Урок литературы в 9 классе. Введение. Литературные направления, школы, движения
Урок литературы в 9 классе. Введение. Литературные направления, школы, движения
Цели:
познакомить учащихся с учебником, программой и задачами курса литературы в 9 классе;
обобщить знания, расширить представления об этапах развития отечественной литературы;
начать повторение литературных родов и жанров, обобщить и систематизировать изученное в 8 классе.
Тип урока: Лекция с элементами беседы.
Методы обучения: Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи.
Теоретико-литературные понятия: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.
Повторение: литературные роды и жанры.
Ход урока:
1. Повторение пройденного:
– Что такое литература?
– Дайте определение понятия «литература» (искусство слова).
– Что такое классическая литература? Приведите примеры классики 18 -19 вв.
– К какому литературному роду и жанру относятся произведения А. С. Пушкина: «Зимнее утро», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о царе Салтане», «Дубровский», «Станционный смотритель»?
2. Работа с учебником (ч. 1, с. 3-5);записать тезисы.
3. Слово учителя об особенностях УМК С. А. Зимина.
– Что нового в содержании учебника?
– По какому принципу расположен учебный материал? (хронология)
– Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?
4. Лекция. Запись тезисов и определений.
4. 1. Историко-литературный процесс
***Историко-литературный процесс – совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями.
Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.
Непрерывное изменение литературы – очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д. ).
*** Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературного процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.
***Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д. ), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).
Литературный процесс – это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.
***Литературное направление – устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы круг основных особенностей творчества, выражающийся в характере отбора явлений действительности и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей.
4. 2. Литературные направления : классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
Классицизм (от лат. classicus -– образцовый) -– художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVIII -– начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Д. И. Фонвизин и другие.
Основной конфликт классицистических произведений -– это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный -– в пользу чувства.
То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира).
Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» -– места, времени и действия. – чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких -– трагические и возвышенные);
– чистота языка (в высоких жанрах -– высокая лексика, в низких -– просторечная);
– строгое деление героев на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;
– соблюдение правила «трех единств»;
– утверждение положительных ценностей и государственного идеала.
Сентиментализм (от английского sentimental -– чувствительный, от французского sentiment -– чувство) -– литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а человека. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные -– расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители -– Радищев и Карамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нравственное превосходство первого.
Романтизм -– художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII -– первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.
Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романтического двоемирия.
Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой – воплощение романтического бунта против действительности.
Реализм (от латинского realis -– вещественный, действительный) – литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.
Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма -– соотношение правдоподобия и художественной правды.
Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).
Модернизм (от французского modern -– новейший, современный) философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX--XX веков.
Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм -– нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860--1870-е.
Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства -– не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ -– выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.
Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов
Акмеизм (от греч. akme -– высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) -– модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву.
Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова.
Футуризм -– одно из основных авангардистских направлений (авангардизм -– крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.
Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный. . . » (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами -– контраст комического и трагического, фантастики и лирики.
ПОСТМОДЕРНИЗМ – литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва».
5. Итоги урока. В чем сила и потенциал литературы? Почему чтение книг стало сегодня редким явлением? Попробуйте дать оценку этой ситуации.
6. Домашнее задание:
1. с. 6-9(выпсать тезисы. Специфика древнерусской литературы);
2. с. 10-14-прочитать. ,пересказать сюжет «Слова. . »,опираясь на текст(с. 223)
Л. В. Шустова, МБОУСОШ п. Солидарность Елецкого района, г. Елец, Липецкая область
Метки: Литература