Князь Вяземский с грустной иронией именовал себя «кунсткамерным гиппопотамом» миновавшей эпохи».

Учитель. В 1871 году П. А. Вяземский пишет стихотворение «Эпитафия себе заживо». Эпитафия – это надгробная надпись или стихотворение по случаю чьей-либо смерти.

Лампадою ночной погасла жизнь моя,

Себя, как мёртвого, оплакиваю я.

На мне болезни и печали

Глубоко врезан тяжкий след;

Того, которого вы знали,

Того уж Вяземского нет.

Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения? Какое впечатление произвело оно на вас?

Практическая работа. Найдите в стихотворении

– эпитет,

– сравнение,

– метафору,

– инверсию,

– анафору.

Ответьте письменно на вопросы.

Пётр Андреевич Вяземский.

1. Назовите титул, который получил П. А. Вяземский от отца при рождении.

2. Назовите одного из близких друзей П. А. Вяземского.

3. Название стихотворения, которое связывает поэта с Пермью.

4. Какая антитеза заявлена в стихотворении, о котором говорится в задании № 3?

5. Пейзажи какого времени года особенно часто встречаются у П. А. Вяземского?

6. Назовите одну любую непоэтическую сторону русского пейзажа в лирике П. А. Вяземского.

7. Назовите один любой национальный мотив в лирике П. А. Вяземского.

8. В каком произведении А. С. Пушкин цитирует П. А. Вяземского и вводит его в качестве

персонажа?

9. Назовите средство выразительности, которое встречается дважды в строфе

Я пью за здоровье не многих,

Не многих, но верных друзей,

Друзей неуклончиво строгих

В соблазнах изменчивых дней.

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение П. А. Вяземского.

2. По желанию: создать презентацию или в бумажном исполнении «Книгу времён года

поэта П. А. Вяземского».

3. По желанию: составить тестовые задания формата ЕГЭ по творчеству П. А. Вяземского.

При создании урока использованы публикации в журнале «Литература в школе», материалы сети Интернет.

Н. А. Романова, МОУ Сылвенская СОШ, п. Сылва Пермского района, Пермский край

Метки: Литература