Устный журнал по литературе Смоленщины "Страницы жизни и творчества Н. Рыленкова". Ч. 1
Устный журнал по литературе Смоленщины "Страницы жизни и творчества Н. Рыленкова". Ч. 1 На доске запись: «Дорога уходит за околицу»
Цель: представить многообразие тем и жанров в творчестве Н. Рыленкова; выявить определяющие черты личности писателя: трудолюбие, широкую образованность, совестливость и доброту, патриотизм; воспитать чувство любви и уважения к малой родине.
Оборудование:
1. Выставка книг Рыленкова и о Рыленкове.
2. Фотографии Н. Рыленкова разных лет.
3. Плакат, выполненный творческой группой обучающихся, «Строфы раздумий» (строчки его стихов, ставшие «крылатыми»).
4. Плакат, выполненный творческой группой обучающихся, «Произведения Н. Рыленкова на темы истории и культуры».
5. Плакат, выполненный творческой группой обучающихся, «На перекличке голосов» (образы-портреты времён года, составленные из строчек разных стихотворений Н. Рыленкова о природе).
6. Выставка рисунков обучающихся о природе родного края, распределённая по временам года и подписанная стоками из стихотворений Рыленкова.
7. Томик стихотворений Н. Кольцова.
8. Портрет скульптора Конёнкова.
9. Музыкальное сопровождение (по выбору учителя).
План урока – страницы устного журнала:
1. Страница первая «Я вспомню детство…»
2. Страница вторая «Сказка русской природы в стихах Н. Рыленкова».
3. Страница третья «Прошедшим фронт, нам день зачтётся за год…»
4. Страница четвёртая «Произведения Н. Рыленкова на темы русской истории и культуры».
5. Страница пятая «Пятое время года». Стихи о любви».
Ход урока:
Страница первая «Я вспомню детство…»
1 чтец:
Я вспомню детство и увижу поле,
Над безымянной речкой – деревушку,
У изгороди, хмелем перевитой, -
Колодезный высокий журавель.
Там я с восхода солнца до заката,
Уйдя из дому, лазал по деревьям
И. возвращаясь, спрашивал у ветра,
Что будет завтра: вёдро или дождь.
И ветер отвечал мне: буде вёдро,
Деревья подтверждали: будет вёдро,
И только где-то на болоте цапля
Кричала: будет непременно дождь.
В садах цвели и осыпались вишни,
В тугие кисти превращалась завязь,
И ягоды, обугленные солнцем,
Расталкивали пыльную листву.
А детство шло. У стариков суровых
Перенимал я хитрую науку,
Как строить хаты, как сажать деревья,
В какую пору начинать посев.
Я не боялся ни жары, ни стужи,
Я время дня определял по солнцу,
Угадывал по звёздам время ночи,
Погоду знал по запаху травы.
1 ведущий: Н. И. Рыленков родился 2 (15) февраля 1901 года в деревне Алексеевке (народное название Ломня) Тюнинской волости Рославльского уезда Смоленской губернии. Впоследствии все эти названия не раз встретятся в его стихах и автобиографической прозе. В годы раннего детства будущего поэта его семья насчитывала до 12-ти человек. Особого достатка в семье не было, но и не бедствовали: в этой семье сызмала и до смерти все трудились, не покладая рук. О детстве и отрочестве Н. Рыленкова сохранились скупые свидетельства документов и близких к нему людей. В последние годы он сам рассказал об этом времени в повестях «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу» и в нескольких очерках. По словам писателя, его мемуарная проза – своеобразное предисловие к стихам.
2 ведущий: Глава из книги «Сказка моего детства» «В избе и в поле». Отрывок: «Времена года у меня, как у каждого деревенского мальчика, делились на две половины – между избой и полем. Причём в избе я вспоминаю себя только зимой, а с весны и до осени вижу всегда за деревенской околицей, в поле и на лугах. Зима обычно начиналась с филипповского заговенья перед рождественским постом. До этого срока в деревне нанимали даже пастуха. Считалось, что после заговенья скот в поле ходить не может. Но, как правило, пастьбу скота пастух прекращал гораздо раньше, с наступлением заморозков. Тогда коров уже без пастуха выпускали на озимые, стравливали подросшую за погожие дни осени зелень, чтобы она под снегом не загнила. В деревне били последних баранов, и в избах по утрам угарно пахло сырыми овчинами, требухой и жареными шкварками. Но вот наступало заговенье. Все работы в поле и на гумне к этому времени уже кончались, дела переносились либо во двор, либо в избу. Мужики поправляли крыши, обставляли снопами щелястые стены варков, ладили к первопутку дровни, бабы трепали лён, пробовали прялки, а мы, дети, старательно мешали и тем и другим…»
3 ведущий: Значительную роль в судьбе будущего поэта сыграл его отец, деревенский книгочей, мечтавший увидеть сына учителем. Семейной святыней в доме был томик стихотворений Кольцова. На всю жизнь запомнились зимние вечера, когда отец вслух читал «Раздумье селянина», «Песню пахаря», «Косаря», «Урожай». Так, ещё не научившись грамоте, ребёнок впервые приобщился к миру русской поэзии.
2 чтец: Н. Рыленков
«Открою я томик Кольцова»
О, вещее русское слово,
Строка, что как птица поёт…
Открою я томик Кольцова –
И памятью детства пахнёт.
За купой берёз поседелых.
Что учит зима ворожбе,
Горит огонёк посиделок,
Предпраздничный вечер в избе.
Рассказаны сказки и были
Про бар, про попов, про чертей…
А книжка? Про книжку забыли?
Давай-ка читай, грамотей!
Отцу же того лишь и надо,
Ему, грамотею, почёт…
Не пряча довольного взгляда,
Он книжку на скатерть кладёт.
Что это за книжка – я знаю,
Хоть с азбукой я не знаком,
И вслед за отцом повторяю
Строку за строкой шепотком.
В них пахаря ясные думы.
В них вольный напев косаря.
И лиц, что были угрюмы,
Светлеют, что в поле заря.
У всех расправляются плечи,
С судьбой не пугает их спор.
Далече тот вечер. Далече,
Но помнится мне до сих пор.
Открою я томик Кольцова –
И вновь у отцовских ворот.
О, вещее русское слово,
Строка, что как птица поёт.
А сейчас, на фоне мелодии Камиля Сен-Санса «Лебедь» из сюиты «карнавал животных» прозвучат думы Н. Рыленкова о матери.
Н. Рыленков.
«Думая о матери»
Думая о матери. Я иногда вижу её теперь
В дни семейных торжеств и праздников,
Той урядливой, домовитой хозяйкой,
Которая, принимая степенных гостей,
Всё примечающих и всё знающих в доме,
Умела сказать каждому самое нужное слово.
Вижу её также в дни сенокоса и жатвы.
На лугу и в поле, где, такая нарядная и загорелая.
Обвеянная запахами трав и хлебов.
Она мимоходом ласкала меня,
Ловко подбрасывая то на копну,
То на только что навитый воз,
Награждая хорошими шлепками,
Если я цеплялся за её подол.
Но чаще всего я вижу её совсем другою:
Притихшею, измождённою долгой болезнью,
С лицом, на котором остались только глаза,
Большие, тёмные, глубокие глаза,
Смотревшие куда-то далеко-далеко.
Была ранняя осень, убирали яровое,
Но мать никуда не отпускала меня от себя,
И я весь день сидел у её изголовья
В пропахшей лекарствами избе,
Читая вслух рассказы из букваря.
Но в то, запомнившееся мне навсегда, утро,
Налитое светом, словно спелое антоновское яблоко,
Она вдруг сказала, что ей стало немножко лучше,
И что я могу пойти с приятелями в поле,
Либо поехать на луга, где теперь пасли коней
И жгли весёлые костры.
Я не мог скрыть своей радости:
Ведь я уже так давно не бегал с приятелями,
Не ездил верхом, не сидел у потрескивающего костра,
Не ел печёной картошки с салом.
Мать заметила это и улыбнулась,
Улыбнулась, как только умела улыбаться она,
Очень грустной и очень доброй, всё понимающей улыбкой,
И облегчённо вздохнула.
Она взяла мою голову,
Пригладила лёгкой, почти невесомой рукой вихры,
Поцеловала в лоб, перекрестила и , отвернувшись к стенке,
Прошелестела пересохшими губами:
«Ступай, мой мальчик».
Мне стало стыдно, что я оставляю её,
Хотелось стать перед ней на колени,
Сказать: «Прости. Мамочка.
Я никуда не пойду от тебя…»
Но я ничего не сказал
И до сих пор не могу простить себе этого,
Потому что больше я ничего не мог сказать ей,
Моя мать умерла без меня.
Когда я вернулся, её уже обрядили в последний путь.
Только потом мне рассказали, что самым последним словом.
Которое она произнесла, прощаясь с жизнью, было моё имя.
И тогда я понял, почему она не хотела,
Чтобы я видел её умирающей.
Она хотела, чтобы я жил, думая о жизни, а не о смерти.
3 ведущий: Рыленков рано потерял отца и мать. Учиться приходилось с перерывами, и время учения растянулось до тридцатых годов. Любознательным ребёнком, потом подростком владела горьковская страсть к чтению. В сельской школе он находил книги из помещичьих библиотек. Ему повезло на хороших учителей. В это время определились его литературные пристрастия, вкусы на всю его жизнь. До поступления в институт он успел поработать учителем, волостным статистиком, секретарём, председателем сельсовета, и каждое лето выполнял без скидок тяжёлый, но священный, по его мнению, крестьянский труд.
Страница вторая «Сказка русской природы в стихах Н. Рыленкова»
Отрывок из очерка Н. Рыленкова «Стихи моей юности»:
«Стихи я начал писать очень рано, едва научившись грамоте. Потянуло меня к перу, скорее всего, от страшного одиночества и ранней сосредоточенности в себе. Дело в том, что после смерти родителей я с младшим братом, совсем ещё ребёнком, остался в семье дяди, где мы были обузой… Чтобы поменьше торчать на глазах у родичей, я весной, пока не нанимали мирского пастуха, охотно пас скот, а летом водил в ночное коней, ходил в лес драть лыки… Там у меня и зародилась та любовь к природе, которая дала выход всем нерастраченным чувствам детского сердца. Там же я начал слагать свои первые стихи».
1 ведущий: основной жанр в творчестве Н. Рыленкова – пейзажные стихи. Некоторые критики упрекали его в таком пристрастии. В стихах о природе он умел выразить тончайшие оттенки чувств, переживаний, настроений: восторг, печаль, удивление, любовь, раздумье. Н. Рыленков открыл в пейзаже средней полосы свойство, не замеченное до него никем, которое выразилось в поэтической формуле «прелесть застенчивой русской природы».
Мы объявляем конкурс на лучшего чтеца стихотворений Н. Рыленкова о природе – его поэтический календарь.
1. У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке чудеса.
2. Ивовая дудочка подпаска.
Млеет даль от солнечного взгляда,
Ветер льнёт к любой травинке с лаской,
Целый день поёт, журчит у стада
Ивовая дудочка подпаска.
Не устанет он в лугу зелёном
Вторить песней кликам журавлиным.
То не эхо катится по склонам,
А весна гуляет по долинам.
Пусть берёзкой притворилась лада,
Вот встряхнётся – и начнётся сказка…
Целый день журчит, поёт у стада
Ивовая дудочка подпаска.
3. Ты хочешь знать, как пахнет лето,
Чем нас томит его краса?
Ступай, проснувшись до рассвета.
Туда, где луг знобит роса;
Туда, где свет небес бездонных
Вбирают нивы и сады,
Откуда я принёс в ладонях
Лишь капельку живой воды.
4. Сумерки. Рябиновый закат,
Огонёк на жнивьях в дальнем поле…
Друг хороший! Чем я виноват,
Что всё это мило мне до боли.
Что в родной простор меня манят,
Памятью пережитого, что ли,
Сумерки, рябиновый закат,
Огонёк на жнивьях в дальнем поле.
5. Все в тающей дымке -
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
6. Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.
Обожжена, как верба та,
Не раз грозой была.
Казалось: нету ни листа,
А смотришь – ожила!
Шумит, как прежде, зелена,
Вчерашний вздох тая,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.
Я на твоих просторах рос,
Лелеял все мечты,
О, дай мне сил, чтоб после гроз
Я оживал, как ты!
Подведение итогов конкурса.
2 ведущий: «На перекличке голосов» – образы Н. Рыленкова, связанные с временами года, их красками, звуками, запахами, очертаниями. (Плакат – творческая работа группы обучающихся).
А теперь я прошу обратить ваше внимание на выставку рисунков обучающихся о природе родного края. Посмотрите, как перекликаются эти портреты-образы с рисунками, и к каждому рисунку легко можно подобрать строки из стихотворений Н. Рыленкова. А все вместе образы объединены одним словом – сказка. «Сказка моего детства» – назвал книгу Н. Рыленков. Прекрасной сказкой его детства, юности, зрелости была русская природа в разных её состояниях.
Метки: Литература