Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Конспект урока-подготовки к написанию сочинения сравнительного типа по повести "Капитанская дочка"

Конспект урока-подготовки к написанию сочинения сравнительного типа по повести "Капитанская дочка"

Конспект урока-подготовки к написанию сочинения сравнительного типа по повести "Капитанская дочка"

Тип урока

: открытие нового знания.

Цели урока:

1) подготовить базу для написания сочинения сравнительного типа (предметные результаты);

2) совершенствовать навыки сопоставления двух героев одного произведения, структурирование материала и самостоятельная организация собственной деятельности (метапредметные результаты);

3) способствовать развитию чувства уважительного отношения к собственной работе и к русской литературе в целом (личностные результаты)

Ресурсы: повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка", теоретический материал по теме "Сравнительная характеристика двух литературных героев".

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность

учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

– Добрый день, ребята!

На столиках у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

– Как много улыбок засветилось. Спасибо!

– А это мое настроение…

Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение.

Самоконтроль.

Сотрудничество.

II. Актуализация знаний.

Слово учителя.

Жил несколько лет назад в деревеньке Спудни старый

агроном – Сергей Васильевич Орлов. Большой знаток своего дела. И даже выйдя на пенсию, он не забывал о своей профессии. В любое время года его можно было видеть в саду, в огороде. Сергей Васильевич то возился с плодовыми деревьями, то проводил какие-то эксперименты с землей. А когда его спрашивали, что он делает, старый агроном хитро щурился и отвечал: "Жизнь без дела не жизнь, а теория без практики, что сухой лист на ветке дуба".

-Как вы думаете, ребята, что имел в виду Сергей Васильевич Орлов?

Наверное, то, что смысл жизни человека – это творческий труд, что любое знание должно подкрепляться ежедневной работой, практикой. Не будет дела – исчезнет и знание.

Слушают учителя.

Познавательные общеучебные,

Коммуникативные.

III. Постановка цели урока, формулировка темы.

Вопросы учителя.

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

А кого будем сравнивать?

Как бы сформулировали тему урока?

Отвечают на вопросы.

Готовиться к написанию сочинения сравнительного типа по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

Гринева и Швабрина.

Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа на тему "Гринев и Швабрин".

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

IV . Открытие нового знания.

а) Фронтальная работа.

Определите основание для сравнения двух героев.

б) Групповая работа

.

– Найдите черты сходства. Обоснуйте свою позицию.

– Найдите черты различия. Обоснуйте свою позицию.

в) Фронтальная работа.

Определите цель сравнения героев.

Подумайте, о чем можно рассказать во вступительной части сочинения.

Составьте план сравнительной характеристики.

Подберите языковые средства для выражения сходства и различия и перехода от одной части сравнения к другой.

а) Определяют основание для сравнения двух героев. Швабрин и Гринев – две сильные личности, враждебно действующие друг против друга.

б) Находят черты сходства и различия. Обосновывают свою позицию.

– Находят черты сходства. Обосновывают свою позицию.

Черта сходства.

1) Возраст (оба молоды)

2) Пребывание в Белогорской крепости

( не по своей воле). Швабрин – за смертоубийство на дуэли; Гринев – по распоряжению отца).

3) Образовательный уровень (достаточно высокий). Гринев владеет французским языком и пишет стихи, Швабрин также может разговаривать по-французски и умеет неплохо анализировать стихи, написанные Гриневым.

Черты различия.

1) Социальное и служебное положение (Швабрин – светский человек, гвардейский офицер, а Гринев – скромный провинциал, "дворянский недоросль", выросший в деревне).

2) Черты характера (коварство, беспринципность и лживость Швабрина; добродушие, честность и

порядочность Гринева).

3) Отношение к присяге. Гринев верен присяге, готов с оружием в руках защищать то и того, кому присягал; для Швабрина

Присяга – пустой звук, ради спасения своей жизни он готов на все.

4) Отношение к Маше. Гриневские чувства к девушке – чувства искренние и высокие, ради возлюбленной он готов пожертвовать жизнью. Чувства Швабрина – чувства эгоистичные, ради достижения своей цели он готов на все: и на ложь, и на оскорбления, и на заточение своей возлюбленной.

В) Определяют цель сравнения героев.

Не все в человеке определяется происхождением. Многое в нем зависит и от воспитания, от тех ценностей, которые он приобретает благодаря стараниям и заботам родителей.

Обдумывают возможный вариант вступления.

Вступление должно подводить к сравнению. Значит, логично в этой части сочинения указать на палитру красок человеческих характеров.

Составляют план сравнительной характеристики.

План.

I. Вступление. Палитра красок человеческих характеров.

II. Главная часть. Гринев и Швабрин – две сильные личности, действующие друг против друга.

1) Черты сходства:

а) возраст;

б) причины пребывания в Белогорской крепости;

в) образовательный уровень.

2) Черты различия.

а) социальное и служебное положение;

б) характер;

в) отношение к присяге;

г) отношение к Маше.

III. Вывод. Цель сравнения героев.

Подбирают языковые средства для выражения сходства и различия и перехода от одной части сравнения к другой.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Части сочинения

Используемые языковые средства

1) Вступление – основание сравнения.

2) Черты сходства

3) Черты различия.

4) Вывод.

Поэтому так и интересны два героя повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" – Швабрин и Гринев. Это…

У них есть как…, так и …

Что же сближает героев?

Прежде всего…

Да и в Белогорской

крепости герои очутились…

К тому же и…

Вот, пожалуй, и все сходства героев. Различия же между ними гораздо более значимые.

Одно из самых важных…

Особенно же сильно различаются герои…

К присяге герои относятся тоже по-разному…

Есть и еще одно различие между Гриневым и Швабриным. Оно наиболее ярко раскрывает сущность героев. Это их отношения.

Что же хотел сказать

А. С. Пушкин читателям, сопоставляя Гринева и Швабрина на страницах повести "Капитанская дочка"? Мне кажется….

V. Рефлексия.

Вопросы учителя, ориентированные на подведение итогов.

Какую цель вы поставили в начале урока?

Реализовали ли вы поставленную цель?

Где можно применять новые знания?

Как вы оцените свою работу на уроке и работу класса в целом?

Отвечают на вопросы, высказывают свою позицию.

Подготовиться к написанию сочинения сравнительного типа на тему "Гринев и Швабрин" (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка).

Реализовали. Мы подготовились к написанию сочинения на тему "Гринев и Швабрин".

При выполнении работ сравнительного типа на уроке истории, русского языка, математики, биологии и т. д.

Регулятивные саморегуляции,

коммуникативные.

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение сравнительного типа на тему "Гринев и Швабрин" (по повести А. С. Пушкина " Капитанская дочка")

Пишут сочинения.

Познавательные, регулятивные.

Список используемой литературы.

1) Пушкин А. С. "Капитанская дочка"

2) Ладыженская Т. А. , ЗепаловаТ. С. Методические указания к факультативному курсу "Теория и практика сочинений разных жанров". – Москва. Просвещение. 1990

3) Бочаров Г. К. Система уроков по изучению повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». – М. : Просвещение, 1952.

4). Гиллельсон М. И. , Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. – Л. : Просвещение, 1977.

5) Дегожская А. С. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Пушкин в школе: Пособие для учителей /. Сост. В. Я. Коровина. – М. :

Метки: Литература