Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Материалы для подготовки к ГИА по литературе 19 века, ч 1

Материалы для подготовки к ГИА по литературе 19 века, ч 1

О 1. Образы из мира природы и их роль в баснях И. А. Крылова. (На примере одной-двух басен по Вашему выбору. )

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен Крылова. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца – это аллегория какой-либо черты характера. Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости или лести, а из хитрости, лести и лживости одновременно. И в соответствии с характером она по-разному ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,

Лисица стала и жирней,

Но все не сделалась честней _______________

Выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила.

У сильного всегда бессильный виноват, гласит мораль басни «Волк и ягнёнок». Образ ягненка использован не только как аллегория слабости и беззащитности, но этот образ еще и предстает как метафора определенного социального уровня, возможно мелких ҹиновников. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы государственными институтами. Для этого используются образы животных. Примером может служить басня Квартет, где пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его ҹетыре департамента, возглавляемые:

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет. . .

Ударили в смыҹки, дерут, а толку нет.

Действительно, ҹто же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его глав}7 поставлена даже не свора собак, а именно столь разные животные.

а Щука тянет в воду.

Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами указывают также и на реалистиҹескую основу басни, ҹто проявляется в создании Крыловым русского национального характера. ____________________________

2. Образ городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». (сочинение)

Один из главных героев комедии – городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Начал свою службу он с низших чинов, он по-своему неглупый человек, с большим опытом, есть значительные связи, он очень хитер, как лис, знает, как надо подольститься к человеку, чтобы расположить его к себе, чтобы иметь с него выгоду. Глава города из него никудышный.

Деятельность Антона Антоновича привела к тому, что все в городе пришло в упадок, честно не работает ни одна служба. Городничий видит, как плохо обстоят дела всюду, но предпринять что– либо совсем не желает. К городским купцам Антон Антонович относится неуважительно и сурово, безжалостно обирает их. Главная ценность для городничего – это деньги, в этом человеке нет ничего порядочного, честного, доброго. Весь город смотрит на него и ведет себя также. Какой городничий такой и город, все отношения построены здесь на выгоде, каждый чиновник только и думает, где бы хорошо нажиться и как не попасться властям, никто не хочет отвечать за свои поступки, их город на грани краха, в больницах людей не лечат, деньги на мосты и церкви воруют. Все это мог бы предотвратить городничий, но ему нет и дела до своего города. Его добродетельность проявляется только в отношении к жене и дочери. Он не оставляет их в неведении по поводу приезда ревизора и, даже сильно торопясь, пишет жене нежную и вежливую записку: «Целуя, душенька, твою ручку, остаюсь твой »

Все отрицательное: грубость и низость были представлены в городничем. Все это было заложено в нем с детства, с годами все это увеличивалось, под воздействием обстоятельств и с приездом ревизора все это вышло наружу. Автор выставляет все его пороки и высмеивает его. Заключительная сцена комедии – достойный финал деятельности градоначальника. Он предстает одураченным, глупым человеком, которого легко обвел вокруг пальца заезжий пройдоха из Петербурга. Градоначальнику преподнесен хороший урок. Может быть, эта комедия Гоголя будет и в наше время являться напоминанием каждому чиновнику, что в его жизни может появиться вот такой же «ревизор». ____________________________

3. Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». ) (сочинение)

Чацкий и Софья много общались в юном возрасте. Их соединяли чувства взаимной симпатии. Когда Софье было четырнадцать лет, Чацкий уехал набираться ума в дальних странствиях.

За время его отсутствия девушка повзрослела на три года и влюбилась в Молчалина, секретаря своего отца, живущего с ней в одном доме. Чацкий вернулся, полный пылких чувств к Софье, но в ответ встретил холодность и неприязнь. Он попытался выяснить причину этого и в конце концов узнал, что Софья любит другого. Ее избранник показался Чацкому недостойным такой девушки, как Софья. Она же, оскорбленная его насмешками над предметом своей любви, чтобы отомстить, пустила слух, что Чацкий сошел с ума.

В финале пьесы Софья была потрясена, узнав, что Чацкий оказался прав: Молчалин ее не любит, а за ее спиной пытается соблазнить служанку Лизу. Когда всё раскрылось, Чацкий произнес гневный монолог, обличающий всех, и в том числе Софью, и покинул ее и дом Фамусовых. Чацкий никак не может поверить в то, что такая умная, незаурядная девушка, как Софья, полюбила льстеца и низкопоклонника Молчалина. Он все еще думает, что Софья – та прежняя, какой она была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми, подобными Молчалину. Но, к сожалению, Софья воспринимает Молчалина очень серьезно. Чацкий видит в мире то, что не видит фамусовское общество. Он, как и многие другие герои других произведений, хочет спасти мир, сделать его лучше. Но в этом обществе, в этой серой массе выделяется Софья. Чацкий видит, что может сломать это общество. Но проблема в другом: она этого не хочет. Ей легче жить в таком обществе. А если бы она выбрала бы Чацкого, это означало бы, что она согласилась на перемены.

Таким образом, рассмотрев любовный конфликт комедии, можно сделать вывод, что всё здесь не так уж просто и однозначно. И это объясняется тем, что «Горе от ума» – реалистическое произведение. В нем всё сложно и запутанно, как в самой жизни. Нет, Софья не изменяла Чацкому. Напротив, она сама пострадала, оказавшись обманутой Молчалиным. И может быть, когда Софья раскаялась после разоблачения Молчалина, Чацкому следовало бы ее утешить и поддержать в ее горе, а не усугублять его гневными словами. Но Чацкого тоже понять можно: его гнев после случившегося был уже таким, что эмоции подавляли разум. _____________

4. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема семьи?

Одна из ведущих тем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» – тема дома, семьи, семейных отношений. «Капитанская дочка» повествует о грандиозных исторических событиях, о пугачевском бунте. Однако события эти пропущены сквозь призму восприятия молодого офицера, Петра Гринева, находящегося на службе в гвардии императрицы.

В «Капитанской дочке» автор представляет нам два семейства – Гриневых и Мироновых. Описания быта, традиций этих семей задают в повести тему русской патриархальной жизни. В образах Гриневых Пушкин утверждает излюбленную им концепцию: старинное, «коренное» дворянство, так много сделавшее для русского государства, сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Например, Андрей Петрович Гринев наделен в повести многими достоинствами: он прямодушен, смел, честен, по-своему мудр. Для него значимы понятия чести и долга.

Столь же достойной в повести является и семья Мироновых. Это добрые, радушные, отзывчивые люди, которые принимают Гринева как родного. Глава семьи, Иван Кузьмич, – выходец из солдатских детей, простой, бесхитростный человек, добрый и честный, до конца исполняющий свой воинский долг. . Он заботится о Василисе Егоровне, оберегает Машу от жизненных невзгод, от неверных поступков. В доме Мироновых, да и во всей крепости всем заправляет Василиса Егоровна, которая дела службы рассматривает как свои хозяйственные. Василиса Егоровна не покидает мужа в последнюю минуту жизни: как и подобает офицерской жене, она остается рядом с Иваном Кузьмичом во время пугачевского нашествия. Вместе с мужем она погибает, не пожелав подчиниться самозванцу. Из семьи Мироновых удается спастись лишь Маше, которую родители заблаговременно услали из дома. Маша не обладает ни «боевым духом» Василисы Егоровны, ни какими-то особыми, «выдающимися» качествами. Однако когда жениху ее грозит ссылка в Сибирь, позор и бесчестье, мы открываем в этой героине и мужество, и твердость духа, и благородство, и своеобразный такт. Скромная провинциальная девушка едет в Петербург, чтобы просить императрицу о помиловании дорогого для нее человека. Оказавшись при дворе, она простодушно рассказывает обо всем некой неизвестной даме, не зная, что перед ней Екатерина II. И справедливость торжествует – императрица освобождает Гринева, разобравшись в его деле.

Таким образом, «мысль семейная» в повести столь же важна, как и тема русского бунта. Именно в семье формируются нравственные качества человека, развиваются хорошие или дурные задатки, духовность, милосердие. ___________________________________________________________________ 5. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». )

Представим себе московский барский особняк 20-х годов XIX века. Как свежий ветер, врывается в его затхлую атмосферу пылкий, влюбленный в дочь хозяина молодой человек – Александр Андреич Чацкий. С этим домом связаны его детские воспоминания (здесь он воспитывался), здесь живет любимая им и, как он полагает, любящая его девушка. Он предчувствует счастливые минуты встречи, нового узнавания дорогих ему людей. Но, увы, «мильон терзаний» ожидает его здесь, и связаны эти терзания не только с крушением любви, но и с идейным противостоянием: на одном полюсе он, Чацкий, – «умница», «карбонари», который «властей не признает», «вольность хочет проповедать», а на другом – хозяин дома, Фамусов, московский туз, гонитель всего нового, прогрессивного.

Фамусов – типичный барин-крепостник, рьяно защищающий старый уклад жизни и дворянские традиции прошлого: он считает незыблемым крепостное право, не видит в слугах людей (называет их Петрушками, Фильками, Гришками; рассердившись грозит: «В работу вас, на поселенье вас!»); идеал человека для него шут и ничтожество Максим Петрович; работа – надоевшее бремя, а поэтому его «обычай», как он сам признается, такой: «подписано – так с плеч долой». Фамусов – враг просвещения, в котором он видит «зло»; его мечта – «забрать все книги бы да сжечь». Ему кажется справедливым, что «по отцу и сыну честь», а сам по себе человек ничего не значит: «будь плохонький, а если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених». Самые опасные враги для Фамусова – это передовые люди, чьи взгляды он считает разрушительными, опасными для его благополучия и спокойствия. Таких людей он ненавидит и боится: ведь они стремятся служить «делу, а не лицам», не хотят жить, «на старших глядя». Вот почему приезд Чацкого – для него катастрофа. Если вначале Павел Афанасьевич, притворяясь добродушным наставником, ворчит и поучает, то вскоре, выведенный из себя вольнодумными речами Чацкого с возмущением нападает на него. По его мнению, надо запретить таким господам, как его гость, «на выстрел подъезжать к столицам».

Причины беспокойства Фамусова ясны: Чацкий уже не тот благонравный юноша, который покинул этот дом три года назад. Теперь это зрелый человек с твердыми убеждениями, его речи направлены против того строя и тех порядков, которые являются основой благополучия фамусовского общества. Прежде всего он выступает как противник крепостного права, гневно обличает неправый суд, его возмущают служба лицам, а не делу, чинопочитание и угодничество, рабская мораль. Он не понимает, как можно не сметь «свое суждение иметь», пресмыкаться перед власть имущими, с пренебрежением относиться к национальной культуре, языку.

Естественно, что убеждения Фамусова и Чацкого непримиримы. Ведь причина их конфликта не личная антипатия, не взаимные обиды или недовольство – они антагонисты по своим общественно-политическим взглядам, и каждый выступает от имени своих единомышленников. _____________________________________

7. Почему никто из чиновников города N не осознаёт, что Хлестаков не ревизор? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». )

Страх быть разоблачёнными и наказанными движет чиновниками с самого начала пьесы, туманит им разум. Именно страх перед возмездием за совершенные преступления заставляет чиновников принять Хлестакова, "фитюльку", ничтожество, "елистратишку" за важного человека. Они создают в своем воображении несуществующий призрак ревизора и сражаются с ним. Городничий едет к "ревизору". В панике он вместо шляпы надевает коробку себе на голову, на ходу раздает последние поручения перед встречей с "чиновником из Петербурга".

Хлестаков в это время тоже боится. Трактирщик пригрозил, что сдаст его городничему, после чего Хлестакова посадят в тюрьму. И тут к нему заходит городничий. . . Оба боятся друг друга. Хлестаков к тому же еще и горячится, громко кричит, что заставляет городничего еще сильней трястись от страха. Городской глава пытается его задобрить, дает "взятку", приглашает пожить у себя, и Хлестаков, встретив столь радушный прием, успокаивается. Он даже не подозревает за кого его приняли. Он и не собирался никого обманывать, но городничий и не сомневается: перед ним ревизор, который хочет скрыть это. Будь Хлестаков сознательным лгуном, он был бы понят и разгадан. И здесь опять играет роль всеобщий страх. Он не дает открыть глаза городничему и чиновникам, когда Хлестаков в самоупоении обрушивает на них такой поток вранья, в которое трудно даже поверить. Сам Хлестаков забывается настолько, что сам верит в свое вранье. Он уже сам не может понять, кто он такой: мелкий служащий, не получивший никаких высоких чинов и по сему созванный отцом домой, или "ваше превосходительство", управляющий департаментом, известный всем чиновникам в Петербурге человек. Единственный, кто первый понял ошибку, – это слуга Осип, который, боясь за своего господина, увозит его из этого города.

Вначале произведения Хлестаков является жертвой обстоятельств, а потом, по ходу развития событий в произведении, он использует обстоятельства для своей выгоды. Как только Хлестаков понял, за кого приняли его, то, используя свои актерские таланты, он спокойно стал лже-ревизором. . . Хлестаков в какой-то момент превращается во взяточника, сам того не осознавая. Хлестакова– взяточника создают окружающие Хлестакова проданные чиновники. __________________________________________________________________

8. Почему А. С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману в стихах «Евгений Онегин». )

Давая характеристику роману, В. Г. Белинский отмечал, что «в «Евгении Онегине» воплотилась душа поэта». Образ Татьяны Лариной обладает в романе тем большей значительностью, что в нем выражены возвышенные идеалы самого Пушкина. Начиная с III главы, Татьяна, наряду с Онегиным, становится основным действующим лицом событий.

Автор рассказывает о ее детстве, об окружающей ее природе, о ее воспитании. Ее жизнь в деревне, в Москве и Петербурге, письмо к Онегину, «чудный сон», мечты и поступки – все привлекает внимание автора. Татьяна росла и воспитывалась в деревне. Атмосфера русских обычаев и народных традиций была благоприятной почвой, на которой выросла и окрепла любовь дворянской девушки к народу.

Она очень близка со своей няней, которая очень напоминает нам няню Пушкина, Арину Родионовну. «Русская душою», по характеристике поэта, Татьяна любит «мглу крещенских вечеров», верит в «преданья простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Татьяна думает о «поселянах», помогает бедным. Все это привлекает в Татьяне самого автора. Мечтательную и впечатлительную девушку увлекают романы Ричардсона и Руссо. Чтение книг пробуждает мысль Татьяны, книги открывают перед ней незнакомый и богатый мир, развивают ее воображение. Она отличалась от местных барышень глубиной своих мыслей, чувств и поэтому была чужда им. «Я здесь одна, никто меня не понимает», – пишет она Онегину. Но, несмотря на увлечение иностранной литературой, Татьяна, в отличие от Онегина и Ленского, всегда была связана со всем русским, родным. В ней нет жеманности, лукавого кокетства, сентиментальной чувственности героинь книг. Она полна искренности и чистоты в своих чувствах.

Она проявляет смелость, нарушая традиционные правила для девушек, и первая признается в любви в письме к Онегину:

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой.

Свою жизнь она хочет строить не по правилам, принятым в помещичьей среде. Она мечтает иметь рядом человека, которому можно довериться, который поймет ее и оценит. Она полюбила его «не шутя», серьезно, на всю жизнь. Ее трогательное письмо к нему дышит глубоким чувством и нравственной глубиной.

Судьба Татьяны трагична не менее, чем судьба Онегина. Но трагедия ее иная. Жизнь изломала, исковеркала характер Онегина, превратила его в «умную ненужность», по определению Герцена. Характер Татьяны не изменился, хотя жизнь принесла ей одни страдания.

В лирических отступлениях Пушкин признается, что Татьяна – это его идеал русской женщины, что в ней он выразил свое отношение к светской и деревенской жизни. В ней, по мнению поэта, гармонически сочетаются лучшие качества русского характера. Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества, показывает ее как цельную натуру, способную на глубокие и искренние чувства. _____________________________________________________________________

9. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». )

Александр Андреевич Чацкий по своему общественному положению принадлежит к дворянскому классу, но образ мыслей его и поведение находятся в резком противоречии с окружающей средой.

Трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно добиться, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.

Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общего: общества. Главная его идея – гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него – рабство во всех его проявлениях, самое желанное – свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке. Мы понимаем, что столкновение Чацкого с фамусовским миром – не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Свобода во всем должна придти на смену иерархической упорядоченности прежней жизни. Чацкий, желая воплотить свои идеи, делает несколько практических шагов, результатом которых оказывается его "связь с министрами", о которой упоминает Молчалин.

Ведь это не что иное, как участие героя в конкретных реформах власти, которые не состоялись. Чацкий умеряет свой реформаторский пыл и уезжает за лицу не только в поисках ума, но и от бессилия что-либо сделать в сложившейся ситуации. Его ничто больше не связывает с родными пенатами , Вероятно, он не приехал бы вовсе, если бы не Софья.

Отъезд ведь тоже форма протеста, пусть и пассивная. После скандала в доме Фамусова , Чацкий вряд ли еще когда-нибудь появится в России.

Он только укрепился в выборе, который совершил давно: жить подобной жизнью – невозможно.

И вот та родина нет в нынешний приезд

Я вижу, что она мне скоро надоест.

Он в глазах общества, которое живет по старинке и очень этим довольно, – опасный человек, "карбонарий", нарушающий гармонию их существования.

Чацкий – это герой того времени, и благодаря этой комедии он герой нашего, герой будущего времени. Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Его образ полон глубокого общечеловеческого значений.

________________________________________

10. Почему повесть Н. В. Гоголя называется «Шинель»?

Шинель -это форменное пальто для очень и очень многих одинаковых служивых людей. Этим названием Н. В. гоголь хотел выразить то, что таких как Башмачкин много, что это явление повсеместное, а не исключительное в своём роде.

Гоголь развивает в повести с огромной глубиной и силой тему «маленького человека». Трагедия титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина не только в том, что он стоит на одной из низших ступеней социальной лестницы и что он лишен самых обычных человеческих радостей, но, главным образом, в том, что у него нет ни малейшего проблеска понимания собственного ужасного положения. Бездушная государственная чиновничья машина превратила его в автомат.

В образе Акакия Акакиевича сама идея человека и его сущности превращается в свою противоположность: именно то, что лишает его нормальной человеческой жизни – бессмысленное, механическое переписывание бумаг, – становится для Акакия Акакиевича поэзией жизни. Он испытывает наслаждение от этого переписывания. Бесчисленные удары судьбы сделали Акакия Акакиевича нечувствительным к насмешкам и издевательствам начальников и сослуживцев.

Сюжет повести раскрывается в двух событиях – в приобретении и утрате Акакием Акакиевичем шинели. Но покупка им новой шинели – такое грандиозное событие в тусклой, однообразной и бедной его жизни, что шинель приобретает в конце концов значение символа, условие самого существования Башмачкина. И, лишившись шинели, он умирает. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное »

При жизни Акакий Акакиевич не мог и помыслить о каком-либо сопротивлении и неповиновении.

И лишь после смерти он появляется на улицах Петербурга в виде мстителя за свою погубленную жизнь. Эта фантастическая концовка повести не только не уводит от основной идеи, но является ее логическим завершением. Конечно, Гоголь далек от призыва к активному протесту против существующих порядков. Но свое резко отрицательное отношение он выразил вполне определенно. ________________________________

12. Кого и за что высмеивает И. А. Крылов в своих баснях? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору. )

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Мы с детства знакомы с его произведениями. В своих баснях он высмеивает и критикует недостатки общественной жизни и человеческие пороки: хитрость, жадность, лень, тщеславие, трусость, глупость, невежество. Причем делает это просто и доходчиво, понятным языком.

Так, например, Крылов убежден, что основу жизни составляет труд, а благополучие общества зависит от согласного труда людей, работающих честно и умело. К чему может привести отсутствие профессиональных знаний, показано в басне "Квартет".

Поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Он обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Проказница-мартышка, Осел,

Козел Да косолапый Мишка ;

Затеяли сыграть квартет"

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы

И споры Кому и как сидеть.

Но мудрый Соловей – народ – понимает необходимое условие слаженной игры квартета – работы Государственного совета – профессионализм:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней _______________

Коротко и категорично звучат слова приговора:

А вы, друзья, как ни садитесь.

Все в музыканты не годитесь.

Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей. . . говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора.

Эту же тему Крылов продолжает в басне "Лебедь, Рак и Щука". Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

_________________

13. Мастерство И. А. Крылова в создании басенных образов. (На примере не менее двух басен по Вашему выбору. )

У Крылова почти каждая басня имеет свой особый характер, свою манеру. Но главное, что отличает крыловские басни от басен его предшественников и современников, – это реалистическая конкретность образов. В его баснях впервые в басенном жанре появились живые люди и звери, наделенные людскими характерами. В баснях "Волк на псарне" и "Щука и кот" под образами волка и щуки подразумевается Наполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал "на псарню" вместо "овчарни". . . Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи.

В басне «Квартет» поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Он обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Проказница-мартышка, Осел,

Козел Да косолапый Мишка ;

Затеяли сыграть квартет"

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы

И споры Кому и как сидеть.

Но мудрый Соловей – народ – понимает необходимое условие слаженной игры квартета – работы Государственного совета – профессионализм:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней _______________

Коротко и категорично звучат слова приговора:

А вы, друзья, как ни садитесь.

Все в музыканты не годитесь.

Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей. . . говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. _____________________________________

14. Кого можно назвать фаталистом в главе «Фаталист»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Вопрос о «случае», «судьбе», «предопределений», входивших в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова, и положен в основу «Фаталиста». Сюжет новеллы трижды подтверждает реальность предопределения. Вместе с тем фатализм не исключал для Лермонтова активного вмешательства в жизнь, но, напротив, он предполагал свободу действий, решительное вторжение в заранее определенный ход событий.

На последних страницах романа Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха неспособными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья » Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.

В повести «Фаталист» поставлен и решен вопрос о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрению фаталистов, утверждающих, что миром правит неведомая и неотвратимая сила (рок, судьба), то борьба невозможна и потому бессмысленна.

Противоречивы мнения офицеров по поводу судьбы. Кто-то спрашивает, зачем человеку разум и воля, если все уже решено, а кто-то восклицает, что своей судьбы не минуешь.

Выйдя победителем из смертной схватки с преступником, Печорин усомнился в существовании предопределения , ибо остался жив не по воле рока. Его спасли от неминуемой, казалось бы, гибели хладнокровный рассудок, строгий расчет и храбрость.

Однако из всех событий, изображенных в повести, герой делает далеко идущие выводы: при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость: «Что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».

К концу повествования в наших глазах Печорин выглядит уже совсем другим . Он становится героем. Не одним из целого поколения, взятым в качестве примера набора пороков, а выдающейся личностью, со своими достоинствами и недостатками; противоречивым, уставшим человеком, который, несмотря на все трудности и беды, коих на его недолгом жизненном пути встретилось множество, продолжает верить в то, что получит избавление, в то, что его жизнь наладится, в то, что он найдет цель и достигнет ее. Он смело отдает себе отчет во всех своих поступках и мыслях, намерениях и желаниях.

Обезоруживая убийцу, Печорин совершает, наверное, первый поступок, имеющий смысл. Он фаталист, но не считает, что «своей судьбы не минуешь». Сначала он безнравственно рискует чужой жизнью, потом ставит под удар свою. В этом очередное противоречие. В этом – весь Печорин, герой нашего времени. _______________

16. В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». )

Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, во всем остальном они резко отличаются друг от друга. Они противостоят друг другу, и это противостояние проявляется как в любовном, так и в общественном конфликтах. Чацкий талантлив, он всегда говорит то, что думает. "Таланты" же Молчалина состоят в "умеренности и аккуратности". За маской бессловесного, скромного, тихого, услужливого секретаря Фамусова скрывается беспринципный карьерист, бессердечный и лицемерный эгоист. Чацкий называет "нынешний век" веком просвещения и всячески восхваляет тягу к знаниям, наукам и искусствам. Безродный мещанин Молчалин, вероятно, воспитывается хуже Чацкого. И если бы не Фамусов, пришлось бы Молчалину "коптеть в Твери", то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности продвинуться. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, не видит в нем достойного соперника, для него Молчалин – полное ничтожество, "жалчайшее созданье". Но и Молчалин ни во что не ставит Чацкого, который в его глазах обыкновенный неудачник. Чацкий – новый человек. На его пути стоит "фамусовское общество", но более сильным и живучим оказываются Молчалины. _____________________________________________________________

17. Образ «маленького человека» и тема сострадания в повести Н. В. Гоголя «Шинель».

Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя "Шинель". Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов. Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни.

Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой.

В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности "маленького человека", однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств. __________________

18. Почему А. С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?

Первоначально пьеса называлась "Горе уму". При изменении названия произошло и изменение идеи произведения. В первом названии ум пассивен, он ничего не может изменить – отсюда драматический конфликт. Во втором названии ум активен, он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон. Грибоедов противопоставляет несколько типов ума, а главную проблему освещает с точки зрения России. Автор показывает, что смешным может быть и умнейший Чацкий, и неглупая Софья. Грибоедов хотел показать, что и умный человек бывает одинок и глубоко несчастен»

Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума.

Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы. В своем произведении А. С. Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов: "Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме"; Софья: "Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далеко" и т. д. ), но это высказывания разного ряда. У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А. С. Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя.

Комедия А. С. Грибоедова, начиная с названия, обращена отнюдь не к Фамусовым, а к Чацким – смешным и одиноким ("один умный человек на 25 глупцов"), резонерством стремящихся изменить неподвластный быстрым изменениям мир. ______________________________________________________

19. Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». )

Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хорошими качествами: умом сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки дворянского круга она получила хорошее образование и воспитание. В то же время Софья – дитя своего общества. Представления о людях и о жизни она черпала из французских сентиментальных романов, и именно эта сентиментальная литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Поэтому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев.

Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять. Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидя, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Ему было больно увидеть ее такой после его трехлетнего отсутствия, было тяжело осознать, что любимая избрала Молчалина.

Софья также очень переживает, но из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника лишь "в угодность дочери такого человека". Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал "всем людям без изъятья". Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Думается, что она сумеет найти подобного человека и повторит судьбу Натальи Дмитриевны Горич и княгини Тугоуховской. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. И если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. ________________

20. Особенности языка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Погружаясь в любимое произведение, мы не всегда понимаем, что же так увлекает нас. Может, кому-то это покажется удивительным, но огромную роль в восприятии текста играет язык. Своеобразный, «авторский» язык оттеняет текст, он является той прекрасной огранкой, что так необходима алмазу – сюжету.

Язык «Гое от ума» очень богат, это кладезь средств, с помощью которых можно так тонко и точно передать мысли, чувства, взгляды и оттенки переживаний. Стоит только обратиться к тексту комедии, как автор ее увлекает нас в Москву, к Фамусову в дом, в совсем другой, завораживающий мир. Современники писателя говорили о языке комедии как о явлении необыкновенном, сильном, ярком.

В пьесе каждый персонаж говорит своим языком, у каждого своя речевая характеристика. Основной конфликт пьесы – конфликт между передовой личностью – Чацким – и обществом, типичным представителем которого является Фамусов, Конфликт находит отражение и в речи героев.

В отличие от Чацкого, Фамусов говорит простым языком, но степенно, с чувсвом собственного превосходства и права поучать других. В его речи чувствуется хозяин, хозяин дома, где происходит действие, и главное, хозяин в московском дворянском обществе, этакий стареющий лен, царь.

Речь Скалозуба насыщена военной терминологией, а также несколько неграмотна («мне совестно как честный офицер»), что свидетельствует об ограниченности его интеллекта и кругозора.

Молчалин (что соответствует его фамилии и характеру) говорит очень мало и всегда заискивающе, прибавляя в конце слов «-с»: «Я-с С бумагами-с. . . », – использует деловой, канцелярский стиль речи.

Репетилов смешивает разговорный стиль с деловым, канцелярским, что создает комический эффект; неуместно употребляет слова, значение которых плохо понимает: «зови меня вандалом», «радикальные потребны тут лекарства».

Афоризмы больше всего свойственны речи Чацкого и Лизы, они встречаются в речи почти всех персонажей и относятся скорее к авторскому стилю, чем к стилю персонажа, здесь сам Грибоедов говорит устами героев: «Блажен, кто верует тепло ему на свете!» (Чацкий), «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» (Фамусов), «Счастливые часов не наблюдают» (Софья), «Ах! Злые языки страшнее пистолета» (Молчалин), «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь» (Лиза).

Афоризмы комедии основаны на принципе русских пословиц и поговорок. Именно это и поражает русского человека, неотвратимо привлекает его к произведению, «роднит» с читателем. ______________________

21. Как меняется понимание А. С. Пушкиным идеи свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из основных источников вдохновения. В стихотворении «Лицинию» и оде «Вольность» Пушкин говорит о свободе и деспотизме вообще. Но в дальнейшем он концентрирует свое внимание на ситуации в России, то есть его идеал свободы приобретает патриотический характер. В стихотворении«К Чаадаеву» присутствует мысль о возможности насильственного свержения царской власти. В последних строчках стихотворения речь идет об «обломках самовластья», и более того, в качестве непосредственных участников слома государственной системы выступает сам поэт и его друзья:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!__________________________________________________

22. Почему ничтожного Хлестакова принимают за важное лицо? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». )

Иван Александрович Хлестаков – один из самых ярких и значимых персонажей в творчестве Н. В. Гоголя, главный герой комедии «Ревизор».

Хлестакова не уважает даже собственный слуга, может оттаскать за вихры отец. Иван Александрович беден и причина его бедности в неспособности работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, но глупость и внутренняя пустота не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Хлестакову кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется «из грязи в князи».

Такой случай представляется – мелкого чиновника принимают за важную персону, ревизора, приехавшего инкогнито из столицы и это позволяет раскрыть внутренний мир персонажа. Хлестаков алогичен и совершенно непредсказуем: в каждый данный момент он ведет себя так, как «получается». Едва поселившись в гостинице, голодный и под угрозой ареста Хлестаков льстиво молит слугу принести хоть что-нибудь поесть. При виде тарелки супа он сразу же забывает, что минуту назад униженно клянчил еду и прыгает на стуле от восторга и нетерпения. Хлестаков глуп и труслив: он не может понять, что за делегация к нему явилась во главе с городничим. Впервые встретившись, Хлестаков и городничий в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза. Когда Хлестаков наконец-то догадывается, что его принимают за важную персону, его глупость и бесхитростность позволяют без каких-либо сознательных действий с его стороны обмануть чиновников. Будь Хлестаков хитроумным мошенником, он начал бы сознательно подыгрывать чиновникам уездного города и, скорее всего, провалился бы. Хитрость, продуманная ложь вряд ли обманули бы опытного городничего. Но городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного – чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи. Я не хотела бы называть Хлестакова лжецом, поскольку ложь зла и коварна. На мой взгляд, для Хлестакова больше подходит слово «враль», отчасти «выдумщик», искренне верящим в свои слова. То, что говорит Хлестаков – сиюминутно, его слова не направлены во времени. Он говорит то, что от него ожидают услышать и это признак того, что внутренний мир Хлестакова застыл в развитии на уровне мальчишки 9-10 лет. Чиновники хотят видеть важную «шишку» – и из служащего, который «только переписывает», Хлестаков за несколько минут вырастает почти до главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит». _________________________________________________

23. Как в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность Чичикова?

Главный герой произведения – Чичиков – вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Ловкий, предприимчивый, энергичный, Чичиков отличается от "мертвых душ" помещиков и чиновников, с которыми его свело дело, однако он несет миру не меньшее зло. Мы видим, как на смену пошлости, косности, духовной нищете приходит беспощадная к людям беспринципность, воинствующая подлость.

Целью в жизни у Павла Ивановича Чичикова стал капитал, деньги как средство, дающее независимость, положение в обществе. Отдельно взятые служба, чины его никогда не интересовали, и шел Чичиков к своей единственной цели, отбросив в сторону моральные нормы, честь и достоинство, внутреннюю ответственность перед людьми за совершаемые им безнравственные поступки. Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения. Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости.

Гоголя тревожило и беспокоило появление Чичиковых в обществе, поскольку оно не только открывало путь еще большим хищникам и проходимцам, но и вело за собой потерю человечности. ________________________

24. Почему финал комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?

Грибоедов запечатлел два лагеря, существовавших в общественной жизни России начала ХIХ века. В то время появлялись люди прогрессивные, независимые и образованные, люди, ратующие за развитие России. Со всей присущей ему силой Чацкий обрушивается на невежество, косность, низкопоклонство, царящие в старой Москве.

Представителям фамусовской Москвы непонятен и страшен этот молодой выскочка, стремящийся разрушить их устои, законы и авторитеты. Поэтому слух о сумасшествии Александра Андреевича, пущенный его возлюбленной, Софьей, все восприняли со злорадством. По меркам дворянского общества Чацкий и есть сумасшедший. Он чересчур свободен в своих мыслях и поступках, что приравнивается высшим светом к сумасшествию.

Александр Андреевич разбит. В Москве его объявили сумасшедшим, поэтому он должен уехать из города. Возлюбленная предала и обманула его. В отчаянии Чацкий делает вывод:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа, _______________

Грибоедов ничего не говорит о дальнейших судьбах своих героев. Он оставляет финал пьесы «открытым». Истории героев остались незавершенными. Почему? Возможно, потому, что Грибоедов писал о своей современности. Он не мог точно знать, что же будет дальше. Писатель мог только предполагать или высказывать свои пожелания. Кроме того, мне кажется, что финал для Грибоедова был не так уж и важен. Ему гораздо важнее было показать само столкновение героев, нарисовать их портреты, то есть запечатлеть «век минувший» и «век нынешний». «Открытый» финал комедии «Горе от ума» позволяет читателям поразмыслить, высказать свои предположения, мнения о дальнейшей судьбе героев. А это значит, что читателя это произведение не оставит равнодушным. ______________________________________

25. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М. Ю. Лермонто¬ва «Герой нашего времени». )

Печорин – это особенный, не похожий на других человек. Он индивидуален, у него множество своих, очень редких особенностей. Он независим, живет своей жизнью, в своем мире. Иногда проявляет себя как эгоист, иногда как благородный человек, поэтому очень трудно судить, каким был этот герой. Ему все опротивело, ему скучно, он не видит смысла жизни. Пожалуй, чаще всего он развлекается при помощи своего острого языка – он выставляет на посмешище кого захочет. Найдя Веру, понимая, что он действительно любит ее, думая, что наконец-то и ему улыбнулось счастье, он теряет ее. И вместе с ней Печорин теряет часть своей души, часть самого себя. Наверное, дальнейшая жизнь представляется ему пустой, глупой и бессмысленной. А если у человека нет того, для чего стоит жить, то этот человек никогда не будет счастлив. _________________

27. Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». )

Несмотря на то, что Печорин часто утешает свое самолюбие и насыщает свою собственную гордость, это не приносит ему ожидаемого счастья. Особенно ярко такая модель поведения проявляется в общении с Грушницким. Он ставит себя выше «друга», издевается над ним, чувствуя свое превосходство, однако даже это не делает его счастливым, хотя, следуя логике его рассуждений, должно. Во-вторых, всеобщее восхищение, которого так жаждет Печорин, и обязательное присутствие которого называет условием существования счастья в душе человека, так же не дает ему почувствовать себя счастливым. Примером этого можно считать эпизод схватки Печорина с преступником в главе «Фаталист», когда он бесстрашно бросает вызов судьбе, полагаясь на случай. Но даже то благоговейное восхищение, с которым встречают его удивленные офицеры, не делает его счастливым.

Таким образом, Печорин не доказывает своей жизнью данную мысль, ибо утоление жажды этой самой гордости не приближает его к той отметке счастья, о которой он говорит в своем дневнике. _____________________

28. Как в лирике М. Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и его трагической судьбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору. )

В 1837 году Лермонтов, потрясенный страданиями и гибелью А. С. Пушкина, пишет стихотворение "Смерть поэта", исполненное боли и тоски. В этом произведении Лермонтов размышляет о трагической участи поэта, осмысляет его горькую судьбу, говорит о его убийце:

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!. .

Причем он обвиняет не только Дантеса:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,. .

Лермонтов верит, что если не земной суд, то «божий суд»» накажет тех, кто оправдывал убийц поэта:

Есть грозный суд: он ждёт; . .

Свои размышления о судьбе поэта, о назначении поэзии в этом мире продолжает Лермонтов в стихотворении "Поэт". Оно начинается с размышления о судьбе кинжала. Было время, когда клинок был верным товарищем своему владельцу. Потом он был взят казаком "на холодном трупе господина" и продан в лавку армянина, где и купил его поэт. И вот теперь кинжал висит без дела, утратив свое назначение, а поэт, глядя на него, размышляет о поэзии своего времени. оэт вспоминает о том, что раньше поэзия была достойна своего назначения, то есть она была орудием для битвы. Для него поэзия прошедших лет – это чаша для пиров, колокол на башне вечевой. Тем самым он подчеркивает, что ее предназначение – обращение к людскому множеству, в объединении людей. Лермонтов убеждён, что поэзия должна служить народу.

Проснешься ль ты опять, осмеянный толпой?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?__________________________________________

29. Значение женских образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Большую роль в изображении картины нравов эпохи играют женские образы. Они, так же как и мужские, влияют на развитие и развязку общественного конфликта комедии. Женщины в пьесе – представительницы "века минувшего", поэтому они обладают такими же качествами, как и мужчины. Женские образы влияют и на развитие конфликта в произведении, на завязку, кульминацию и развязку. Все это делает их роль в пьесе значительной.

На дворянских женщин не оказало глубокого влияния чинопочитание, бывшее яркой чертой «века минувшего» и наложившее свою печать на психологию любого мужчины. Женщины в значительно меньшей степени были втянуты в систему служебно-государственной иерархии. Это давало им относительную свободу мнений и личную независимость. Чацкого возмущает слепое преклонение женщин перед мундиром, который в их глазах часто заслонял собой личность: «И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!»

Идеалом всех женщин «века минувшего» является «муж-мальчик, муж-слуга». Именно такую семейную пару представляет собой чета Горичей. Женитьба на Наталье Дмитриевне сделала бывшего военного Платона Михайловича безвольным человеком. Софья остановила свой выбор на Молчалине, бедном, тихом, скромном, но благородном, по ее мнению, человеке. Она ценит его за то, что он «враг дерзости», «уступчив, скромен, тих».

Чрезмерное пристрастие к иностранной культуре, характерное для общества в целом, также свойственно московским барышням. Отвернувшись от национальной почвы, они не обрели ничего, кроме ложных ценностей, обусловленных капризами моды. Обладая определенной властью как в семье, так и в свете, женщины оказывали большое влияние на формирование общественного мнения. Все общество вынуждено было считаться с их вкусами.

В комедии женщины выступают в и роли общественных судей и законодательниц, способных властно скомандовать «перед фрунтом» или даже присутствовать в Сенате:

А дамы? Сунься кто, попробуй, овладей,

Судьи всему, везде, над ними нет судей

Как многие женщины, московские дворянки испытывают страсть к сплетням. Любая фраза тут же подхватывается дамами и моментально разносится по всей Москве.

Якие женские образы, как сценические так и внесценические, представляют собой картину жизни московского дворянства первой четверти XIX века. По словам Гончарова, и общее и детали, все это не сочинено, а целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу со всем «особым отпечатком» Москвы. ________________________________________________________________

30. Какие авторские идеалы нашли отражение в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы – долга и чести, смысла человеческой жизни, любви. Несмотря на то, что в центре повествования находится образ Петра Гринева, большую роль в произведении играет Маша Миронова. Я думаю, именно дочь капитана Миронова воплощает идеал А. С. Пушкина – идеал человека, полного чувства собственного достоинства, с врожденным чувством чести, способного на подвиги ради любви. Мне кажется, что именно благодаря взаимной любви к Маше Петр Гринев стал настоящим мужчиной – человеком, дворянином, воином. ____________________________________

31. Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». )

И да, и нет. Они отличались от всех остальных помещиков, проявляли интерес к внутреннему миру друг друга. Но в романе эти характеры противопоставлены, герои по-разному смотрят на жизнь. Онегин разочарован, ни во что не верит, скучает, слушает Ленского со снисхождением, с улыбкой, как старший младшего. Ленский – юный поэт, влюблен, верит мира совершенству, для него все в жизни по-новому. Первоначально Онегин оберегает духовный мир Ленского. Затем, в эпизоде дуэли, выясняется, что общественное мнение для него значит гораздо больше, чем он думал, ради него он готов пожертвовать дружескими, человечными отношениями. ___________

32. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». ) (сочинение)

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1840 году, во времена политической и общественной реакции, которая привела к появлению так называемого образа «лишнего человека». В. Г. Белинский утверждал, что главный герой произведения – Печорин – это Онегин своего времени. Печорин чувствует свое жизненное назначение, считая себя «необходимым действующим лицом всякого пятого акта». Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким.

Характер Печорина сложен и противоречив. Главный герой говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком». По мнению Белинского, Печорин, «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Но нигде герой не находит ни счастья, ни покоя. Причина подобного отношения к жизни – в самом обществе, которое построено на лицемерии и неискренности. «Узнав хорошо свет и пружины общества», Печорин «стал искусен в науке жизни», то есть научился скрывать истинные порывы своей души, лицемерить, перестал верить в искренность, любовь, дружбу. В итоге он превратился в одинокого и несчастного человека, несмотря на всю «внешнюю оживленность» его существования. Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Этот герой не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает.

В своем романе Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии. Причина одиночества героя лежит в обществе, которое сформировало Печорина таким, каким он был. Но, кроме того, в этом «повинны» и внутренние качества героя, который позволил среде сделать из него холодного и равнодушного игрока на поле жизни. _________________

33. Человек и природа в лирике А. С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском "пустынном уголке", приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика. . .

В лирике Пушкина русская природа оживает в своей неброской пленительной красоте. Золотые и багряные краски осени сменяются ослепительной белизной зимы. Любимым временем года была для Пушкина осень, которой посвящено одноименное стихотворение. Это своеобразный поэтический календарь, в котором поэт дает точную и емкую характеристику всех времен года и выражает свое отношение к ним. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. . Например, строчки, посвященные лету, вызывают улыбку и заставляют согласиться с автором:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалось увидеть и передать богатство и многообразие ее красок, которые кажутся еще прекраснее в преддверии близкого умирания.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. . . _

Картины зимней природы с удивительным мастерством рисует поэт в стихотворении "Зимний вечер". Пушкин передает нам особый уют теплого дома, и ощущение душевного комфорта еще больше усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства – няне Арине Родионовне:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя

Читая эти строки, невольно представляешь чудесный вечер – тихий и спокойный, несмотря на то, что за окном бушует вьюга; камин, в котором теплится огонь, а также как бы слышишь строки любимых сказок и песен, слетающие с уст дорогого сердцу человека. ______________________________________

34. Сатирическое изображение чиновников в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

В своей поэме Гоголь светом сатиры беспощадно бичует чиновников. Они как коллекция странных и неприятных насекомых, собранная автором. Не очень привлекательный образ, но разве приятны сами чиновники? Если вспомнить, что все эти «государственные мужи» состоят на службе; если вспомнить, что Гоголь описал провинцию, если вспомнить, что Гоголя очень критиковали за его произведение – становится поистине страшно за Россию, за то, в каком виде она существовала.

Что же представляет собой городское общество? В его описании Гоголь использовал один, но очень яркий образ: чиновники «. . . мелькали и носились врозь и кучами тут и там, как носились мухи,. . . а воздушные эскадроны. . . , поднятые легким воздухом, взлетают смело, как полные хозяева . . . не с тем, чтобы есть, но чтобы только показать себя. . . » Одним сравнением Гоголь сразу показывает великую Пустоту, Пустоту с большой буквы, царящую в умах и душах чиновников.

Прокурор. Его «молчаливость» и «серьезность», принимаемые всеми за признак большого ума, есть всего лишь свидетельство того, что ему просто нечего сказать. Видно, что он – самый большой взяточник: весть о «мертвых душах» и волнения, связанные с ней, настолько потрясают его, что он, не выдержав огромного, всепоглощающего страха . . . умирает.

Вот председатель палаты. «весьма» рассудительный «любезный человек». Все! На этом его характеристика и заканчивается. Ничего не сказано ни об увлечениях, ни о склонностях этого человека – говорить просто не о чем!

Почтмейстер немногим лучше остальных. Только на время карточной игры на его лице изображается «мыслящая физиономия». В остальное время он «речист». Ho и о содержании речей ничего не сказано. Очевидно, за ненадобностью.

Все персонажи представляют собой, можно сказать, части единой бюрократической машины. Они превращают службу в средство получения незаконных доходов, а часто и в досуг, ведут жизнь праздную, практически лишенную каких-либо духовных запросов. _________________________________

Л. В. Шустова, МБОУСОШ п. Солидарность Елецкого района, г. Елец, Липецкая область

Метки: Литература