Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • А. Н. Радищев. Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева. . . »

А. Н. Радищев. Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева. . . »

А. Н. Радищев. Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева. . . »

Цель: Раскрыть замысел книги, показать своеобразие художественного метода Радищева.

Тип урока: Изучение нового материала, комбинированный.

Методы: Практическая работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Я взглянул окрест меня –

Душа моя страданиями человечества

Уязвлена стала.

А. Н. Радищев

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Семья, детство, образование.

Дед его, Афанасий Прокофьевич Радищев, один из потешных Петра Великого , дослужился до бригадирского чина и дал своему сыну Николаю хорошее по тому времени воспитание: Николай Афанасьевич знал несколько иностранных языков, был знаком с историей и богословием, любил сельское хозяйство и много читал. Он был очень любим крестьянами, так что во время Пугачевского бунта, когда он со старшими детьми спрятался в лесу (жил он в Кузнецком уезде Саратовской губернии), а младших детей отдал на руки крестьянам, никто не выдал его.

Старший сын, Александр, любимец матери, родился 20 августа 1749 г. Русской грамоте он выучился по часослову и псалтырю. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель француз, но выбор оказался неудачный: учитель, как потом узнали, был беглый солдат.

Тогда отец решил отправить мальчика в Москву. Здесь Радищев был помещен у родственника своей матери, М. Ф. Аргамакова, человека умного и просвещенного. Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Очевидно, от него Радищев узнал впервые некоторые положения философии просвещения. Аргамаков, по связям своим с Московским университетом (другой Аргамаков, А. М. , был первым директором университета), доставил Радищеву возможность пользоваться уроками профессоров.

В 13 лет (в 1762г. ) Александр поступил в Петербургский пажеский корпус. Пажи во дворце видели расточительство и роскошь, привилегии дворян; учебные заведения были открыты только для аристократов.

В числе лучших учеников в 1766г. Радищев был послан в Лейпцигский университет для изучения юриспруденции. Там увлекся трудами французских философов Дени Дидро, Жан Жака Руссо, Вольтера. Вернувшись в Россию, поступил на службу в Сенат, затем перевелся в коммерц-коллегию. Здесь снискал репутацию безупречно честного и талантливого юриста. Он пользовался большим расположением своего начальника, либерально настроенного вельможи А. Р. Воронцова.

Карьера и творчество.

Перед Радищевым открывалась блестящая карьера. Но он менее всего был озабочен личной судьбой, мучительно думая, как помочь страдающему народу. Свое литературно-публицистическое творчество он посвятил решению наболевших социальных вопросов, а точнее – крепостному праву и самодержавию.

В 1789г. в ж. «Беседующий гражданин» публикует ст. «Беседа о том, что есть настоящий сын Отечества»:

«Не все достойны звания патриота, им не могут быть униженные рабы и угнетатели. Лишь тот может быть назван сыном Отечества, кто не страшится трудностей, преодолевает препятствия, помогает несчастным, избавляет от опасностей заблуждения и пороков, и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью».

Вся дальнейшая деятельность Радищева показала, что он являлся именно таким сыном Отечества, подлинным патриотом.

3. «Путешествие из Петербурга в Москву».

В 1790г. в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель с небывалой смелостью выступил против самодержавно-крепостнического строя. Печатая книгу, он готов был к любым испытаниям. Напечатал ее в собственной типографии.

Екатерина II, прочитав книгу, сказала: «Злодей хуже Пугачева».

Последовал арест, заключение в Петропавловскую крепость, угроза смертной казни. После вынесения смертного приговора Екатерина II заменила смертный приговор ссылкой в Сибирь в Илимский острог «на десятилетнее безысходное пребывание», т. к. боялась потерять в Европе имя просвещенной императрицы.

Ссылка не сломила духа Радищева. Он говорил: «Потомство отомстит за меня!»

Свои революционные убеждения Радищев пронес через всю жизнь. Вернувшись из ссылки, работал в законодательной комиссии Александра I; составил ряд законопроектов, которые предусматривали уничтожение крепостного права и предоставление народным массам демократических свобод. Реакционеры стали грозить «вольнодумцу» новой ссылкой.

Затравленный своими недругами, в 1802г. А. Н. Радищев покончил жизнь самоубийством. Его смерть явилась своеобразным политическим протестом.

4. Разговор о содержании «Путешествия из Петербурга в Москву» через сюжет.

«София» – хамство, обман, чинопочитание.

«Любани» – трудолюбивый крестьянин, не верящий в закон.

«Чудово» – бездушие чиновников.

«Спасская Полесть» – казнокрадство, использование служебного положения.

«Сон» – кто виноват? Царь знает, но не хочет видеть, ибо сам в крови.

«Зайцово» – крестьяне убили помещика, и убийство это выглядит как оправданное.

«Хотилов» – крестьян нужно освободить.

«Медное» – крестьяне продаются подобно вещи.

«Тверь» – ода «Вольность». Самодержавие нужно свергнуть вооружённой борьбой народа.

«Городня» – рекрутские наборы, хотя иные крестьяне способнее помещиков.

«Пешки» – положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.

5. Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева в специфике жанра («путешествие»)

Свою главную книгу писатель создал в жанре литературного путешествия.

Выбор жанра не был случайным для автора, который полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности.

«Много можно узнать,– писал он,– если бы сыскался или житель столицы, или житель в губернии, или путешествователь, довольно имеющий твердости духа, любящий отечество и правду, а сверх того находяся в независимости своей в особенности, не имел нужды бояться мщения сильных, сделал бы картину преступающих в злоупотреблении властей».

1 . «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева – жанр литературного путешествия.

2. Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева через включение в книгу различных жанров:

а) фольклора.

б) древнерусской литературы.

в) новой русской литературы.

В «Путешествии » А. Н. Радищева встречаются такие традиционные для произведений жанра путевых записок мотивы и приемы, как культ дружбы, приём «найденной рукописи», описание разговора с несчастной девушкой, встречи с нищим, посещение крестьянской избы и т. п.

В книге Радищева каждое описанное событие – факт современной писателю русской жизни, который становится звеном общей системы антинародной политики «верхов».

А. Н. Радищев, как этого требовал жанровый канон, открывал книгу посвящением другу – товарищу детства и юности Алексею Михайловичу Кутузову.

Произведение Радищева – полемический отклик на книгу немецкого писателя Г. В. Бериша «Путешествие добродетели», переведенную на русский язык А. М. Кутузовым, одним из руководителей русского масонства.

Начиная произведение, автор, как правило, объяснял причины создания и публикации.

По традиции путевых записок, Радищев писал, обращаясь к Кутузову: «Мой друг! Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь».

Идея обретения счастья в борьбе за честь и свободу народа стала новым словом в отечественной этике.

Писатель ставил перед собой цель – разбудить дремлющие силы «сочувственников», сделать их единомышленниками в борьбе за счастье народа, привлечь на свою сторону колеблющихся, заставить задуматься равнодушных, бросить вызов «жестокосердным».

В главе «София» Путешественник, разозлённый наглостью почтового комиссара, хотел было ударить его, но вовремя остановился. Обдумывая затем своё поведение, он пришёл к выводу, что «рассудок есть раб нетерпеливости», то есть ум может затмеваться страстью, страсти следует обуздывать.

В главе «Чудово» приятель Путешественника Ч , побывав в экстремальной ситуации (кораблекрушение), понял, что все степени, чины, титулы (в том числе дворянство) – это только одежды, которые спадают, и «человек тогда становится просто человеком».

В главе «Бронницы» Путешественник посетил церковь на месте исчезнувшего Холмограда и стал рассуждать о Боге. Человеку не нужно знать всё заранее, иначе он или испугается, или потеряет интерес к жизни; рассудок человека слаб и ему не справиться с этим знанием, поэтому лучше довериться Богу, который является каждому человеку как «тайный глас». Значит один из способов самосовершенствования – прислушиваться к внутреннему голосу.

6. Вывод:

Таким образом, показав различные жизненные ситуации, связанные с проблемой воспитания и самосовершенствования, Радищев предлагает оригинальную воспитательную систему, утверждает, что воспитание возможно, так как оно развивает индивидуальный природный дар в человеке. Иначе говоря, первый постулат воспитательной системы Радищева звучит примерно так: человек должен рождаться и расти без принуждения, естественно.

И БЫТЬ ПРИ ЭТОМ СВОБОДНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ!

7. Домашнее задание:

Ответить на вопрос (письменно) – стр. 76 «Почему «Путешествие » завершается похвальным и торжественным «Словом о Ломоносове»?

Материалы к ответу найти на стр. 68-76.

Л. В. Шустова, МБОУСОШ п. Солидарность Елецкого района, г. Елец, Липецкая область

Метки: Литература