Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ГИА по литературе. 20век, ч. 2

ГИА по литературе. 20век, ч. 2

Стр. 3

Фольклорные традиции в образе Василия Тёркина. (По поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»)

Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Теркина (по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»)

Главный герой поэмы, воплощенный в образе Василия Теркина, – народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский сумел создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Он создал живого человека. Перед нами предстает воин, который любит свой народ, свою Родину.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг.

В этом отношении характерна глава "Поединок", построенная на перекличках с былинным эпосом. Теркин вступает в единоборство с сильным, физически превосходящим его противником. С одной стороны, автор укрупняет этот эпизод:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, -

Вместо тысяч бьются двое,

Словно схватка все решит.

Однако былинная торжественность, масштабность события как бы заземляются автором, который возвращает описываемому человеческое измерение, не отменяя полностью торжественности и масштабности ситуации:

Бьется насмерть парень бравый,

Так что дым стоит горой,

Словно вся страна-держава

Видит Теркина:

– Герой!

Что страна! Хотя бы рота

Видеть издали могла,

Какова его работа

И какие тут дела.

В то же время Теркин в книге не только былинный, общенациональный тип, но и личность. Фольклорные герои в былинах, как мы знаем, остаются одними и теми же от начала до конца повествования. Образ Теркина дан в эволюции: чем ближе к концу произведения, тем больше печальных раздумий появляется в поэме. Последние строки главы показывают его с неожиданной стороны:

– Что ж ты, брат, Василий Теркин,

Плачешь вроде?. .

– Виноват. . .

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд – бой, переход на новые позиции, ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной». А герой, совершающий этот подвиг, – обыкновенный, простой солдат:

Человек простой закваски,

Что в бою не чужд опаски. . .

То серьезный, то потешный, . . .

Он идет – святой и грешный. . .

В образе Теркина Твардовский подчеркивает лучшие качества русского характера – смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность родной земле. _____________________________

Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны? (По поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». )

«Василий Тёркин» – поэма о Великой Отечественной войне, её герой – простой пехотинец, который на собственном опыте испытывает все тяготы и ужасы войны. Жизнь на грани жизни и смерти подталкивает солдата к тому, чтобы определить главные человеческие ценности и отбросить второстепенные. Он находит в себе силы шутить, потому что ясно сознаёт справедливость своей борьбы в Отечественной войне и неизбежность своей победы:

Ну да что о том судить,

Ясно всё до точки.

Надо, братцы, немца бить,

Не давать отсрочки. («О войне»)

Чёткое понимание своей цели позволяет русскому солдату сохранять ясный ум и даже хорошее настроение в трагических военных обстоятельствах. Смех – это внутренняя свобода, смех даёт человеку силы пережить страшные впечатления войны, не сходя с ума. Отсюда стремление солдата смеяться вопреки ужасу и отчаянию. Недаром при отступлении Тёркин твердит товарищам: «Не унывай!» («Перед боем»).

Юмор в поэме возникает из соединения-противопоставления серьёзного и комического, из забавного переосмысления ситуации. Смех в «Василии Тёркине» всегда добрый, так как обращён к товарищам-солдатам, служит не для обличения их недостатков, а для поддержки в трудную минуту их боевого духа.

Из контраста рождается юмористический эффект. В главе «Кто стрелял?» боец, завидуя удачному выстрелу Тёркина, говорит:

– Вот что значит парню счастье:

Глядь – и орден. Как с куста!

Не промедливши с ответом,

Парень сдачу подаёт:

– Не горюй, у немца это -

Не последний самолёт. . .

Солдат Великой Отечественной войны, «святой и грешный» («От автора»), заслуживает всяческого уважения и преклонения. Он находит в себе душевные силы противопоставить страху и ежеминутному ожиданию смерти чувство юмора, которое соседствует в поэме с трагическим пафосом войны. Комическое и трагическое уравновешивают друг друга, благодаря чему поэма «Василий Тёркин» представляет собой правдивое изображение Отечественной войны. ___________________________________________

Как рамочная композиция («рассказ в рассказе») помогает воплощению авторского замысла в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»?

В рассказе «После бала» Л. Н. Толстой восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.

В основе рассказа – две сцены, противопоставленные друг другу. В общей структуре произведения вторая сцена (расправа с солдатом), очевидно, имеет особое значение, ведь недаром произведение названо «После бала».

В произведении – два рассказчика: один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, другой – сам Иван Васильевич. Первого нельзя отождествлять с Толстым: это, по-видимому, молодой человек из компании тех людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич (разговор шел «между нами», «спросили мы», «это вы, нынешняя молодежь ну да вы не поймете»). Перед нами, по существу, своеобразный рассказ в рассказе. Нельзя отождествлять с Толстым и Ивана Васильевича. Следовательно, о позиции автора следует судить лишь на основании вдумчивого анализа рассказа.

Еще одна композиционная особенность – своеобразная роль вступления. Оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком.

Интересно, что повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, как бы говорит писатель.

Рассказ «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению.

Первая посвящена описанию бала – яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной.

Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа. ______________________________________________

Творчество какого поэта второй половины XX века вам интересно и почему? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору. )

Стихи вошли в жизнь Николая Рубцова очень рано, примерно в 18-19 летнем возрасте.

«Деревенская» тема стала важной для поэта уже после поступления в Литературный институт, к этой теме он обратился уже будучи зрелым человеком.

В начале 60-х годов Рубцов с юмором говорил:

. . . Я выстрадал, как заразу,

Любовь к большим городам!

Николай Рубцов предлагает свое видение города. В 1962 году он написал очень интересные стихи «В гостях». Образ большого города, Петербурга, раскрывается весьма своеобразно. В восприятии Рубцова Петербург – это город Достоевского:

Трущобный двор. Фигура па углу.

Мерещится, что это Достоевский.

И желтый свет в окне без занавески

Горит, но не рассеивает мглу.

В его стихах нередко встречаются особые характеристики деревни. Например, «Мать России целой – деревушка»; «И казалась мне эта деревня / Чем-то самым святым на земле. . . »

У Рубцова практически нет описания красоты природы. Природа существует в неразрывной связи с человеком. Ему не приходит в голову отделять природу и человека, в данном случае гармония представляется наиболее правильным и разумным способом существования. На лоне природы поэт предается философским раздумьям: природа полностью «понимает» и «принимает» его. Эмоциональное состояние поэта воспринимается в зависимости от состояния природы, в зависимости от времени года. Рубцов очеловечивает природу, проводит параллель между собой и окружающим миром. Например, он сам себя видит как живое «выраженье осени».

. . . Я с поникшей головою.

Как выраженье осени живое,

Проникнутый тоской ее и дружбой

По косогорам родины брожу. . .

Природа может представать как носитель исторического смысла. Бытие народа, его прошлое и настоящее, а также осознание себя, своего истинного назначения – все это связь природы и человека. У Рубцова есть удивительное стихотворение «О Московском Кремле»:

В твоей судьбе – о русская земля!

– В твоей глуши с лесами и холмами,

Где смутной грустью веет старгша,

Где было все: смиренье и гордыня

-Навек слышна, навек озарена,

Утверждена московская твердыня!

В стихах «Привет, Россия. . . » мы снова сталкиваемся с упоминанием о «старине». Она предстает в неразрывной связи с небесным и земным простором.

. . . Весь простор, небесный и земной,

Дышал в оконце счастьем и покоем,

И достославной веял стариной,

И ликовал под ливнями и зноем!

Значение творчества Николая Рубцова огромно. Его стихи не только заставляют задуматься о месте человека в мире, о смысле человеческой жизни, но и позволяют проникнуться особым настроением, дают возможность забыть о суете повседневности и задуматься об истинных человеческих ценностях. ________________________________________________________

Каким предстаёт мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь решил «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости».

Автор рисует нам маленький захолустный городок, где отсутствуют какие бы то ни было порядки, обличает чиновников.

Весь строй пьесы даёт понять, что захолустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого. Таких городов хватает повсюду. Сам город неухожен, его давно не благоустраивали («. . . На улицах кабак, нечистота!», «. . . Я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору»). Мы видим нарушение законов («В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не давали провизии!»). Но власть предержащих не интересуют проблемы города, пока у них самих не появляется проблема-ревизор. Чиновники решили заняться городом только тогда, когда им нужно было показать свою заботу, внимательность и хозяйственность. Им нужно убедить ревизора, что деньги, которые были даны на строительство церкви, не были растасканы по карманам.

Наиболее полно и подробно охарактеризован в комедии городничий. Рельефно вырисовывается малопривлекательный облик мошенника, взяточника и самодура, который творит в городе произвол и беззаконие. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной. Для городничего не существует никаких законов и ограничений: он может справлять именины дважды в году, чтобы получить больше поборов с купцов, в лавках которых он хозяйничает, как у себя дома. Городничий беззастенчиво обворовывает казну, присвоив себе немалую сумму, выделенную на строительство церкви. Он, безусловно умен, но ум его направлен на дела нечестные. Городничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием.

Под стать правителю города и его окружение. Это судья Ляпкин-Тяпкин, которого Гоголь иронически называет вольнодумцем потому, что он прочитал за всю жизнь 5 – 6 книг. Это попечитель богоугодных заведений Земляника – подхалим, ябедник и доносчик; смотритель уездных училищ Хлопов – насмерть запуганный человек; крайне нечистоплотный, распечатывающий и читающий чужие письма почтмейстер Шпекин.

Несмотря на различие характеров, положения, возраста, умственных способностей, чиновничество, изображенное в гоголевской комедии, воплощает типичные черты, характерные для государственного административного аппарата николаевской России. Нахождение на ответственных государственных постах предполагает образованность, высокий культурный уровень. Но ничего подобного мы не встретим в комедии Гоголя.

Все они во главе с городничим берут и дают взятки, обкрадывают казну. У них полностью отсутствует понятие о долге, чести, достоинстве. Каждого из них одна цель – карьера и богатство.

Каким видится мир главной героине рассказа И. А. Бунина «Танька»?

Художественный мир Бунина-прозаика сложился во второй половине 1890-х годов. В рас¬сказах того времени открывается мир деревенской жизни, которая рисуется правдиво и без прикрас (например, рассказ «Танька»). Но при этом уже в ранней прозе проявляется свойственный Бунину взгляд на единство жизни дворян и крестьян.

Главная героиня рассказа – маленькая девочка Танька, крестьянская дочь. Зимним утром она проснулась рано от холода. Пытаясь согреться, она прижала к себе младшего брата Ваську. Танька вспоминает тот день, когда продавали лошадь. Мать плакала, а отец пытался торговаться, но безуспешно – лошадь была продана совсем дешево, за «одиннадцать желтеньких».

С наступлением холодов Таньке «каждый день пришлось удивляться на мать». Прежде зимой Марья никогда не отпускала Таньку на пруд кататься на льду. Девочка сидела на печи с чашкой картошки и ломтем хлеба. Теперь же еды не было, и мать отправляла Таньку гулять на пруд. Спать в крестьянской избе ложились рано. Голодные дети плакали, просили «хоть капустки», а Васька грозился пожаловаться отцу, который должен был вернуться с заработков. После того как он ушел, есть перестали совсем.

Бунина интересует мир человеческой души, внутренние переживания героев, хотя он и создает произведение эпического жанра. Мы встречаемся в рассказе с внутренним монологом героини: "Я сама уйду на пруд, не буду просить картох, вот и она и не будет голосить, – думала она, спешно перелезая через сугроб и скатываясь в луг. – Аж к вечеру приду. "

Проезжавший мимо барин Павел Антоныч увидел на пруду Таньку, окоченевшую, голодную. Он посадил ее к себе в сани, привез к себе домой, накормил, показал часы, спел под гитару. Танька заснула в господском доме. Ей снился сад, «по которому она вечером ехала к дому. Сани тихо бежали в чащах, опушенных, как белым мхом, инеем. . . Снился ей Васька, часовые рулады, слышАлось, как мать не то плачет, не то поет в темной дымной избе старинные песни. . . »

Контраст в рассказе Бунина – это принцип организации текста, первые две части (мир Марьи и Таньки, странника, Корнея) контрастируют с последними двумя частями (мир барина). В 1 и 3 частях описаны ссоры, а во 2 и 4 частях – последствия ссор (продажа лошади – уход Таньки, ссора Павла и Егора – пребывание Таньки в доме у барина). В 1 части Танька вспоминает сытное житье, когда мать по вечерам пела песни; приводятся раздумья Марьи о том, что самое яркое в ее жизни – это девичество, вечерние зори после сенокоса, "песней говорила она дочери, что у нее будут такие же зори, будет все, что приходит так скоро и надолго, надолго сменяется деревенским горем и заботою. . . " А в 4 части барин играет Таньке на гитаре "Зореньку", представляет ее молодой деревенской красавицей, поющей: " По зоре – зоре играть хочется!" Понятней становится смысл финала, описание Танькиного сна. Что победит: рыдание матери или песня с ее надеждой на лучшее?_______________________________________________________

Каково авторское отношение к главному герою рассказа В. М. Шукшина «Чудик»?

В рассказах Василия Макаровича Шукшина всегда с какой-то отчетливой ясностью проступает фигура простого человека, понятного в своих поступках, делах. Герои его произведений – обыкновенные люди, живущие простыми заботами о хлебе насущном. Но есть в них какая-то прекрасная, неутомимая сила жизни, жажда бытия.

Таковым является герой одного из известных рассказов Шукшина Василий Егорыч Князев. Правда, его настоящее имя читатель узнает в самом конце рассказа. Неслучайность такого авторского приема очевидна, Шукшину важно показать и определить характер героя с самого начала, а потому «имя» его, Чудик, дает простор для читательской фантазии.

По сути, рассказ – это описание путешествия героя, которое он предпринимает, желая навестить брата. Цепь событий – это как бы доказательство «чудачеств», но его поступки не кажутся мне странными, наоборот, «простая жизнь» героя кажется правильной, истинной, настоящей.

Для Чудика весь мир делится на своих и чужих, понимающих и отвергающих его отношение к жизни. Непонятными и непонимающими его ему кажутся люди, которые злятся, жадничают. Не понимает добрых побуждений Чудика и жена его брата, к которому он приезжает в гости. Его поступок ( разрисовал детскую коляску красками ) Софье Ивановне не нравится, более того она грозится выгнать гостя, а присутствие Чудика тягостно для нее.

Для Чудика, как и для самого Шукшина, боль осязаема, существенна тогда, когда он чувствует непонимание, ненависть людей, его жизненная философия основана на человеколюбии: «Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем жить? И хотелось уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются».

Шукшинский герой, и правда, чудик, чудак то есть: живет по правде, по совести, не стыдится простоты своей, умеет фантазировать, любит людей и жизнь, бегает босиком по лужам, « обожает сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом». Этот странный портрет, в котором совмещается детское восприятие жизни с условностью бытия, есть портрет Человека, которого так любил сам Шукшин. Человека, который живет по-настоящему, без оглядки на время и сложности жизни. Для него главное, что идет дождь, цветет земля, люди счастливы. ____________________________________

Какой предстает Родина в стихотворениях С. А. Есенина «Береза», «Пороша», «Гой ты, Русь, моя родная »?

Основная тема есенинского творчества связана с деревней. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

Стихотворение «Берёза» несет в себе не только эстетическое, но и воспитатель¬ное значение. Оно повествует не о плакатно-парадной, а о конкретной, пронизывающей всю сущность человеческого бытия любви к тому уголку земли, где родился и вырос человек.

К образу березы С. А. Есенин многократно обращался в своем творчестве, каждый раз наполняя его новыми качества¬ми и неповторимыми оттенками. На его основе создавались незабываемые метафоры («страна березового ситца») и ориги¬нальные сравнения («как жену чужую целовал березку»). Бе¬реза для С. А. Есенина – это одновременно символ русской природы и женской красоты.

Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства. Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют совой резкий контраст с неприглядной действительностью.

Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», – в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота. Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.

Для Есенина родина стала храмом души, ради нее он готов отказаться даже от небесного рая:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа _______________

___.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою». __________________________________________________________________

Стр. 4.

Как в произведениях русской литературы ХХ века утверждается ценность человеческой личности?

Человек живет в обществе, и его поведение в нем определяется этим обществом. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Она характеризует общественные отношения, ориентированные на утверждение самоценности личности, устремлений людей к счастливой и достойной жизни.

Веру, истину и смысл жизни, понимание "вечных" вопросов бытия каждый человек ищет и находит, если руководствуется при этом собственной совестью. Из индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени! А безверие становится причиной всех бед и преступлений, совершающихся в мире.

Все три истории, рассказанные М. Горьким в «Старухе Изергиль» различны, но у них есть общее, и это общее состоит в том, что Горький по средствам этих «трех рассказов» ищет ответ на вопрос «о смысле жизни».

Первая часть – легенда о Ларре. Главным героем, которой является молодой человек, сын орла и обычной женщины. Он горд, свободолюбив, дерзок, эгоистичен, за эти качества он и поплатился. Считая себя лучше всех, не считаясь с мнением других людей, он не мог спокойно ужиться в обществе и поэтому совершает такой дерзкий поступок как убийство дочери одного из старейшин. За это он и получил свое наказание, самое страшное для любого человека, это изгнание из общества и бессмертие в одиночестве. Он остался бессмертным и одиноким, время иссушило его и превратило в тень, которая напоминала людям о его существовании.

Главный герой второй легенды противопоставлен Ларре. Данко был красивым, мужественным, сильным, настоящим лидером, умеющим повести за собой народ, свободолюбивым и бескорыстным. Данко один из тех людей, которые всегда смелы, он решает помочь своему народу, он возглавляет их для того, чтобы вывести людей из дремучего леса. Дорога была нелегка, и когда весь народ взбунтовался против Данко, он вырвал свое сердце из груди для того чтобы освещать людям дорогу и дарить людям доброту и тепло, исходящее от пылающего любовью сердца. Но как только люди достигли желаемой цели то никто даже не вспомнил об умирающем Данко, который так любил народ и делал все для того чтобы народу было хорошо. Искорки, пылающие в ночи степного простора, напоминали людям о славном бескорыстном герое Данко, который видел свой смысл жизни в помощи людям. __________________________________

Тема родины в рассказе И. А. Бунина «Косцы».

У каждого писателя есть свой, неповторимый образ России, в который он вкладывает представления о ней, размышления о ее прошлом, настоящем и будущем, осмысливает исторический путь страны.

Время, в которое творил Бунин, было очень беспокойным: начало XX века было ознаменовано русско-японской войной, мировой войной, тремя революциями. В этот период решалась судьба России, и в этот сложный, переломный момент в жизни родины Бунин исследует русскую действительность, пытается найти нетленные ценности бытия.

В рассказе «Косцы», написанном уже в эмиграции, в 1921 году, возникает идеализированный образ страны, которая была когда-то, но которой больше никогда не будет. Всю свою огромную любовь к родине отражает Бунин в этом произведении. В начале рассказа изображается удивительно поэтичная картина русской природы: «Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. . . Казалось, что нет да и никогда и не было ни времени, ни деления ею на века, на годы в этой забытой -или благословенной – Богом стране». Читатель находит в этом описании все атрибуты дореволюционной России: дорога – один из излюбленных символов страны, напоминание о предках, о связи поколений, потеря представлений о времени. И дальше идет описание косцов, поющих песню, в которой было «несознаваемое, но кровное родство» с родной землей. Красивые, сильные, здоровые, беззаботные крестьяне работают охотно и дружно, радуясь своей работе и песней выражая эту радость. Песня вызывает восхищение у тех, кто ее слушает: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно. . . И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда)прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу». Эта прекрасная лирическая зарисовка могла бы вызвать у читателей только самые хорошие чувства, если бы не фраза, предваряющая повествование: «Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки». __________________________________________________

Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека». )

Герой рассказа Андрей Соколов – человек трагической судьбы, жертва войны. Человек беспримерной стойкости и мужества, в ходе войны он попадает в плен. За дерзкий побег посажен в концлагерь, откуда все-таки сумел бежать. Подвиг человека показан писателем в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В этих нечеловеческих условиях раскрывается мужество русского человека, которое удивило даже фашистов. Герой не может победить врагов физически, но побеждает их морально, силой духа и стойкостью.

Главная цель Шолохова – показать силу сопротивления русского человека ударам судьбы и истории. Автор не случайно сделал своего героя человеком уже немолодым, для которого семья – великая ценность. На войне он хочет выжить ради семьи. Вернувшись с фронта, на месте родного дома Соколов находит воронку от авиабомбы. Его сын-артиллерист Анатолий погибает в самом конце войны на немецкой земле, где и остается похоронен. Так война отнимает у отца не только сына, но даже его могилу. Убитый горем человек скорбно вопрошает: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». Герой вышел из войны победителем, спас страну и весь мир от фашистской чумы, а сам на войне потерял все. Смерть не раз смотрела ему в глаза, но он находил в себе мужество выстоять и до конца остаться человеком.

Герой Шолохова все-таки верит в жизнь, он наполнен великой народной мудростью, которая не дает ему пропасть. Соколов усыновляет мальчика Ваню, сироту, которого тоже искалечила война. Все тепло своей души он отдает чистому детскому сердцу, ребенку, у которого тоже война отняла все. Не задумываясь, он называет себя отцом Ванюшки, вернувшимся с фронта. Соколов хочет выправить жизнь этого сироты, дать ему вырасти нормальным человеком.

Встреча героев на переправе происходит весной следующего года после окончания войны. Еще трудно и голодно, еще кровоточат раны сердца, но природа уже возрождается, а с ней и русский народ, у которого есть такие герои, как Андрей Соколов. Автор убежден, что живую душу русского человека убить нельзя. _______________________________________________________________________

Тема душевного бескорыстия в русской литературе второй половины

XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору. )

Матрёна Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». Лучшие стороны характера Матрены Васильевны раскрывают несколько эпизодов. ( Фаддей с сыновьями ломают горницу Матрены Васильевны, которую она решила отдать Кире; просьба жены председателя помочь колхозу, просьба соседки докопать картошку). И во всех эпизодах Матрёну просят чем-нибудь помочь, а она не отказывается, помогает, даже если больна, и не берёт ничего взамен. Автор говорит о ней: «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».

Героиня была «в ладах с совестью своей». Её душа была открыта для каждого, внутренне она была чиста, как ребёнок. Автор сказал про таких людей, что у них» всегда лица хорошие», то есть они добрые, чистосердечные, доступные окружающим.

И эта доброта довела Матрену Васильевну до гибели. Люди не смогли понять ее, ее внутренний мир, душу. Они использовали ее помощь, ее стремление к труду для реализации своих личных целей, даже не пытаясь, ничего дать взамен. Нет, не деньги, не продукты, а понимание, уважение – вот чего ждала Матрена Васильевна, но не дождалась.

Считаю, что автор прав, назвав Матрену праведником, потому что она «есть тот самый праведник, без которого не стоит село». Она была центром всего происходящего, она добавляла частицу себя во всю деревенскую жизнь, работу. Её можно по праву считать хозяйкой, ведь даже начальство, которое по сути дела и должно помогать всем обращаюсь за помощью именно в Матрене, «без Матрены не обходилась ни одна пахота огорода», без Матрены ничего не обходилось.

А ещё можно сказать, что Матренин двор – это ее дом, после разрушения, которого разрушается и ее жизнь, двор бескорыстия, праведничества. Без таких людей погибнет Русь. _________________________

Почему рассказ М. А. Шолохова называется «Судьба человека»?

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.

Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М. А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.

Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М. А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом. _____________________________

Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору. )

Повесть «Обелиск» В. Быкова, опубликованная в начале 70-х годов, посвящена подвигу рядового сельского учителя Алеся Мороза. Назначенный в село учителем сразу после освобождения западных областей Белоруссии от гнета панской Польши, Мороз своим деятельным участием в строительстве новой жизни, активным стремлением делать людям добро, быстро снискал уважение и любовь как своих учеников, так и взрослых жителей деревни. Началась война. Сельцо заняли гитлеровцы. Мороз мог уйти в лес, где уже сколачивались группы и отряды народных мстителей. Но он здраво рассудил, что при его физическом недостатке (сильная хромота, затрудняющая движение) большой пользы от него не будет. тИ Мороз решает остаться, с тем чтобы продолжать воспитывать и обучать ребятишек.

Поначалу этот поступок Мороза у многих вызвал недоумение. Учительствует при немцах! С их разрешения! Да не встал ли Мороз на путь сотрудничества с оккупантами? Когда к нему как-то ночью пришел из партизанского отряда бывший заведующий районо Ткачук, Алесь сказал: «Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечивали. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется».

И он боролся до конца. После того, как его ученики, решившие отомстить полицаям за обыск школы, были схвачены, немцы потребовали явки учителя. Иначе, заявили они, ребят повесят. Что было делать Морозу в этой критической ситуации? Как поступить? Он понимал, что явка к немцам означает для него смерть. Понимал и то, что оккупанты и в случае его явки все равно не отпустят ребят. И все-таки он покинул партизанский отряд и вернулся, чтобы быть вместе со своими учениками, разделить их трагическую участь. Иначе он поступить не мог. Он всю жизнь бы казнил себя за то, что оставил ребят одних, не поддержал их в самый страшный момент их жизни. Через несколько дней зверски избитого Мороза немцы повесили рядом с его учениками _______________

В статье о том, как создавалась повесть «Сотников», В. Быков писал: «никому не хотелось лишаться соей единственной и такой нужной ему жизни, и только необходимость до конца оставаться человеком, заставляла идти на смерть». Эти слова с полным правом могут быть отнесены и к учителю Алесю Морозу, человеку, до конца преданному своему долгу, нравственно сильному и цельному, не идущему и на какие компромиссы. Его поступок – самопожертвование во имя высокой цели, во имя будущего. _______________

Какие ценности утверждаются в поэзии В. В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору. )

В лирике В. Маяковского затронуты различные проблемы: охарактеризовано место поэта-творца в окружающем мире, есть размышления на тему милосердия, сострадания и другие.

В стихотворении «А вы могли бы?» реальная действительность соприкасается с лирическим бытием поэта:

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

В данном стихотворении Маяковский утверждает, что поэзии дано право преображать будничную действительность:

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана.

Стихотворение передает трагизм положения творца в мире непонимания, душевное одиночество. В бездуховной атмосфере поэт лишен главных радостей жизни: чувства безграничной свободы и любви.

В стихотворении «Нате!» лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. Лирический герой чувствует свою обособленность, называя себя «грубым гунном». Сатирически изображён мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковин вещей». Поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребительском отношении к духовным ценностям:

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

В стихотворении «Послушайте!» главным художественным образом является образ звезды как символа мечты, надежды:

Ведь если звезды

зажигают -

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

В стихотворении «Прозаседавшиеся» высмеивается бюрократизм, дан образ раздвоившегося человека:

Взъяренный,

На заседание

Врываюсь лавиной

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: / Сидят людей половины.

Утрата нравственных и духовных ценностей ведёт к раздвоению личности.

Как видим, В. В. Маяковский в своей поэзии затрагивает множество социальных, нравственных проблем. _____________________________

В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». )

«Век нынешний и век минувший» – вот основная проблема комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Но, если центральный спор Фамусова и Чацкого – это спор старого поколения с молодым, то совершенно с другой точки зрения стоит оценивать противостояние Чацкого и Молчалина.

Чацкий и Молчалин – ровесники, но они имеют абсолютно разные взгляды на жизнь и идут по ней разными путями. Если Чацкий независим в своих суждениях и готов противостоять всему свету, то Молчалин считает, что:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь

На вопрос Чацкого «зачем?» он отвечает: «Ведь надобно ж зависеть от других». Повторное «зачем?» Ответ: «В чинах мы небольших». Всю свою жизнь он видит в том, чтобы прислуживать и безмолвствовать, а главными своими достоинствами считает «умеренность и аккуратность». Умеренность во всем, в том числе и в словах и в действиях, аккуратность, опять же, во всем, в том числе и в собственных речах. Ведь недаром у героя и фамилия говорящая – Молчалин. Он практически на протяжении всего произведения безмолвствует, что дало повод сказать Чацкому: «Молчалины блаженствуют на свете!»

Только в разговоре с равной себе по статусу служанке Лизе он раскрывает полностью свою жизненную философию:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятия –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить

В разговоре с высшими лицами Молчалин не смеет высказывать свое мнения, однако он с неким презрением относится к Чацкому, у которого и чинов-то нет, и который «служить бы рад, прислуживаться тошно». Молчалин считает, что вправе давать советы Чацкому насчет того, как добиться продвижения по служебной лестнице, крутясь в кругах чиновных и должностных лиц.

Чацкий – это полная противоположность Молчалина. Он не может не высказать свое мнения, он никогда не притворятся и говорит то, что думает, что считает нужным.

Наибольшее противостояние между Молчалиным и Чацким произошло по поводу любви к Софье. Если Молчалин «любовника принимает вид в угодность дочери такого человека, который кормит и поит, а иногда и чином одарит», то Чацкий любит искренне и страстно.

Однако девушка встретила очень холодно, что вызвало у Чацкого подозрения в том, что она уже кого-то любит. Но он не может поверить в то, что ее возлюбленный – Молчалин. Он совершенно недооценивает его: «Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!» И с ужасом он это осознает: «Вот я пожертвован кому!»

Чацкий и Молчалин – представители одного поколения, но они были воспитаны в разных традициях. Молчалины, которые «торжествуют на свете» являются прямыми наследниками века минувшего, представители фамусовского мира. Они готовы подчиняться, и за это их любят. Но Чацкий – это бойкий ум и нрав. Он не желает быть в подчинении общественного мнения. И он не принимает ценности Молчалиных. __________________________________________________________________

Каким чертами наделен праведник в изображении А. И. Солженицына (По рассказу «Матренин двор»)?

Основу повествования рассказа "Матренин двор» составляет судьба русского крестьянства.

Восстанавливая судьбу героини, мы убеждаемся, что ее жизненные драмы, личные беды так или иначе связаны с поворотами истории: с первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из нее все силы и оставил без средств к существованию. Ее судьба – частица судьбы всего народа. И сегодня бесчеловечная социальная система не отпускает Матрену: ее оставили без пенсии; ей не продают торфа, заставляя воровать, да еще по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; корову завести невозможно, так как негде косить для нее травы; билеты на поезд и те не продают.

Благодаря отношениям, сложившимся между героями, рассказчику открывается характер Матрены, мир ее мыслей и чувств, ее прошлое. Он становится свидетелем удивительной и трагической судьбы героини. "В ту осень(1956) много было у Матрены обид, наворочено было много несправедливостей: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за потерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет. Хлопоты были – добывать эти справки и справку заверить и с какого она года __________и потом все это нести в собес __________и узнавать – дадут ли пенсию" Матрена долготерпелива, она стоически переносит болезни – "тяжелую немочь", периоды, когда "валилась и сутки -двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала". Героиня считала неудобным беспокоить врачей из-за своего недуга, утруждать людей заботами о себе.

Способом преодоления болезни, средством возвращения к жизни для героини становится труд, обязательные ежедневные хозяйственные заботы. " Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом – по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой".

Особое значение приобретают в произведении суждения рассказчика об отношении Матрены к православной вере. Мы видим, что жизнь героини проходит в полном соответствии с христианскими заповедями. Однако повествователь замечает: "Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия". Но вера Матрены – подлинна, потому что интимна, целомудренна. "Может быть, она и молилась, но не показно", – говорит Игнатич. Религия, христианские заповеди существуют в ней самой, составляя наполнение ее внутреннего мира, определяя ее поступки, мысли и чувства. _________________________________________________________

В чём состоит смысл названия стихотворения В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?

Большой цикл его произведений посвящен борьбе с бюрократизмом. «Прозаседавшиеся» – фельетон в стихотворной форме, потому что в нем изображено обобщающее явление – привычка много и долго заседать. Отсюда и название – «Прозаседавшиеся». Это авторский неологизм, ведь глагола «прозаседаться» в русском языке нет, но читатель легко найдет аналогию со словами «проиграться», «промотаться», обозначающими высшую степень действий, которые не приводят ни к чему хорошему. Таким образом, название стихотворения определяет не только тему, но и отношение к ней автора.

В стихотворении есть сюжет: герой пытается попасть на прием к Иван Ванычу (обобщенное имя неизвестного начальника), но тот вместе со своими сотрудниками непрерывно заседает. Мытарства героя длятся целые сутки: с момента, когда «чуть ночь превратится в рассвет» до времени, в которое герой встречает «рассвет ранний». Конечно, главным сатирическим средством становится гипербола – преувеличение. Так, «дел бумажных» так много, что они «обдают дождем», и даже самых важных – «с полсотни». Поэтому так много заседаний и приходится проводить, при этом причины их либо пустячны (например, «покупка склянки чернил Губкооперативом»), либо нелепы, абсурдны – «объединение Тео с Гуконом», то есть Театрального отдела Главполитпросвета с Главным управлением коннозаводства. Если эти организации существовали на самом деле, то для передачи многообразия малопонятных наименований учреждений автор использует иронические обозначения:

Кто в глав,

кто в ком,

кто в полит,

кто в просвет, расходится народ в учрежденья.

И уж совсем саркастично звучит невразумительное сокращение, включающее чуть ли не весь алфавит: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком». Таким образом, высмеивая бессмысленные сокращения, Маяковский использует каламбур, то есть игру слов.

Последняя сцена выглядит гротескно: здесь преувеличение достигает фантастических размеров: герой видит, как «сидят людей половины», ведь

Поневоле приходится раздвояться!

До пояса здесь,

А остальное

Там.

Конечно, этот образ возник на основе известного разговорного выражения: «Мне что ли надвое разорваться?» По сути, Маяковский использует это выражение в буквальном смысле, добиваясь сатирического эффекта. Такое переосмысление известных пословиц и поговорок характерно для творчества Маяковского. _________________________________________________-

Какие стороны жизни народа вызывают у поэта чувство сострадания к нему? (На примере не менее двух стихотворений Н. А. Некрасова по Вашему выбору. )

По признанию самого Некрасова, главной темой его творчества всегда являлась тема русского народа, его страданий и его горестной судьбы. Стихи Некрасова наполнены печалью, стонами, слезами народа:

Волга! Волга! Весной многоводной

ты не так заливаешь поля,

как великою скорбью народной

переполнилась наша земля

Некрасов показывает, что русский народ страдает и от природной стихии (пожаров, неурожаев, болезней), потому что меньше всех защищен от нее, и от произвола помещиков, чиновников, властей.

Так, в стихотворении 1848 года «В дороге» громко прозвучала проблема помещичьего произвола. Ямщик, герой произведения, рассказывает о том, что барская прихоть дает крестьянской девушке возможность прикоснуться к культуре, почувствовать уважение к себе. Но, по барской же прихоти, она возвращается вновь в свою среду, ее насильно выдают замуж за крестьянина. Без навыков к труду на земле, без привычки к полуголодному существованию и бесчеловечному обращению, героиня гибнет. Но убивают ее не столько эти внешние условия, сколько разочарование и горе, понимание того, что ее жизнь и судьба лишь игрушка в руках барина-самодура.

Стихотворение «Забытая деревня» продолжает тему бесправного положения народа в России и безразличного отношения к нему со стороны помещиков. Три незначительных события в жизни крестьян: попытка получить лес на починку избы, вернуть незаконно отобранную землю, получить разрешение на свадьбу – заканчивается для крестьян трагически. Все ожидания народа связаны с барином, который ассоциируется у них с самим Господом Богом. Но помещик все не едет в забытую деревеньку, поэтому в старой избушке умирает крестьянка, жениха девушки забирают в солдаты, земля остается во владении мошенника. Помещиков не интересует положение своих крестьян. Некрасов показывает, что им главное – получить деньги и вновь уехать в Петербург проматывать их. Бесправие народа и безнаказанность властей – вот главный лейтмотив стихотворения.

С сочувствием изображая народ, Некрасов с гневным сарказмом обличает виновников народного горя. Это и вельможа, который «не любит оборванной черни», («Размышления у парадного подъезда»), и угнетатели народа в «Железной дороге». Все они грабят, секут, морят голодом простого человека.

Печаль и гнев – вот основные чувства, вложенные Некрасовым в стихи о народе. Поэт видит лишь один путь улучшения жизни русского крестьянина – революционный. ______________________________

Тема родной земли в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору. )

Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема природы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) ПОДОЙДЁТ РОДИНА В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

О чём заставляет задуматься современная проза? (На примере одного из произведений по Вашему выбору. ) «Матрёнин двор» Солженицына или рассказы Шукшина(«Срезал», «Чудик»)

Какие проблемы поставлены в прозе Бунина? (На примере одного из произведений по Вашему выбору. )-рассказ «Танька»_______________________________-

Как в поэзии второй половины XX века раскрывается тема войны? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору. )

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии Симонова. В его стихах слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

Значительное место в военной поэзии Константина Симонова занимает любовная лирика. Война не уничтожила способность любить, тонко чувствовать добро и любоваться прекрасным. Воспоминания о довоенной жизни, о днях, проведенных с любимыми, о том, ради чего они выносят неимоверные трудности войны, очень нужны были нашим воинам.

Репортажи с фронта военкора Константина Симонова печатаются в центральных газетах, и имя его уже гремит на всю страну. А потом по радио в его исполнении звучит стихотворение «Жди меня» с посвящением Валентине Серовой. И он получает признание всенародного поэта, а она – всенародной музы. Сборник стихов «С тобой и без тебя» зачитывается до дыр солдатами и солдатками. Поразительно, но именно отчаянно откровенная лирика Симонова оказывается необходимой, как хлеб, миллионам людей во время войны. В те годы не было человека, который не знал бы "Жди меня", "Если дорог тебе твой дом", "Майор привез мальчишку на лафете", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины".

Война стала совершенно неожиданно для самого Симонова-поэта, вершиной его поэзии. Он «сумел угадать самое главное, самое всеобщее, самое нужное людям тогда, и тем помочь им в трудную пору войны», – писала Маргарита Алигер. Конечно, он не угадывал, просто так получилось, совпало, – необходимое и нужное для него было необходимым и нужным для всех, кто воевал. И кто ждал.

В том же 41-м году написано и стихотворение Словно смотришь в бинокль перевернутый – оно, по свидетельству самого автора, «написавшись», испугало его своим откровенным желанием переосмыслить и переоценить многое из того, что предшествовало этой войне.

Мы, пройдя через кровь и страдание,

Снова к прошлому взглядом приблизимся.

Но на этом далеком свидании

До былой слепоты не унизимся.

Чувство это зародилось в войну. Прорасти ему и дать плоды предстояло много позже.

Только в «родстве» с другими людьми, во взаимопроникновении человеческих жизней возникает возможность лирики, которая говорила бы не от имени самого поэта, а была бы лирикой другого человека, лирикой другого "я". ________________________________________

Л. В. Шустова, МБОУСОШ п. Солидарность Елецкого района, г. Елец, Липецкая область

Метки: Литература