Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Устный журнал по литературе Смоленщины "Страницы жизни и творчества Н. Рыленкова". Ч. 1

Устный журнал по литературе Смоленщины "Страницы жизни и творчества Н. Рыленкова". Ч. 1 На доске запись: «Дорога уходит за околицу»

Цель: представить многообразие тем и жанров в творчестве Н. Рыленкова; выявить определяющие черты личности писателя: трудолюбие, широкую образованность, совестливость и доброту, патриотизм; воспитать чувство любви и уважения к малой родине.

Оборудование:

1. Выставка книг Рыленкова и о Рыленкове.

2. Фотографии Н. Рыленкова разных лет.

3. Плакат, выполненный творческой группой обучающихся, «Строфы раздумий» (строчки его стихов, ставшие «крылатыми»).

4. Плакат, выполненный творческой группой обучающихся, «Произведения Н. Рыленкова на темы истории и культуры».

5. Плакат, выполненный творческой группой обучающихся, «На перекличке голосов» (образы-портреты времён года, составленные из строчек разных стихотворений Н. Рыленкова о природе).

6. Выставка рисунков обучающихся о природе родного края, распределённая по временам года и подписанная стоками из стихотворений Рыленкова.

7. Томик стихотворений Н. Кольцова.

8. Портрет скульптора Конёнкова.

9. Музыкальное сопровождение (по выбору учителя).

План урока – страницы устного журнала:

1. Страница первая «Я вспомню детство…»

2. Страница вторая «Сказка русской природы в стихах Н. Рыленкова».

3. Страница третья «Прошедшим фронт, нам день зачтётся за год…»

4. Страница четвёртая «Произведения Н. Рыленкова на темы русской истории и культуры».

5. Страница пятая «Пятое время года». Стихи о любви».

Ход урока:

Страница первая «Я вспомню детство…»

1 чтец:

Я вспомню детство и увижу поле,

Над безымянной речкой – деревушку,

У изгороди, хмелем перевитой, -

Колодезный высокий журавель.

Там я с восхода солнца до заката,

Уйдя из дому, лазал по деревьям

И. возвращаясь, спрашивал у ветра,

Что будет завтра: вёдро или дождь.

И ветер отвечал мне: буде вёдро,

Деревья подтверждали: будет вёдро,

И только где-то на болоте цапля

Кричала: будет непременно дождь.

В садах цвели и осыпались вишни,

В тугие кисти превращалась завязь,

И ягоды, обугленные солнцем,

Расталкивали пыльную листву.

А детство шло. У стариков суровых

Перенимал я хитрую науку,

Как строить хаты, как сажать деревья,

В какую пору начинать посев.

Я не боялся ни жары, ни стужи,

Я время дня определял по солнцу,

Угадывал по звёздам время ночи,

Погоду знал по запаху травы.

1 ведущий: Н. И. Рыленков родился 2 (15) февраля 1901 года в деревне Алексеевке (народное название Ломня) Тюнинской волости Рославльского уезда Смоленской губернии. Впоследствии все эти названия не раз встретятся в его стихах и автобиографической прозе. В годы раннего детства будущего поэта его семья насчитывала до 12-ти человек. Особого достатка в семье не было, но и не бедствовали: в этой семье сызмала и до смерти все трудились, не покладая рук. О детстве и отрочестве Н. Рыленкова сохранились скупые свидетельства документов и близких к нему людей. В последние годы он сам рассказал об этом времени в повестях «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу» и в нескольких очерках. По словам писателя, его мемуарная проза – своеобразное предисловие к стихам.

2 ведущий: Глава из книги «Сказка моего детства» «В избе и в поле». Отрывок: «Времена года у меня, как у каждого деревенского мальчика, делились на две половины – между избой и полем. Причём в избе я вспоминаю себя только зимой, а с весны и до осени вижу всегда за деревенской околицей, в поле и на лугах. Зима обычно начиналась с филипповского заговенья перед рождественским постом. До этого срока в деревне нанимали даже пастуха. Считалось, что после заговенья скот в поле ходить не может. Но, как правило, пастьбу скота пастух прекращал гораздо раньше, с наступлением заморозков. Тогда коров уже без пастуха выпускали на озимые, стравливали подросшую за погожие дни осени зелень, чтобы она под снегом не загнила. В деревне били последних баранов, и в избах по утрам угарно пахло сырыми овчинами, требухой и жареными шкварками. Но вот наступало заговенье. Все работы в поле и на гумне к этому времени уже кончались, дела переносились либо во двор, либо в избу. Мужики поправляли крыши, обставляли снопами щелястые стены варков, ладили к первопутку дровни, бабы трепали лён, пробовали прялки, а мы, дети, старательно мешали и тем и другим…»

3 ведущий: Значительную роль в судьбе будущего поэта сыграл его отец, деревенский книгочей, мечтавший увидеть сына учителем. Семейной святыней в доме был томик стихотворений Кольцова. На всю жизнь запомнились зимние вечера, когда отец вслух читал «Раздумье селянина», «Песню пахаря», «Косаря», «Урожай». Так, ещё не научившись грамоте, ребёнок впервые приобщился к миру русской поэзии.

2 чтец: Н. Рыленков

«Открою я томик Кольцова»

О, вещее русское слово,

Строка, что как птица поёт…

Открою я томик Кольцова –

И памятью детства пахнёт.

За купой берёз поседелых.

Что учит зима ворожбе,

Горит огонёк посиделок,

Предпраздничный вечер в избе.

Рассказаны сказки и были

Про бар, про попов, про чертей…

А книжка? Про книжку забыли?

Давай-ка читай, грамотей!

Отцу же того лишь и надо,

Ему, грамотею, почёт…

Не пряча довольного взгляда,

Он книжку на скатерть кладёт.

Что это за книжка – я знаю,

Хоть с азбукой я не знаком,

И вслед за отцом повторяю

Строку за строкой шепотком.

В них пахаря ясные думы.

В них вольный напев косаря.

И лиц, что были угрюмы,

Светлеют, что в поле заря.

У всех расправляются плечи,

С судьбой не пугает их спор.

Далече тот вечер. Далече,

Но помнится мне до сих пор.

Открою я томик Кольцова –

И вновь у отцовских ворот.

О, вещее русское слово,

Строка, что как птица поёт.

А сейчас, на фоне мелодии Камиля Сен-Санса «Лебедь» из сюиты «карнавал животных» прозвучат думы Н. Рыленкова о матери.

Н. Рыленков.

«Думая о матери»

Думая о матери. Я иногда вижу её теперь

В дни семейных торжеств и праздников,

Той урядливой, домовитой хозяйкой,

Которая, принимая степенных гостей,

Всё примечающих и всё знающих в доме,

Умела сказать каждому самое нужное слово.

Вижу её также в дни сенокоса и жатвы.

На лугу и в поле, где, такая нарядная и загорелая.

Обвеянная запахами трав и хлебов.

Она мимоходом ласкала меня,

Ловко подбрасывая то на копну,

То на только что навитый воз,

Награждая хорошими шлепками,

Если я цеплялся за её подол.

Но чаще всего я вижу её совсем другою:

Притихшею, измождённою долгой болезнью,

С лицом, на котором остались только глаза,

Большие, тёмные, глубокие глаза,

Смотревшие куда-то далеко-далеко.

Была ранняя осень, убирали яровое,

Но мать никуда не отпускала меня от себя,

И я весь день сидел у её изголовья

В пропахшей лекарствами избе,

Читая вслух рассказы из букваря.

Но в то, запомнившееся мне навсегда, утро,

Налитое светом, словно спелое антоновское яблоко,

Она вдруг сказала, что ей стало немножко лучше,

И что я могу пойти с приятелями в поле,

Либо поехать на луга, где теперь пасли коней

И жгли весёлые костры.

Я не мог скрыть своей радости:

Ведь я уже так давно не бегал с приятелями,

Не ездил верхом, не сидел у потрескивающего костра,

Не ел печёной картошки с салом.

Мать заметила это и улыбнулась,

Улыбнулась, как только умела улыбаться она,

Очень грустной и очень доброй, всё понимающей улыбкой,

И облегчённо вздохнула.

Она взяла мою голову,

Пригладила лёгкой, почти невесомой рукой вихры,

Поцеловала в лоб, перекрестила и , отвернувшись к стенке,

Прошелестела пересохшими губами:

«Ступай, мой мальчик».

Мне стало стыдно, что я оставляю её,

Хотелось стать перед ней на колени,

Сказать: «Прости. Мамочка.

Я никуда не пойду от тебя…»

Но я ничего не сказал

И до сих пор не могу простить себе этого,

Потому что больше я ничего не мог сказать ей,

Моя мать умерла без меня.

Когда я вернулся, её уже обрядили в последний путь.

Только потом мне рассказали, что самым последним словом.

Которое она произнесла, прощаясь с жизнью, было моё имя.

И тогда я понял, почему она не хотела,

Чтобы я видел её умирающей.

Она хотела, чтобы я жил, думая о жизни, а не о смерти.

3 ведущий: Рыленков рано потерял отца и мать. Учиться приходилось с перерывами, и время учения растянулось до тридцатых годов. Любознательным ребёнком, потом подростком владела горьковская страсть к чтению. В сельской школе он находил книги из помещичьих библиотек. Ему повезло на хороших учителей. В это время определились его литературные пристрастия, вкусы на всю его жизнь. До поступления в институт он успел поработать учителем, волостным статистиком, секретарём, председателем сельсовета, и каждое лето выполнял без скидок тяжёлый, но священный, по его мнению, крестьянский труд.

Страница вторая «Сказка русской природы в стихах Н. Рыленкова»

Отрывок из очерка Н. Рыленкова «Стихи моей юности»:

«Стихи я начал писать очень рано, едва научившись грамоте. Потянуло меня к перу, скорее всего, от страшного одиночества и ранней сосредоточенности в себе. Дело в том, что после смерти родителей я с младшим братом, совсем ещё ребёнком, остался в семье дяди, где мы были обузой… Чтобы поменьше торчать на глазах у родичей, я весной, пока не нанимали мирского пастуха, охотно пас скот, а летом водил в ночное коней, ходил в лес драть лыки… Там у меня и зародилась та любовь к природе, которая дала выход всем нерастраченным чувствам детского сердца. Там же я начал слагать свои первые стихи».

1 ведущий: основной жанр в творчестве Н. Рыленкова – пейзажные стихи. Некоторые критики упрекали его в таком пристрастии. В стихах о природе он умел выразить тончайшие оттенки чувств, переживаний, настроений: восторг, печаль, удивление, любовь, раздумье. Н. Рыленков открыл в пейзаже средней полосы свойство, не замеченное до него никем, которое выразилось в поэтической формуле «прелесть застенчивой русской природы».

Мы объявляем конкурс на лучшего чтеца стихотворений Н. Рыленкова о природе – его поэтический календарь.

1. У наших зим – особенная прелесть:

Под вечер успокоится пурга

И хлынет свет, как будто загорелись

Закатом подожженные снега.

Сидит ворона на дубу жар-птицей,

Стоят оградой терема леса,

И кажется: вот-вот начнут твориться,

Как в мудрой русской сказке чудеса.

2. Ивовая дудочка подпаска.

Млеет даль от солнечного взгляда,

Ветер льнёт к любой травинке с лаской,

Целый день поёт, журчит у стада

Ивовая дудочка подпаска.

Не устанет он в лугу зелёном

Вторить песней кликам журавлиным.

То не эхо катится по склонам,

А весна гуляет по долинам.

Пусть берёзкой притворилась лада,

Вот встряхнётся – и начнётся сказка…

Целый день журчит, поёт у стада

Ивовая дудочка подпаска.

3. Ты хочешь знать, как пахнет лето,

Чем нас томит его краса?

Ступай, проснувшись до рассвета.

Туда, где луг знобит роса;

Туда, где свет небес бездонных

Вбирают нивы и сады,

Откуда я принёс в ладонях

Лишь капельку живой воды.

4. Сумерки. Рябиновый закат,

Огонёк на жнивьях в дальнем поле…

Друг хороший! Чем я виноват,

Что всё это мило мне до боли.

Что в родной простор меня манят,

Памятью пережитого, что ли,

Сумерки, рябиновый закат,

Огонёк на жнивьях в дальнем поле.

5. Все в тающей дымке -

Холмы, перелески…

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

6. Всегда задумчива, скромна,

Как верба у ручья,

Моя родная сторона,

Смоленщина моя.

Обожжена, как верба та,

Не раз грозой была.

Казалось: нету ни листа,

А смотришь – ожила!

Шумит, как прежде, зелена,

Вчерашний вздох тая,

Моя родная сторона,

Смоленщина моя.

Я на твоих просторах рос,

Лелеял все мечты,

О, дай мне сил, чтоб после гроз

Я оживал, как ты!

Подведение итогов конкурса.

2 ведущий: «На перекличке голосов» – образы Н. Рыленкова, связанные с временами года, их красками, звуками, запахами, очертаниями. (Плакат – творческая работа группы обучающихся).

А теперь я прошу обратить ваше внимание на выставку рисунков обучающихся о природе родного края. Посмотрите, как перекликаются эти портреты-образы с рисунками, и к каждому рисунку легко можно подобрать строки из стихотворений Н. Рыленкова. А все вместе образы объединены одним словом – сказка. «Сказка моего детства» – назвал книгу Н. Рыленков. Прекрасной сказкой его детства, юности, зрелости была русская природа в разных её состояниях.

Метки: Литература