Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И. С. Тургенева "Муму")

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И. С. Тургенева "Муму")

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-знакомство

Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

Задачи:

– создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;

– освоение теоретико-литературных понятий;

– совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

– воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.

Оборудование урока:

– кластер «Средства создания литературного героя»,

– памятки-инструкции

Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов УУД

1. Организация начала урока 2мин

Готовность класса. Приветствие

Проверяют необходимые предметы на рабочем столе

1) Регулятивные:

– волевая саморегуляция;

2) Личностные:

– смыслообразование (Я должен посмотреть. . . )

3) Коммуникативные:

– планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Мотивация 3мин

Дает установку:

«Сегодня у нас урок-знакомство» (прикрепляет на доску блок кластера «Знакомство»);

«Что такое знакомство?»

Обдумывают ответы

Предполагаемые ответы: «поступки , речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности»

Вопросы для учащихся, вызывающие мыслительную деятельность

«Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться»

«Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?»

Работа с кластером

«Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?»

«Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?»

3. Целеполагание (постановка УЗ) 5 мин

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?»

Необходима тема для общения Определение темы урока

1) Регулятивные:

– целеполагание как постановка учебной задачи,

– планирование,

– прогнозирование.

2) Познавательные:

– умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Актуализация знаний

5 мин

Проверка д/з

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Славный он был мужик ». Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И. С. Тургенев называет своего героя славным, то прошу записать тему в тетрадь».

Отвечают на поставленные вопросы

Герасим – главный герой рассказа

Запись темы в тетради

Фронтальный опрос

Какие чувства у вас возникали во время чтения?

Кто вызывал у вас эти чувства?

Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа» (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску)

Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? Сколько нужно времени (уроков)? Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться?

Почему именно с ним?

Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом?

1) Познавательные:

– общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

– анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

– контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

4. Планирование деятельности

7 мин

Сформулируйте УЗ, проговорите ее в паре, запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться и (доказать мнение Тургенева о своем герое) ». (Учитель фиксирует УЗ на доске)

Составление плана работы и постановка УЗ

Индивидуальная работа со словарем литературоведческих терминов.

Я хочу научиться анализировать образ героя и доказать мнение Тургенева о своем герое

Зачитывает вслух определение портрета. «Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

1) Познавательные:

– общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

– анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

– контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

5. Этап реализации

12 мин

Составление портрета литературного героя по схеме Работают с текстом рассказа Работа по памятке-инструкции по группам

1) Регулятивные:

– волевая саморегуляция;

2) Личностные:

– смыслообразование (Я должен посмотреть. . . )

3) Коммуникативные:

– умение работать в группе, находить общее решение;

– формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

6. Итоги работы в группах.

7 мин

Портрет Герасима

Можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»?

«Славный он был мужик »

Ответы учащихся

Выступление учащихся от группы

– Сумел ли автор доказать, что герой его славный?

– А вы могли бы назвать Герасима славным?

– Какие качества героя вам близки, ценны для вас?»

1)Личностные:

– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

3)Коммуникативные:

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

7. Рефлексия.

2 мин

Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

– Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.

– Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

– Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

«Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И. С. Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. А если кто-то уже разгадал эту загадку, то замечательно».

физминутка

1) Познавательные:

– общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

– анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

– контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Домашнее задание

2 мин

С. 224, в. 10

инструктаж

Памятка-инструкция №1

(для групповой работы)

Портрет Герасима

(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

– Каким вы представляете Герасима?

– Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?

– Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?

– Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.

– Почему автор сравнивает героя с гусаком?

– Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.

3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Герасима.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

Памятка-инструкция №2

(для групповой работы)

Обязанности Герасима

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

– Чем занимался Герасим в деревне?

– Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы?

– Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного ». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.

– Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)

– Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?

3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Герасима.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

Памятка-инструкция №3

(для групповой работы)

Интерьер (обстановка каморки Герасима)

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

– Найдите описание каморки Герасима.

– Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».

– На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?

– Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?

– Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?

3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Герасима.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

Памятка-инструкция №4

(для групповой работы)

Поведение Герасима

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

– Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?

– Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком », «с пойманным зверем»?

– В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?

– Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?

– О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?

3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Герасима.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

Памятка-инструкция №5

(для групповой работы)

Поступки Герасима, отношение к другим героям.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

– Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.

– Как Герасим относится к другим героям? Почему?

– Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?

3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Герасима.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

С. А. Верткая, МОУ СОШ № 17, п. Вишневый, Карталинский район, Челябинская область

Метки: Литература