Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И. С. Тургенева "Муму")
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И. С. Тургенева "Муму")
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-знакомство
Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И. С. Тургенева «Муму»
Задачи:
– создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
– освоение теоретико-литературных понятий;
– совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
– воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.
Оборудование урока:
– кластер «Средства создания литературного героя»,
– памятки-инструкции
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
1. Организация начала урока 2мин |
Готовность класса. Приветствие |
Проверяют необходимые предметы на рабочем столе |
1) Регулятивные: – волевая саморегуляция; 2) Личностные: – смыслообразование (Я должен посмотреть. . . ) 3) Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
|
2. Мотивация 3мин |
Дает установку: «Сегодня у нас урок-знакомство» (прикрепляет на доску блок кластера «Знакомство»); «Что такое знакомство?» |
Обдумывают ответы Предполагаемые ответы: «поступки , речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности» |
Вопросы для учащихся, вызывающие мыслительную деятельность «Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться» «Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?» Работа с кластером «Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?» «Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?» |
|
3. Целеполагание (постановка УЗ) 5 мин |
Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?» |
Необходима тема для общения | Определение темы урока |
1) Регулятивные: – целеполагание как постановка учебной задачи, – планирование, – прогнозирование. 2) Познавательные: – умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Актуализация знаний 5 мин |
Проверка д/з Давайте попробуем сформулировать тему урока. А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Славный он был мужик ». Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И. С. Тургенев называет своего героя славным, то прошу записать тему в тетрадь». |
Отвечают на поставленные вопросы Герасим – главный герой рассказа Запись темы в тетради |
Фронтальный опрос Какие чувства у вас возникали во время чтения? Кто вызывал у вас эти чувства? Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа» (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску) Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? Сколько нужно времени (уроков)? Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться? Почему именно с ним? Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом? |
1) Познавательные: – общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: – анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: – контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
4. Планирование деятельности 7 мин |
Сформулируйте УЗ, проговорите ее в паре, запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться и (доказать мнение Тургенева о своем герое) ». (Учитель фиксирует УЗ на доске) |
Составление плана работы и постановка УЗ Индивидуальная работа со словарем литературоведческих терминов. |
Я хочу научиться анализировать образ героя и доказать мнение Тургенева о своем герое Зачитывает вслух определение портрета. «Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения. |
1) Познавательные: – общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: – анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: – контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
5. Этап реализации 12 мин |
Составление портрета литературного героя по схеме | Работают с текстом рассказа | Работа по памятке-инструкции по группам |
1) Регулятивные: – волевая саморегуляция; 2) Личностные: – смыслообразование (Я должен посмотреть. . . ) 3) Коммуникативные: – умение работать в группе, находить общее решение; – формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
6. Итоги работы в группах. 7 мин |
Портрет Герасима Можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»? |
«Славный он был мужик » Ответы учащихся |
Выступление учащихся от группы – Сумел ли автор доказать, что герой его славный? – А вы могли бы назвать Герасима славным? – Какие качества героя вам близки, ценны для вас?» |
1)Личностные: – формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; – формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; 3)Коммуникативные: – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
7. Рефлексия. 2 мин |
Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке? – Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте. – Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки. – Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши». «Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И. С. Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. А если кто-то уже разгадал эту загадку, то замечательно». |
физминутка |
1) Познавательные: – общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: – анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: – контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
|
Домашнее задание 2 мин |
С. 224, в. 10 инструктаж |
Памятка-инструкция №1
(для групповой работы)
Портрет Герасима
(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
– Каким вы представляете Герасима?
– Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
– Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?
– Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
– Почему автор сравнивает героя с гусаком?
– Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №2
(для групповой работы)
Обязанности Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
– Чем занимался Герасим в деревне?
– Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы?
– Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного ». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.
– Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)
– Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка каморки Герасима)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
– Найдите описание каморки Герасима.
– Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
– На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
– Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
– Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №4
(для групповой работы)
Поведение Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
– Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?
– Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком », «с пойманным зверем»?
– В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?
– Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?
– О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №5
(для групповой работы)
Поступки Герасима, отношение к другим героям.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
– Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.
– Как Герасим относится к другим героям? Почему?
– Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
С. А. Верткая, МОУ СОШ № 17, п. Вишневый, Карталинский район, Челябинская область
Метки: Литература