Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Разработка уроков литературы для 5 класса по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Разработка уроков литературы для 5 класса по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Разработка уроков литературы для 5 класса по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Урок №1

Задачи урока:

Образовательные: помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести.

Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, креативности; обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательные: уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести В. Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого.

Ход урока.

1) Оргмомент.

2) Слово учителя об авторе.

В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают "как все", "как принято". Есть другие люди – их очень мало, и встречи с ними драгоценны, – встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, "нравственным гением" русской литературы был Владимир Галактионович Короленко.

Царское правительство считало Короленко "опасным агитатором и революционером", и в 1879 году Короленко был по ложному подозрению арестован и выслан в Вятскую губернию. Там он подружился с крестьянами и через полгода был выслан на новое место – "за сближение с крестьянским населением и за вредное вообще влияние".

Первое своё серьёзное произведение – очерк «Чудная» – Короленко написал по пути в очередную ссылку в Вышневолоцкой политической тюрьме.

3) Чтение 1, 2 глав учителем.

4) Беседа по содержанию рассказа.

– Понравилось ли вам начало рассказа? Почему?

– От чьего имени ведётся рассказ?

– Каким вы представляете себе Васю?

– Как ему живётся дома? – Как складывались отношения Васи с отцом?

– Почему мальчик начал бродяжить?

– Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создаёт автор?

– Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?

– Как Вася относился к происходящему?

– Почему повесть названа «В дурном обществе»? Кто в повести произносит это выражение?

Повесть названа «В дурном обществе», потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. "Дурным обществом" называет компанию пана Тыбурция не сам мальчик, а старый Януш, который был когда-то одним из мелких графских служащих.

5) Работа в группах.

Составление устной характеристики героя.

6) Итог урока. Рефлексия.

7) Домашнее задание: дочитать рассказ.

Урок № 2

Задачи урока:

Образовательные: помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести.

Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, креативности; обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательные: уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести В. Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого.

Ход урока.

1) Оргмомент.

2) Определение жанра, сюжета. Начиная урок, спросим детей об их впечатлениях от повести.

– Как вы думаете, прочитанное нами произведение – рассказ или повесть? Почему?

– Почему «В дурном обществе» мы можем назвать повестью? Сколько в этом произведении главных героев? Назовите их.

– Что такое сюжет?

– Как вы понимаете, что такое "сюжетная линия"?

– Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко?

3) Анализ рассказа.

– С кем познакомился Вася у часовни?

– В каких условиях жили новые друзья?

– Найдите в тексте описание Валека. Какой он?

– Что мы узнаём о Марусе? Сравните Марусю и Соню.

– Как Валек Относился к Марусе?

– Как Вася чувствовал себя рядом с новыми друзьями?

– Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

– Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?

– Как Вася познакомился с Тыбурцием?

– Как и когда изменилось мнение Васи от отце?

4) Итог урока. Рефлексия.

– Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

5). Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение глав «Кукла» и «Заключение».

Урок № 3

Задачи урока:

Образовательные: помочь учащимся осознать и осмыслить идейное содержание повести.

Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, креативности; обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательные: уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести В. Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого.

Ход урока.

1) Оргмомент.

2) Выразительное чтение глав «Кукла» и «Заключение».

3) Беседа по вопросам.

– Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш?

– О чём говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша?

– Когда Вася нёс куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?

– Каким предстаёт перед нами Вася в эпизоде с куклой?

В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке – первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи – судья: "У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках. . . "

– Как вы понимаете слова Тыбурция, обращённые к Васе: "Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу"?

– Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?

Сравни ("Он быстро подошёл ко мне и положил мне на плечо тяжёлую руку";

"– Отпустите мальчика, – повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову";

"Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы". )

С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:

4) Итог урока.

– Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?

Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.

5) Подготовка к сочинению.

Тема сочинения: «Путь Васи к правде и добру».

Обозначим идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

– Что мы узнаём о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живёт?

– Какие поступки он совершает, какие качества проявляет в момент знакомства с Валеком и Марусей; во время дружбы с детьми; во время критического разговора с отцом?

– Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в его судьбе?

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

6) Домашнее задание. Написать сочинение.

Н. Е. Александрова, школа №19, г. Тверь

Метки: Литература