Урок литературы по теме "Герасим и Татьяна в рассказе И. С. Тургенева "Муму"; 5 класс
Урок литературы по теме "Герасим и Татьяна в рассказе И. С. Тургенева "Муму"; 5 класс Задачи:
1. Выявить первоначальное восприятие прочитанного текста.
2. Развивать умение анализировать образы-персонажи с учетом авторской позиции, исторической основы, сопоставлять и делать выводы.
Проблемный вопрос: В чем сходство и отличие Герасима и Татьяны?
Предполагаемые варианты решений:
1. Трудолюбие, ответственность, терпение, искренность – качества, объединяющие героев.
2. Самовольный уход Герасима из города – это протест бесправного человека против унижения, оскорблений человеческих чувств, издевательств. Татьяна же смирилась со своей участью ("смиренница")
Карта урока
I. Стадия вызова (13 мин. )
1. "Мозговой штурм" (3 мин. )
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
– Неожиданное распоряжение барыни Гаврилу, видимо, озадачило. Какое распоряжение и почему озадачило?
– За что барыня выслала Герасиму целковый?
– Какой детали в одежде не хватало Герасиму. . . для прошения жениться на Татьяне?
( Репродуктивные формы деятельности: память, внимание, точность речи. )
2. Составление кластера (3 мин. -индивидуально, 3 мин. -в паре;4 мин. -запись на доске = 10 мин. )
Учитель предлагает написать слова и словосочетания, которые приходят на ум в связи с утверждением: " Татьяна не могла похвалиться своей участью", учитывая историческую основу данного произведения (материал предыдущего урока).
( Репродуктивные формы деятельности: память, внимание, точность речи.
Продуктивные формы деятельности: рефлексивность, активность, коммуникативная культура, ясность речи. )
II. Стадия осмысления (15 мин. )
1. Приемы "чтение с остановками" и "рассказ-предположение".
Чтение учителем эпизода из повести, посвященного взаимоотношениям Герасима и Татьяны (в учебнике под редакцией Т. Ф. Курдюмовой данный эпизод отсутствует)
Вопросы:
– Почему не сбылись ожидания дворецкого?
– Каково поведение Герасима и почему?
– Чем закончится эта история? (вопрос-предположение)
– Что заставило героя поступить так?
( Репродуктивные формы деятельности: память, внимание, точность речи.
Продуктивные формы деятельности: активность, коммуникативная культура, ясность речи, культура эмоций, аргументированность. )
III. Стадия рефлексии (14 мин. )
1. Прием "сводная таблица"
– В чем сходство Герасима и Татьяны?
Трудолюбие, ответственность, терпение, искренность – качества, объединяющие героев.
2. Составление синквейна, отражающего разность героев (по группам):
– Чем оличаются герои?
Татьяна-1 группа
Герасим– 2 группа
( Продуктивные формы деятельности: рефлексивность, ясность речи, коммуникативная культура, культура эмоций. )
IV. Подведение итогов. Домашнее задание (3 минуты)
В заключение урока учитель проводит рефлексию, предлагая определить ценность урока, его полезность.
( Продуктивные формы деятельности: рефлексивность, аргументированность, ясность речи. )
Дома вернуться к кластеру, над которым работали в классе, и дополнить его, учитывая содержание текста (распечатанный эпизод учащимся раздается учителем)
( Репродуктивные формы деятельности: внимание, точность речи.
Продуктивные формы деятельности: ответственность, рефлексивность, ясность речи. )
Список литературы:
- Учебник: Литература. 5 класс: . . . в 2 частях/ автор-составитель Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2010.
- И. С. Тургенев «Муму»
Метки: Литература